Философские заметки о карпато-русской жизни

0
204
Время на чтение 4 минуты

«Слава вечно неутолимому, неутомимому, в чьей груди дыхание глубоко и жгуче... Жить в постоянной опасности - вот завет мужества»

Мирча Элиаде «Апология мужества»

«К чёрту то время, которое хочет лишить нас мужества и мужчин

Эрнст Юнгер «Борьба как внутреннее переживание»

 

Карпато-русское движение XIX-XX вв. - явление самобытное, и проникнутое чётко осязаемым героическим измерением. В условиях, в каких развивалась и выстояла карпато-русская идея, хрупкое бы  раскрошилось, мягкое - поддалось, хилое - сломалось. Карпато-русская история говорит о том, что сражаться за свою идентичность можно не только на поле боя, но и за письменным столом. 

Чтобы очертить контуры этого явления, и обозначить его свойства, прежде определим, чего это явление лишено. Карпато-русская мысль, как историко-интеллектуальное течение, лишено инфантильности и приспособленчества. Она обладала лишь приспособляемостью, как тактическим орудием.

Слабые всегда елейно-вежливы, и боятся возвысить голос в присутствии сильных. Слово сильных, даже слабея, продолжает звучать громко, даже если их голос звучит тихо. Были периоды, когда карпато-русская мысль говорила тихо, но слова эти звучали громко.

От карпато-русского движения силой отторгали целые куски, но оставшееся продолжало быть цельным, восполняя отторгнутый кусок. Карпато-русская мысль уменьшалась в объёме, но никогда - в глубине и напряжённости, которая складывалась из духа мужественности и множества стальных крупинок-носителей мужественного духа.

Борьба оппонентов с карпато-русской культурой - это разговор кулака с книгой, военного сапога с интеллектом, но кулака, заведомо слабее книги, и сапога, заведомо примитивнее интеллекта.

Карпато-русская мысль XIX-XX вв. практически не имела физического измерения (не было продолжительных вооружённых восстаний и долгой вооружённой борьбы). Её сила - больше духовная, чем физическая. Это огонь, согревающий не тела, но души.

Карпато-русская мысль зарождалась в более комфортных условиях, чем росла и крепла. Зарождалась она вместе с первыми признаками русской жизни на Карпатской Руси, а росла и крепла под натиском недружественных сил. Символом её жизненного маршрута может быть кинжал. Когда на него навалилась чужая сила, он оказался у неё в подреберье. В последующие века австрийцы и поляки на карпатороссов так и смотрели, как на кинжал в восточном «подреберье» своего государства.

Какова внутренняя физическая природа карпато-русской мысли? Мысль - не физическое явление, но она обладает своей «интеллектуальной физиологией», определяющей облик мышления. «Физиология» карпато-русской мысли - это «твердоалмазная» неподатливость воздействию внешних сил, в сотни раз превышающих общефизический потенциал  карпато-русской жизни. Даже объятая чужими границами, карпато-русская идея жила, творила, умирала и тут же воскресала.

Можно захватить чужую страну, но рыба в её прудах будет всё равно чувствовать себя свободной. С такой рыбой часто сравнивали древних греков, сумевших в составе разных государств и полисов сохранить своё эллинство. Как греки держались за эллинство, так карпатороссы держались за русскость.

К каждому явлению можно подобрать графический символ, как квинтэссенцию внутренней природы этого явления. Графический символ карпато-русской идеи - это вертикаль. Вертикаль, в отличие от стелющейся по земле горизонтали, есть выражение мужественности. Вертикаль нельзя переиначить, кроме как физически уничтожив её носителей. Через это и прошла карпато-русская мысль, и в её истории были и Терезин, и Талергоф, и трагедии масштабом поменьше.

Эта идея выстояла в интеллектуальной борьбе, превзошла своих соперников в интеллектуальных диспутах. Оттого и прибегли они к единственному оставшемуся средству - убийству. Эту идею убивали, стирали с лица земли.

В наш век жестокостей, творимых теми, кто и сегодня, и в прошлые века принадлежал к западной цивилизации, стесняются говорить об убийстве карпато-русской жизни. Карпато-русская жизнь  - это интеллектуальные борения на фоне горы трупов, ландшафт этой жизни - эшафоты и виселицы. И оттого вся карпато-русская жизнь состоит из геройства.

«Кто храбрее, лев ли, который никого не боится, потому что превосходит всех силою, или мышь, снующая под носом у кошки, которая превосходит её размерах и силе в десятки раз?» Для чего требуется больше мужества и мужественности: броситься ли в общем порыве вместе со всеми в атаку, будучи несомым массовым примером, или спокойно и каждодневно оставаться самим собой под дамокловым мечом репрессий?

Карпато-русская мысль в атаки не бросалась, но творила в состоянии перманентной опасности. Философы во все времена писали оды мужественным. Такую же оду можно посвятить и карпато-русской жизни, как явлению, насквозь мужественному.

Наш мир поделен на вертикали и горизонтали. Всё слабое и квёлое низводится до горизонтального уровня, ибо квёлое готово ползать. Всё вертикальное, пассионарное стремится в высоту, и у каждого явления своя высота.

Карпато-русская история - история вертикального движения, которое вело только ввысь. 

 

http://zapadrus.su/rusmir/pubru/775-filosofskie-zametki-o-karpato-russkoj-zhizni.html  

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владислав Александрович Гулевич
Греция и американо-польский проект «Троеморье»
Амбиции Варшавы подрывают региональную стабильность и сужают перспективы развития связей европейских государств с Китаем
11.09.2023
Интересам Польши отвечает, чтобы российские танки остановились на Днепре
Польша навязывает Украине идеологию январского мятежа 1863 года
14.01.2023
Все статьи Владислав Александрович Гулевич
Последние комментарии
Кто же такие русские?
Новый комментарий от С. Югов
02.07.2025 21:55
Фильм «Мумия»: впечатления от просмотра
Новый комментарий от Русский Иван
02.07.2025 21:35
Агония режима Зеленского
Новый комментарий от prot
02.07.2025 21:28
«Сожжены или сокрыты?»
Новый комментарий от Русский Иван
02.07.2025 20:50
Кто породил Ленина, тот и разрешил вынести его из мавзолея
Новый комментарий от Русский Иван
02.07.2025 20:44
Фильм «Мумия»: просвещение или провокация?
Новый комментарий от Кирилл Д.
02.07.2025 20:20
Заберите наших с полей сражений, Ленин может полежать ещё
Новый комментарий от Человек
02.07.2025 19:34