К вопросу о судьбе Халкопратийской иконы Божией Матери "Агиосоритисса"

0
673
Время на чтение 7 минут
Исследователей Церкви всегда интересовала дальнейшая судьба великих христианских святынь Халкопратийского храма и, в частности, - знаменитой Халкопратийской иконы Божией Матери, "Агиосоритисса".

В середине V в. в Константинополе, в непосредственной близости от Храма Святой Софии располагался квартал, где жили и трудились «халкопраты» (медники, чеканщики ). В этом квартале, названном Халкопратийcким (или Халкопратия), при попечительстве регента Византийской империи Элии Пульхерии Августы (399-453) - старшей сестры императора Восточной Римской империи Феодосия II (401-450) был возведен Храм Богоматери Халкопратийской (См.: 2, 3). По другим данным, этот храм был построен еще при императоре Феодосии II (401-450).

В начале V в. Пульхерия перенесла несколько святых реликвий из Палестины в Константинополь и поместила их в специально сооруженный храм в Халкопратии. Первоначальное здание, служившее местом хранения великих христианских святынь, среди которых были Пояс Пресвятой Богородицы (с 532 г.), волосы Иоанна Крестителя, мощи жен-мироносиц и др., выглядело как большая часовня. Халкопратийский храм временно - с 532 по 537 гг. - использовался и как Патриарший Кафедральный собор. В IX веке византийским императором Василием I Македонянином (836-886) этот храм был перестроен в трехнефную базилику (См.: 2, 3).. По некоторым данным, специально для пояса Пресвятой Богородицы императором Юстином II (520 - 578) была построена богато украшенная часовня «Cвятой Раки» (Ἁγία Σορός - Агиа Сорос). Возле или над золотым ларцем-реликварием, называемым «Святой Ракой», находилась почитаемая в народе икона Пресвятой Богородицы. С названиями храма, его прославленной часовни и ларца-реликвария «Святой Раки» связан иконографический образ Богородицы Агиосоритиссы (греч. - ἡ Ἁγιοσορίτισσα). В некоторых источниках можно встретить и другие названия этой иконы - «Святорачица» и «Халкопратийская».

Храм и его знаменитая часовня были очень посещаемыми и, согласно византийским источникам, в них происходило много чудес. Известно, что после падения Константинополя в 1453 г. Халкопратийский храм был почти полностью разрушен, а его камни были использованы завоевателями Византии для турецких построек. Ныне развалины некогда величественного храма находятся в крайне ветхом состоянии и на месте храма расположены мечеть и гостиница «Zeynep Sultan».

Исследователей Церкви всегда интересовала дальнейшая судьба великих христианских святынь Халкопратийского храма и, в частности, - знаменитой Халкопратийской иконы Божией Матери, "Агиосоритисса".

По данным «Православной энциклопедии», «Агиосоритисса» - это «название иконографического типа Божией Матери» (1, c. 254): на иконе присутствует изображение Богородицы в позе моления без Богомладенца, обычно в повороте три-четверти (вправо или реже - влево) с молитвенным жестом рук, поднятыми перед грудью. Традиционно образ такой иконографии принято называть «Халкопратийской». Этот тип близок к изображению Богоматери в композиции Деисус. Об оригинале самой иконы информации почти нет, но имеется несколько материалов о списках с этого образа.

На центральном иконостасе Успенского собора Московского Кремля находится Халкопратийская икона Божией Матери «Агиосоритисса» (Византия?), датированная концом XIV в. Уже несколько веков в древнем баварском городе Фрайзинге тоже хранится византийская икона «Агиосоритисса» (27, 8 х 13,4), написанная на доске из липы (4,с.244). Икона находится в специальном затемненном зале Епархиального музея христианского искусства (Diozesanmuseum fur christliche Kunst или Dombergmuseum), расположенном на Домской (Соборной) горе во Фрайзинге. Этот основанный в 1857 году коллекционером и католическим священником Иоахимом-Хайнрихом Готтхардом церковный музей по праву считается одним из самых крупнейших в мире: его фонды содержат около 20 тысяч экспонатов.

