В Форт-Уорте (США) завершился XIV международный конкурс пианистов Вана Клиберна. Впервые этот форум, проводящийся раз в четыре года, состоялся без его основателя и вдохновителя. Клиберн ушел из жизни 27 февраля этого года.
Конкурс, основанный в 1962 г. в ознаменование триумфальной победы Вана Клиберна на конкурсе Чайковского, считается одним из самых престижных музыкальных состязаний в мире - наряду с конкурсами Чайковского в Москве, Королевы Елизаветы в Брюсселе... Победа на любом из них выводит молодую звезду на новую орбиту. Ведь кроме денежного приза конкурсанты (не только победители) получают мощную информационную поддержку, контракты на международные гастроли и записи дисков.
В этот раз в состязании приняли участие пианисты из 13 стран мира - в возрасте от 19 до 30 лет. Чтобы попасть на конкурс, музыкантам пришлось пройти непростой путь.
После отбора по DVD-записям (стандартной процедуры для международных музыкальных конкурсов) были отобраны 133 пианиста, которые затем сыграли на живых прослушиваниях в нескольких точках мира: Гонконге, Ганновере, Москве, Милане, Нью-Йорке и Форт-Уорте. И только после этого остались 30 конкурсантов, которые были приглашены на заключительные «бои» в Форт-Уорт. (Среди них - пятеро участников из России, четверо из которых прошло в полуфинал).
Схема «финальной» части самого конкурса тоже весьма непроста: в так называемом «предварительном туре» (preliminary round) 30 пианистов играли 2 сольных концерта по 45 минут, после чего жюри отобрало 12 полуфиналистов. Полуфинал также состоял из двух фаз: участник исполнял квинтет (в этом году с полуфиналистами играл струнный квартет Brentano) и еще один сольный концерт на 60 минут, в этом году в программу было включено обязательное произведение современного американского композитора Кристофера Теофанидиса «Birichino», сочиненное специально для конкурса. Пройдя все эти этапы, 6 финалистов исполняли два концерта с оркестром. В этот раз финалистов сопровождал Симфонический оркестр Форт-Уорта под управлением Леонарда Слаткина.
Трудно сказать, насколько хороши и оправданны столь продолжительные и тяжелые состязания, когда речь заходит о тонких материях. Стоит ли говорить о том, насколько велики энергетические затраты музыканта, в течение часа играющего перед огромной аудиторией!
Кроме чистой отдачи энергии на сцене он вынужден бороться с конкурсным волнением и находиться под постоянным пристальным вниманием прессы и поклонников. Столь продолжительные музыкальные состязания, как нам кажется, похожи больше на изнурительный марафон, что вряд ли способствует высокому творчеству на последних стадиях конкурса.
Представители русской фортепианной школы всегда успешно выступали на конкурсе Клиберна. Представители СССР, России на данный момент лидируют в «медальном зачете» (если пользоваться спортивной терминологией). На первом конкурсе в 1962 г. II и III премии получили наши прославленные пианисты Николай Петров и Михаил Воскресенский (I премию тогда получил американец Ральф Вотапек, студент Розины Левиной, преподавательницы самого Клиберна). На следующих двух конкурсах (в 1966 и 1969 гг.) советских пианистов не было, но не стоит забывать, что в 1966 г. победу одержал Раду Лупу, ученик прославленных советских фортепианных педагогов Генриха и Станислава Нейгаузов, представлявший Румынию. В 1973 г. победил Владимир Виардо, а пятым стал Евгений Королев (оба СССР). Среди советских лауреатов 1977 г. были Александр Торадзе (II премия) и Александр Мндоянц (V премия). Затем снова в двух конкурсах подряд (в 1981 и 1985 гг.) советские пианисты не участвовали.
Одним из ярчайших событий в истории конкурса стала победа 20-летнего Алексея Султанова в 1989 г.
Этот экстраординарно одаренный, темпераментный пианист был дважды «обижен» на конкурсе Чайковского. Зато Америка приняла его «на ура». После триумфальной победы на конкурсе Клиберна пианист переехал жить в Форт-Уорт, где и завершил свой яркий, короткий и трагичный жизненный путь.
