Империя ромеев, получившая название «Византия» уже после своего крушения, канула в Лету. Однако сегодня былое величие этого государства-цивилизации, его исторические уроки вспоминают все чаще, нередко проводя параллели с современной Россией. Об этом и многом другом «Культура» побеседовала с председателем Национального комитета византинистов России, деканом исторического факультета МГУ, академиком РАН Сергеем КАРПОВЫМ.
культура: Из сегодняшнего «далека» день падения Константинополя
выглядит так, словно в одночасье с карты мира исчезла целая цивилизация
(вспоминается розановское: «Русь слиняла в два дня. Самое большее - в
три»). А как было на самом деле?
Карпов: В реальности процесс падения Византии был болезненным и
долгим. Он начался с взятия Константинополя крестоносцами в 1204 году. В
1261-м империя была восстановлена, но это была лишь тень былого
величия. Кризис середины XIV века окончательно подорвал силы державы.
Агония тянулась несколько десятилетий. Но в 1453 году от империи
оставался не только один Константинополь с окрестностями. В ее составе
были владения на Пелопоннесе - Морейское княжество, более того,
существовала отдельная Трапезундская империя с византийской династией
Великих Комнинов во главе. Эта империя была захвачена османами восемью
годами позже - в 1461 году. И, вплоть до 70-80-х годов XV столетия, на
византийской периферии продолжалось сопротивление.
культура: Но что к тому времени оставалось от того сказочного
великолепия Восточной Римской империи периода ее расцвета? Сохраняла ли
она свою восточно-христианскую, православную уникальность?
Карпов: Осталось довольно много, хотя еще больше было разрушено. Конечно, в первую очередь, это выдающиеся памятники византийской архитектуры,
многие из которых практически сразу же были обращены в мечети. Позднее,
когда Турция стала светским государством, ряд из них был преобразован в
музеи - Святая София Константинопольская, монастырь Хоры (Кахрие
Джами), Святая София Трапезундская... Но, кстати, сейчас у части
турецкого общества есть желание некоторые из этих памятников вновь
обратить в мечети. Например, это касается уникального памятника
поздневизантийского зодчества, первостепенного значения - собора Святой
Софии Трапезундской. Есть опасность, что ее знаменитые фрески опять
будут под штукатуркой. Очень не хотелось бы, чтобы это произошло. Ведь
современная Турция дала много примеров бережного отношения к культурному
наследию.
Что касается духовной уникальности Византии, то она хранила ее и после
падения Константинополя, в течение всего турецкого господства. Был Афон,
были другие центры православной духовности, сохранялась греческая
школа, патриархия и все это поддерживало самосознание греков. Конечно,
постепенно многие духовные ценности утрачивались, но они передавались
другим народам - вместе с диаспорами, с многочисленными поездками
греческих иерархов, в том числе на Русь. Таким образом павшая Византия
продолжала транслировать свою духовность, культуру и ценности. Многие
рукописи и артефакты, подготовившие Ренессанс, были тоже перевезены с
бывших византийских земель на Запад, да и на Русь.
культура: Не могу не задать вопрос о знаменитой концепции
«Москва - Третий Рим». Насколько она отражала историософскую
действительность? Можно ли говорить о цивилизационной преемственности от
Византии к наращивавшей свою мощь Московской Руси?
Карпов: Конечно, в этом есть большой смысл. Русь всегда
осознавала свою генетическую связь с православной цивилизацией Византии.
Были разные этапы восприятия ее наследия. Сначала, до XV столетия - как
части «византийского сообщества», следуя определению британского
историка Дмитрия Оболенского, затем - как восприемника Византии, когда
Московская Русь оставалась единственным православным Царством, И тогда, в
20-х годах XVI века, сначала в достаточно узком кругу просвещенных
людей стала распространяться высказанная старцем псковского Елеазарова
монастыря Филофеем идея о Москве как Третьем Риме, «а иному не быти».