Редчайшая византийская икона Божией Матери ХII века, именуемая в народе «Lukasbild», впервые появилась в кафедральном соборе баварского Фрайзинга на Святой горе лишь в середине XV века. Не более четырех раз в году, и то в самые большие церковные праздники, она выставлялась для поклонения верующим. Теперь эта древняя икона находится не в соборе, а постоянно экспонируется в музее. Несколько столетий автором уникальной иконы почитали апостола Луку, о чем гласил латинский текст 1629 года, выгравированный на обратной стороне серебряного алтаря, в который была вмонтирована эта ценная икона. Однако датированные еще первой половиной ХIV века старинные записи собора зафиксировали сомнения церковных историков относительно не только древности, но и авторства иконы. Рентгеновские снимки и разные виды анализа этой иконы, проведенные в ходе реставрационных работ в начале 60-х годов прошлого века в Мюнхене, показали, что «Лукасбильд» написана в XII веке и является знаменитой византийской иконой Божией Матери «Агиосоритисса», находившейся некогда в часовне «Святой Раки» («Агиа Сорос») при Халкопратийском храме Богородицы в Константинополе ( 4, c. 244 -249).

Лик Пресвятой Богородицы на иконе «Агиосоритисса». Фрагмент
Лик Пресвятой Богородицы на иконе «Агиосоритисса». Фрагмент
Правда, некоторые исследователи имеют и другое мнение: возможно, знаменитая икона «Агиосоритисса» хранилась в одноименной часовне Богородицы Влахернского храме в Константинополе. Лик Божией Матери, как считают ученые, впервые был запечатлен на иконной доске ранее 1200 года, а через столетие он был обновлен неизвестными мастерами, оставившими на ней и такой текст: «Божия Матерь, Надежда ненадеянных». В 1235 году для иконы изготовлены серебряные с позолотой оклад и рама с медальонами, запечатлевшими лики святых апостолов Петра и Павла, а также святых Георгия, Димитрия, Космы и Дамиана, Пантелеимона и др. В Мюнхене и во Фрайзинге ученые выяснили, что дарителем иконы для константинопольского Халкопратийского храма был дьякон, он же - мастер по изготовлению облачений Мануэль Дисхипатос (†1261), ставший впоследствии архиепископом Фессалоникийским. На позолоченной серебряной раме бирюзовой эмалью начертаны поэтические строки, прославляющие Божию Матерь. 23 сентября 1440 года икона Божией Матери «Агиосоритисса» появилась во Фрайзинге. Эту святыню в качестве подарка получил баварский епископ Никодемус от своей сестры - английской графини. Известно также, что после пребывания иконы в Константинополе первым ее обладателем был находившийся с 1399 по 1402 год в Италии византийский император Мануил II (1391-1425). Он же и подарил византийскую икону герцогу Миланскому Джану-Галеаццо Висконти, от которого затем эта икона и перешла графине Кентской. Тогда на позолоченной раме иконы появился текст молитвы Божией Матери.

Алтарь с иконой «Агосоиритисса» в музее во Фрайзинге
Алтарь с иконой «Агосоиритисса» в музее во Фрайзинге
Во времена правления фрайзингского епископа Вайта Адама (1629) мюнхенский мастер Готтфрид Ланг изготовил для иконы специальный серебряный алтарь в стиле барокко (высота 145 см). Фрайзингский мастер Филипп Дир в том же стиле барокко декоративно оформил в 1627-28 гг. специальную нишу, где два больших ангела держат в руках алтарь с иконой. Пространство над алтарем также украшено летающими ангелами.

Вера в помощь и заступление этой древней иконы была настолько сильной в Баварии, что к ней издавна прибегали с молитвенными прошениями многие инославные. Примечательно, что ныне служители церковного музея во Фрайзинге даже не взимают входную плату с тех православных паломников, кто приходит не просто в качестве рядовых его посетителей, а с единственной целью-помолиться или прочитать акафист Божией Матери перед византийской иконой «Агиосоритисса».

Место, где ныне находится эта знаменитая икона во Фрайзинге, называется Соборной горой («Mons doctus» - «Гора учености»). Первое поселение на этой горе, называемой «местом молитвы, знания и культуры», появилось еще за 4200 лет до Рождества Христова. Дата основания города Фрайзинга точно неизвестна, oднако рождение Фрайзинга как крупного религиозно-культурного центра старой Баварии, издавна называемого в народе «епископским» и «священным» городом, датируется 739 годом. В 715 году на этой Соборной горе, где была построена первая церковь во имя Пресвятой Богородицы, получившей позднее статус кафедрального храма местной епископии.

Анатолий Холодюк


Литература:

1.Агиосоритисса. - Православная энциклопедия. Т.1 - М. 2000.

2. Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 183-184.

3. Константинопольский Халкопратийский храм Богородицы. - См.http://drevo-info.ru/articles/24091.html

4. Rom und Bysanz. Schatzkammerstücke ausbayerischen Sammlungen.-München: Hitmer Verlag, Bayerisches Nationalmuseum, 1998.

http://www.agionoros.ru/docs/697.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Холодюк
Все статьи Анатолий Холодюк
Последние комментарии
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 10:32
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24