Оказаться пшеницей

Мы уже рассказывали в нашей традиционной рубрике «Книжная полка» о трудах Сергея Иосифовича Фуделя (1900-­1977), великого христианина безбожной эпохи, страдальца за веру, духовного писателя и просветителя. Но на его работе «Церковь верных», вышедшей в издательстве «Русский путь», хочется остановиться особо.

Книга «Церковь верных» помогает ясно и глубоко осознать, что есть Церковь Христова и что означает принадлежать к ней. На мой взгляд, от нехватки понимания страдаем - по-своему - и мы, то есть те, кого можно назвать верующими воцерковленными людьми, и люди иные, по отношению к Церкви внешние. Непонимание того, что такое Церковь и что значит быть православным, восприятие Церкви как некоего «института» или «организации» зачастую сбивают последних с толку и мешает им перешагнуть порог храма. Книга Фуделя - неустаревающий и точный ответ всем спекуляциям на тему Церкви и ее человеческой, земной составляющей, спекуляциям, которых так много сегодня вокруг. Наконец, это прививка от тайного и явного раскольничества, от псевдоправославного сектантства всяческих мастей.

За книгой «Церковь верных» стоит горький опыт автора, который долгое время принадлежал к группе так называемых непоминающих, то есть верующих, отказавшихся поминать за богослужением митрополита, а затем и Патриарха всея Руси Сергия (Страгородского), который проводил политику компромиссов с советской властью. Непоминающие не молились «о властех» именно потому, что у власти были безбожники, и не признавали за заместителем Местоблюстителя Патриаршего престола права делать заявления от имени Церкви. Как пишет в предисловии к книге «Церковь верных» протоиерей Николай Балашов, возвращение Сергея Фуделя в «легальную» Церковь состоялось после того, как один из непоминающих епископов, многострадальный владыка Афанасий (Сахаров), священноисповедник, мнение которого было для Сергея Иосифовича весьма значимо, признал законность избрания Патриарха Алексия (Симанского) и призвал своих духовных чад признать власть Московского Патриархата. Сергей Иосифович, прошедший уже к тому времени через ГУЛаг, сделал окончательный вывод: православному хрис­тианину надлежит сохранять верность Церкви «даже и в том случае, если она все больше наполняется духом, чуждым ее апостольской чистоте».

«Главной темой "Церкви верных", - пишет прото­иерей Николай Балашов, - и стало это глубокое, выстраданное и вымоленное убеждение Фуделя, дававшее ему силы жить в Церкви, жить верой в нее даже и в те глухие хрущевские годы, когда примеры явного исповедничества были редки, а  проявления компромисса с врагами Церкви и с духом времени - вполне очевидны».

Но книга Сергея Фуделя предостерегает нас и от другой крайности, чрезвычайно распространенной, на мой взгляд, в наше время: от убеждения, что грехи людей не мешают им пребывать в Церкви, что пребывание в ней есть нечто гарантированное и не зависящее от образа жизни. Очень многие сегодня произносят: «Я православный» - чрезвычайно легко и не без удовольствия - приятно ведь все же каким-то быть, в каком-то сакральном качестве пребывать, а не просто так существовать на белом свете. Люди называют себя православными, то есть принадлежащими к Церкви, - только потому, что они русские; что их когда-то во младенчестве крестили; что прошлым летом они заходили в церковь и поставили в ней свечку за упокой. И меньше всего задумываются о том, что автоматического членства в Церкви не бывает и что их жизнь не дает им права считать себя принадлежащими к ней. «Святыми отцами, - пишет Фудель, - утверждается истина, что "показание христианских знаков" и даже Причащение Таин еще не доказывает пребывания человека в единой, святой и апостольской Церкви. «Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает...»(Ин. 15, 2)».

Книга «Церковь верных», как и другие книги Фуделя, призвана лишить нас ложного покоя. «Есть вера и есть видимость веры, - пишет Сергей Иосифович, - вот почему апостол сказал такие удивительные, казалось бы, для находящихся в Церкви слова: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы? Самих себя исследывайте»(2 Кор. 13, 5). В вере ли мы? В Церкви ли мы? Вся нераскаянная греховность есть удаление от Церкви, и чем тяжелее нераскаянный грех, тем дальше мы от нее уходим. "Бесстрашная", то есть нераскаянная жизнь во грехе приравнивается отцами к ереси мысли». Отдаем ли мы себе отчет в том, что здесь изложено? Вдумываемся ли в слова священника, накрывшего нашу голову епитрахилью, прощающего и разрешающего нам грехи: «...примири и соедини его (ее) Святей Твоей Церкви»? Раскаиваясь, мы каждый раз соединяемся с нею вновь. Но что в конечном итоге окажется сильнее: то, что соединяет, или то, что разрывает?..