Кроме Султанова на том конкурсе было еще двое лауреатов из СССР - 4-ю премию завоевал Александр Штаркман, сын знаменитого советского пианиста Наума Штаркмана, а 6-ю - Элисо Болквадзе. На последующих двух конкурсах представители России - Валерий Кулешов (в 1993 г.) и Яков Касман (в 1997 г.) становились вторыми. А через четыре года русская фортепианная школа снова торжествовала: в 2001 г. первую премию разделили Ольга Керн (Россия) и Станислав Юденич, ученик Д. Башкирова, представлявший Узбекистан. Вторым стал еще один русский музыкант - Максим Филиппов.
В 2005 г. победу в конкурсе Клиберна одержал россиянин Александр Кобрин. Примечательно, что трое из четырех русских победителей в истории этого престижного конкурса - ученики прославленного педагога Московской консерватории Льва Наумова.
На предпоследнем конкурсе в 2009 г. победителем сенсационно стал незрячий японский пианист Нобуюки Цудзии, разделивший первую премию с 19-летним Хаочен Чжан из Китая.
С 1973 г. судейскую коллегию неизменно возглавляет американец Джон Джордано. В состав жюри этого года вошли также Дмитрий Алексеев (Россия), Мишель Берофф (Франция), Андреа Бонатта (Италия), Ричард Дайер, Менахем Пресслер (США), Йозеф Калихштайн, Йохевед Каплински, Арье Варди (Израиль), Лю Ши Кунь, Сянь Чжан (Китай), Минору Нохима (Япония), Бланка Урибе (Колумбия). Сам Клиберн никогда не входил в состав жюри конкурса, и зачастую даже не посещал прослушивания, мотивируя это тем, что очень переживает за участников.
По мнению музыковеда Джозефа Горовица, на конкурсе Клиберна преобладают популистские настроения, оптимизм и небрежная наивность. Действительно, у конкурса есть свое лицо. Свойственная американскому менталитету некая легкость («невыносимая легкость бытия»), экстравертность ощущается во всем - в стиле ведения торжественных церемоний, в очень эмоциональной реакции публики, в информационном освещении конкурса. Шоу есть шоу.
Но при этом подлинность откровений конкурсантов не меркнет.
Победителем конкурса в этом году стал украинец Вадим Холоденко (на фото) - ассистент знаменитого профессора Веры Горностаевой в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Молодой пианист также удостоен специальных призов за лучшее исполнение камерной музыки и обязательной пьесы.
II премии удостоена серьезная, сосредоточенная 20-летняя итальянка Беатриче Рана, студентка Ганноверской высшей школы музыки и театра, получившая также «приз слушательских симпатий».
Третью премию получил представитель США Шон Чен, выпускник Джульярдской школы (которую окончил Клиберн). В финале конкурса выступили еще три пианиста - 19-летний японец Томоки Саката, самый молодой участник этого конкурса, а также китаянка Фей-Фей Донг, студентка Джульярдской школы, и аспирант Московской консерватории Никита Мндоянц, представляющий Россию. Также спецпризами жюри награждены Стивен Лин и Клэр Хуанси из США и итальянец Алессандро Дельяван.
Отдельно скажем о финалисте Никите Мнодянце, продемонстрировавшем на конкурсе интеллигентную, умную игру.
Его отец, заслуженный артист РСФСР, профессор Александр Мнодянц, выступал на конкурсе Клиберна в 1977 г. и добился пятой премии. Поразительная преемственность! Примечательно, что Никиту поселили на нынешнем конкурсе в ту же семью (хост-фэмили), что принимала много лет назад и его отца. Н. Мндоянц впервые выступил на сцене в 10 лет, а уже через год выпустил первую запись. Пианист много гастролировал в России, Европе, Китае, США, выступал в том числе и на Мировом экономическом форуме в Давосе. В 2007 году студия Classical Records выпустила два диска Никиты, в которые вошла и музыка его собственного сочинения.