Она не стала тогда господствующей идеологемой государства. Ведь
принявший царский Венец Иван Грозный возводил свой род к римскому
императору Августу, а не к византийским василевсам. Московское царство
стремилось к равенству с империей Габсбургов, Османской Портой, но не к
византийской универсальности. Затем Уложенной грамотой Собора 1589 года
определение Москвы как Третьего Рима стало нормой и было подкреплено
установлением Патриаршества. С середины XVII века при царе Алексее
Михайловиче и патриархе Никоне в России укрепляется идея
универсалистского государства, опекающего весь православный мир. Многое
делалось для того, чтобы русские паломники появились и на Афоне, и на
Святой земле. Поддерживались и защищались святыни православного Востока,
его христианское население.
культура: Понимаю, что Вы историк, а не политический публицист,
но можно ли протянуть эту имперскую историософскую струну дальше - через
петровскую Российскую империю вплоть до Советского Союза и даже
нынешней Российской Федерации?
Карпов: Здесь речь должна идти о наследии. Когда оно
принимается, то можно говорить о цивилизационном преемстве. В данном
случае речь должна идти о принятии определенных идеологем. Ну, например:
идеи самодержавия, симфонии Церкви и государства, - все они
воспринимались, но при этом перерабатывались, получали новое осмысление.
Конечно, то, что создали Петр I и дальнейшие правители России - это уже
несколько иная империя, но и она не отвергала основополагающие
положения учения о православном Царстве.
культура: А что касается неудавшейся попытки Сталина провести в
1948 году Всеправославный собор - это можно назвать обращением к
византийскому наследию?
Карпов: Это политика. В ней, конечно, была опора на некоторые
византийские идеологемы, но они использовались в сугубо политических
целях.
культура: С момента гибели Восточной Римской империи прошло уже
более половины тысячелетия. Какие византийские уроки для нас наиболее
актуальны сегодня?
Карпов:
Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы должны подумать обо всей
длительной линии, связывающей нас с Византией. Ведь что она реально дала
Руси? Да начиная с самого простого - письменности и литературы, той
самой кирилло-мефодиевской традиции, пришедшей к нам именно из Византии.
Далее. Иконопись, искусство мозаики, фрески, византийское церковное
пение, хронистика - византийское летописание, вошедшее в нашу
литературу, гимнография - тексты богослужебных песнопений,
сформулированные святоотеческие нравственные принципы, правовые нормы
номоканонов. И многое-многое другое. Конечно, это не могло не повлиять
на наш менталитет, одним из ключевых составляющих которого был принцип
«благочестие выше благосостояния». Эта идея, когда-то высказанная
святителем Иоанном Златоустом, прошла путеводной нитью через книги
русских мыслителей, писателей, поэтов, и сегодня по-прежнему имеет
огромное значение. Здесь же идеи милосердия, обуздания гордыни,
даролюбия, державности и многие другие.
культура: Идея державности и имперская идея. Связь очевидна.
Актуальна ли она для сегодняшней России? Ведь и сегодня наша страна в
значительной степени остается империей.
Карпов: Сейчас многие в слово «империя» вкладывают иной смысл,
забывают, что в нем есть не только политико-юридическая, но и духовная
составляющая. Но совершенно очевидно, что если имперское начало будет
утрачено нашим сознанием, то будет потеряно и понимание нашей
державности, мы просто станем другими. И сегодня одна из главных,
первоочередных задач общества и государства - сформулировать свои
геополитические приоритеты. Они должны быть ясными и стоять на прочной
исторической основе. Наша страна никогда не была замкнутым государством,
а потому идея вселенской империи была для нее органичной. И когда
Россия стремилась на Восток, она шла туда с этой идеей.
культура: Пять лет назад архимандрит Тихон (Шевкунов) снял фильм
«Гибель империи. Византийский урок». Вы неоднократно его
комментировали, но вопрос не столько о нем, а о том, повлиял ли он на
рост интереса к Византии? Заметно ли это по Вашим студентам?
Карпов: Думаю, да. Тогда этот фильм, конечно же, пробудил
определенный интерес к Византии, ее истории и культуре. Но сейчас я
очень надеюсь на то, что этот интерес еще больше возрастет благодаря
деятельности недавно возрожденного Российского исторического общества и
новому телеканалу «История», на котором можно будет предоставить
многочисленной аудитории максимально подробную и многомерную информацию
об этом колоссальнейшем достижении человеческой цивилизации.
http://portal-kultura.ru/articles/symbol-of-faith/5103-vizantiyskie-uroki/