Неизбежный для автора книги и для читателей вопрос: как же быть с «темным двойником Церкви», со злом в церковной ограде, как на него реагировать? К нему нельзя отнестись с ложноблагочестивым безразличием, это с одной стороны, а с другой - нельзя усомниться в Церкви как Теле Христовом по причине существования этого зла. Сергей Иосифович обращает внимание читателя на одно обстоятельство: в русских православных храмах изображение Тайной Вечери с Иудой Искариотским, обмакивающим свой кусок в блюдо, традиционно размещено над царскими вратами. Врата адовы бороли Церковь изнутри - руками того, кто внешне принадлежал к ней, - уже тогда, но они никогда ее таким образом не победят: «Века проходят, и ежедневно выносится Чаша, а сверху то же напоминание, чтобы не было иллюзий, и то же ободрение, чтобы не было отчаяния». Отчаяние подчас нам грозит, но «зная притчу о плевелах, уже невозможно оправдать для себя какой бы то ни было уход из Церкви, в частности, в раскол». В притче о плевелах (см.: Мф. 24, 30) господин поля, на котором враг человеческий - сатана - посеял меж пшеницею плевелы, запрещает своим усердным рабам выдергивать эти плевелы до жатвы. Когда настанет время жатвы, с плевелами разберутся посланные господином жнецы. Пребывая в Церкви, мы должны знать: когда настанет час, Господь отделит плевелы от пшеницы, пшеницу от плевел. Самим бы нам оказаться в тот день пшеницей, именно на это следует направить усилия.

Но одна из главных мыслей Сергея Фуделя: зло в церковной ограде, того самого «темного двойника», нужно искать не в других прежде всего, а в себе. Автор книги «Церковь верных» предлагает нам подражать апостолам, которые, как свидетельствуют евангелисты (см.: Мф. 26, 21-22, Мк. 14, 18-20), весьма опечалились, услышав из уст Учителя один из вас предаст Меня, и каждый из них спрашивал: не я ли, Господи? Не так: «Скажи скорее, кто это, и мы его немедленно изгоним», и не так: «Не этот ли? Точно, он!», а именно так: не я ли?..

Книга, вышедшая, как уже сказано, в издательстве «Русский путь», в серии небольших работ Фуделя, включает в себя также статью «Свет Церкви» - она продолжает тему «Церкви верных» - и удивительный труд «Причастие вечной жизни» - о счастье быть христианином. И сегодня живо заблуждение, распространенное в свое время атеистической пропагандой: христианство обещает человеку счастье после смерти, а на земле предлагает ему исключительно страдать и терпеть. Однако - еще раз цитирую Фуделя: «Христианство зовет к действительному счастью прежде всего здесь, на земле, а уж потом в загробном мире... Ощущая благодать Божию, разлитую в мире, в людях, в природе, христианская душа наполняется радованием, бесконечной благодарностью Богу за дарованное им счастье жить в этом Его мире, в Его природе, с этими Его людьми». Напомню, это написано человеком тяжелейшего жизненного пути, человеком, совсем не знавшим счастья в обиходном значении этого слова - как благополучия.

Газета «Православная вера» «№11 (487)

Марина Бирюкова

http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-06-20-00-00-00-okazatsya-pshenicey
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Последние комментарии
Тульский Ордена Ленина Императорский оружейный завод
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
23.01.2021 10:19
99% граждан России плевать на Навального
Новый комментарий от Коротков А. В.
23.01.2021 09:38
Прививка: день четвёртый
Новый комментарий от Коротков А. В.
23.01.2021 09:24
Прививка: день второй
Новый комментарий от Наталия 2016
23.01.2021 09:13
Будет атака на левом фланге
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
22.01.2021 09:58
Две эпидемии: биологическая и информационная
Новый комментарий от NNNN
22.01.2021 09:32
«Навального нужно приголубить и принять в "Единую Россию"»
Новый комментарий от Сергей Абачиев
22.01.2021 09:28