Один из членов жюри, Дмитрий Алексеев, так отозвался о нынешнем триумфаторе конкурса Вадиме Холоденко: «Иногда на конкурсах происходит открытие, и это открытие произошло. Новый победитель - уже сложившийся яркий артист, который в лучших своих исполнениях достигает вершин, сравнимых с большими великими пианистами».
В чем же заключается «открытие» достаточно известного пианиста Холоденко, неоднократно побеждавшего на международных конкурсах, среди которых конкурс пианистов в Сендае (Япония), конкурс Шуберта в Дортмунде, конкурс Марии Каллас в Афинах? Видимо, в данном контексте речь идет о том, что Вадим Холоденко, наконец, попал «в фокус», звезды сошлись и - все «внезапно» оценили масштаб его дарования в полной мере.
В победном пути Холоденко на конкурсе Клиберна было достаточно деталей, из которых впоследствии (или сразу) складывается миф. Пресса уже растиражировала признание музыканта о том, что каденции к концерту Моцарта, исполненные им в финале конкурса, он написал в самолете, по пути в Форт-Уорт. А перед объявлением результатов полуфинала Вадим отправился погулять в зоопарк, что тоже, несомненно, заслуживает всяческой симпатии. В этот же ряд становится и воспоминание Холоденко о том, что одной из его любимых пластинок детства была запись 1-го концерта Чайковского и 3-го концерта Рахманинова в исполнении Вана Клиберна.
Пожалуй, из всех конкурсантов Вадим Холоденко - самый ярко выраженный преемник «клиберновского» духа.
Эта преемственность заключается, кроме прочего, в живости, незамутненности и свежести музицирования. В его игре ощущается свобода - в том числе и от условностей, исполнительских традиций и школ (они органично впитаны, но не подавляют). Для этого пианиста существует только «здесь и сейчас». Поэтому его игра производит впечатление «трансляции из открытого космоса».
Еще от Клиберна - сумасшедшая любовь публики. Клиберн играл на радость людям. Холоденко играл на конкурсе так, что радость публики зашкаливала. После каждого выступления Холоденко интернет взрывался сотнями восторженных «твитов». Твиттер и сейчас переполнен репликами вроде «VADYM IS A LEGEND» или «Дорогой Вадим! От чистого сердца поздравляю тебя с Победой твоего молодого творчества и таланта! Премия ничто! Моцарт - все! Браво!».
Публика сходит от него с ума, он искренен, он носит веселые футболочки. Он может сыграть на бис что-нибудь из репертуара своей любимой современной рок-группы Рэйдиохед (вспомним параллелью клиберновские «Подмосковные вечера» и «Вечер на рейде»). Ван Клиберн был носителем незаурядного исполнительского и личностного обаяния. И в том, что победителем клиберновского конкурса становится именно тот, кого обожает публика, есть неотменимая логика.
Можно говорить и об идеально выбранной конкурсной стратегии Холоденко. Когда оглядываешься назад и видишь, что и как срабатывало и воплощалось, этот путь кажется виртуозным - начиная от подбора программы и заканчивая репликами в интервью. Вадим дерзко и четко составил конкурсную программу, включив в нее редко исполняемую и, казалось бы, совершенно «неконкурсную» музыку. Выступление в первой фазе «предварительного тура» пианист начал с произведения американского композитора-минималиста Джона Адамса «Китайские ворота», которое, по его словам, послужило некой прелюдией к Первой сонате Рахманинова - огромному и редко исполняемому полотну. В связи с «Китайскими воротами» возник еще один обаятельный эпизод, достойный попадания в «сокровищницу чудесных мгновений» конкурса: единожды на протяжении конкурса после окончания произведения публика не аплодировала. И это было адекватно моменту - слушатели были заворожены повторяющимися колебаниями-мерцаниями Адамсовской пьесы и попросту не успели привычно отреагировать. И после этого «замирания», этой тишины зазвучала соната Рахманинова.
Сам Рахманинов писал о своем сочинении: «Соната безусловно дикая и бесконечно длинная. Я думаю, около 45 минут. ... Это сочинение никогда никто играть не будет из-за трудности и длины, а может быть, еще, что самое главное, из-за ее сомнительных музыкальных достоинств».
Холоденко взял эту сонату на конкурс для своего первого выступления. И сыграл ее настолько живо, свежо и правдиво, что форма не показалась громоздкой, а музыкальные достоинства - совершенно очевидны. Стоит удивляться - почему эту прекрасную музыку никто не играет? (Из интервью: «Вадим, почему вы играли 1-ю сонату Рахманинова, а не 2-ю? - Потому что она круче».)
Второй «сольник» Вадим начал еще одной редкой и почти не исполняемой пьесой - Си-минорной прелюдией Баха в обработке Зилоти: три с половиной минуты запредельной красоты и чистоты. По словам пианиста, это его самая любимая вещь из всей конкурсной программы. Затем Холоденко исполнил 30-ю сонату Бетховена. (К слову, в течение прошлого сезона в рамках 7 концертов Вадим исполнил все 32 сонаты Бетховена). «Когда мне тяжело, я думаю о том, как Бетховен боролся со своей глухотой, как при этом создавал гениальную музыку. Тогда мои проблемы начинают казаться мне ничтожными», - признается Холоденко.
Вадим покорил американскую публику феерическими Тремя фрагментами из балета «Петрушка» Стравинского. (К слову, этот цикл внезапно оказался одним из «хитов» конкурса - он был исполнен целых 6 раз!) Есть ощущение, что уже после «Петрушки» победа Холоденко была определена: настолько ярким, характерным, выпуклым и по-настоящему выдающимся было его исполнение, и настолько однозначной была реакция публики.
Музыкальный обозреватель И. Муравьева пишет: «Во всех трех турах он выделялся не только редким артистическим темпераментом, умением "схватить" зал с первой ноты, но и внятными, убедительными интерпретациями, стилистическим вкусом, целостностью мышления. Соната №1 Рахманинова, Концерт № 3 Прокофьева и Концерт № 21 Моцарта, Birichino современного греческого композитора Кристофера Теофанидиса, квинтет Франка - в этом разножанровом репертуаре, с разной звуковой "оптикой" Вадим Холоденко поражал качеством: гипнотическая энергетика и брутальная "мажористость" в Прокофьеве, сверкающие плотные "венские" пассажи и живая нежность звука в Моцарте. Логика и ясность в Рахманинове».
Сила пианиста Холоденко еще и в его абсолютной открытости и, как следствие, незащищенности перед музыкой: «Когда я на сцене, я представляю, что сижу в зале среди слушателей и смотрю на себя - как в кино. Играть перед аудиторией - очень увлекательно, особенно - перед огромным залом. И когда уходишь со сцены - в течение пяти, десяти минут после аплодисментов чувствуешь себя полностью опустошенным. Потому что все чувства остались на сцене».
В. Холоденко, выросший в Киеве, где учился в муздесятилетке у Н. Гридневой, с 2004 г. живущий в Москве, закончивший Московскую консерваторию у Веры Горностаевой, говорит: «Я родился и вырос в семье, где говорили по-русски. И для меня вообще такое разделение - русские-украинцы - выглядит странным. У меня ощущение абсурда от этого».
На церемонии награждения были зачитаны солнечные слова любимца русской и американской публики Вана Клиберна.
Пианист произнес их 6 июля 2011 г. на конкурсе Чайковского, когда в последний раз вышел на сцену, чтобы поздравить лауреатов. «Никогда не забывайте, что я люблю вас всех, всем сердцем, и буду любить всегда». Спустя почти 2 года, 9 июня 2013 г. в Форт-Уорте, ведущий церемонии награждения конкурса Клиберна повторил эти слова несколько раз и ответил - за всех нас: «Мы помним, Ван, мы чувствовали это каждый раз, когда ты играл, и каждый раз, когда ты говорил. И будем любить тебя всегда, всем сердцем. Спасибо, Ван Клиберн!»
Остается надеяться, что молодые музыканты будут достойными продолжателями великого дела Клиберна, будут нести в мир любовь и красоту (как бы наивно это ни звучало в наши дни). И ощущать небесную поддержку Клиберна.
http://www.stoletie.ru/kultura/ja_lublu_vas_vseh_i_budu_lubit_vsegda_922.htm