itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Византийские уроки

560 лет назад, 29 мая 1453 года, под ударами турок-османов пал легендарный Царьград - Константинополь

Новости Москвы 
0
541
Время на чтение 6 минут

Империя ромеев, получившая название «Византия» уже после своего крушения, канула в Лету. Однако сегодня былое величие этого государства-цивилизации, его исторические уроки вспоминают все чаще, нередко проводя параллели с современной Россией. Об этом и многом другом «Культура» побеседовала с председателем Национального комитета византинистов России, деканом исторического факультета МГУ, академиком РАН Сергеем КАРПОВЫМ.

культура: Из сегодняшнего «далека» день падения Константинополя выглядит так, словно в одночасье с карты мира исчезла целая цивилизация (вспоминается розановское: «Русь слиняла в два дня. Самое большее - в три»). А как было на самом деле?

Карпов: В реальности процесс падения Византии был болезненным и долгим. Он начался с взятия Константинополя крестоносцами в 1204 году. В 1261-м империя была восстановлена, но это была лишь тень былого величия. Кризис середины XIV века окончательно подорвал силы державы. Агония тянулась несколько десятилетий. Но в 1453 году от империи оставался не только один Константинополь с окрестностями. В ее составе были владения на Пелопоннесе - Морейское княжество, более того, существовала отдельная Трапезундская империя с византийской династией Великих Комнинов во главе. Эта империя была захвачена османами восемью годами позже - в 1461 году. И, вплоть до 70-80-х годов XV столетия, на византийской периферии продолжалось сопротивление.

культура: Но что к тому времени оставалось от того сказочного великолепия Восточной Римской империи периода ее расцвета? Сохраняла ли она свою восточно-христианскую, православную уникальность?

Карпов: Осталось довольно много, хотя еще больше было разрушено. Конечно, в первую очередь, это выдающиеся памятники византийской архитектуры, многие из которых практически сразу же были обращены в мечети. Позднее, когда Турция стала светским государством, ряд из них был преобразован в музеи - Святая София Константинопольская, монастырь Хоры (Кахрие Джами), Святая София Трапезундская... Но, кстати, сейчас у части турецкого общества есть желание некоторые из этих памятников вновь обратить в мечети. Например, это касается уникального памятника поздневизантийского зодчества, первостепенного значения - собора Святой Софии Трапезундской. Есть опасность, что ее знаменитые фрески опять будут под штукатуркой. Очень не хотелось бы, чтобы это произошло. Ведь современная Турция дала много примеров бережного отношения к культурному наследию.

Что касается духовной уникальности Византии, то она хранила ее и после падения Константинополя, в течение всего турецкого господства. Был Афон, были другие центры православной духовности, сохранялась греческая школа, патриархия и все это поддерживало самосознание греков. Конечно, постепенно многие духовные ценности утрачивались, но они передавались другим народам - вместе с диаспорами, с многочисленными поездками греческих иерархов, в том числе на Русь. Таким образом павшая Византия продолжала транслировать свою духовность, культуру и ценности. Многие рукописи и артефакты, подготовившие Ренессанс, были тоже перевезены с бывших византийских земель на Запад, да и на Русь.

культура: Не могу не задать вопрос о знаменитой концепции «Москва - Третий Рим». Насколько она отражала историософскую действительность? Можно ли говорить о цивилизационной преемственности от Византии к наращивавшей свою мощь Московской Руси?

Карпов: Конечно, в этом есть большой смысл. Русь всегда осознавала свою генетическую связь с православной цивилизацией Византии. Были разные этапы восприятия ее наследия. Сначала, до XV столетия - как части «византийского сообщества», следуя определению британского историка Дмитрия Оболенского, затем - как восприемника Византии, когда Московская Русь оставалась единственным православным Царством, И тогда, в 20-х годах XVI века, сначала в достаточно узком кругу просвещенных людей стала распространяться высказанная старцем псковского Елеазарова монастыря Филофеем идея о Москве как Третьем Риме, «а иному не быти». Она не стала тогда господствующей идеологемой государства. Ведь принявший царский Венец Иван Грозный возводил свой род к римскому императору Августу, а не к византийским василевсам. Московское царство стремилось к равенству с империей Габсбургов, Османской Портой, но не к византийской универсальности. Затем Уложенной грамотой Собора 1589 года определение Москвы как Третьего Рима стало нормой и было подкреплено установлением Патриаршества. С середины XVII века при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне в России укрепляется идея универсалистского государства, опекающего весь православный мир. Многое делалось для того, чтобы русские паломники появились и на Афоне, и на Святой земле. Поддерживались и защищались святыни православного Востока, его христианское население.

культура: Понимаю, что Вы историк, а не политический публицист, но можно ли протянуть эту имперскую историософскую струну дальше - через петровскую Российскую империю вплоть до Советского Союза и даже нынешней Российской Федерации?

Карпов: Здесь речь должна идти о наследии. Когда оно принимается, то можно говорить о цивилизационном преемстве. В данном случае речь должна идти о принятии определенных идеологем. Ну, например: идеи самодержавия, симфонии Церкви и государства, - все они воспринимались, но при этом перерабатывались, получали новое осмысление. Конечно, то, что создали Петр I и дальнейшие правители России - это уже несколько иная империя, но и она не отвергала основополагающие положения учения о православном Царстве.

культура: А что касается неудавшейся попытки Сталина провести в 1948 году Всеправославный собор - это можно назвать обращением к византийскому наследию?

Карпов: Это политика. В ней, конечно, была опора на некоторые византийские идеологемы, но они использовались в сугубо политических целях.

культура: С момента гибели Восточной Римской империи прошло уже более половины тысячелетия. Какие византийские уроки для нас наиболее актуальны сегодня?

Карпов: Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы должны подумать обо всей длительной линии, связывающей нас с Византией. Ведь что она реально дала Руси? Да начиная с самого простого - письменности и литературы, той самой кирилло-мефодиевской традиции, пришедшей к нам именно из Византии. Далее. Иконопись, искусство мозаики, фрески, византийское церковное пение, хронистика - византийское летописание, вошедшее в нашу литературу, гимнография - тексты богослужебных песнопений, сформулированные святоотеческие нравственные принципы, правовые нормы номоканонов. И многое-многое другое. Конечно, это не могло не повлиять на наш менталитет, одним из ключевых составляющих которого был принцип «благочестие выше благосостояния». Эта идея, когда-то высказанная святителем Иоанном Златоустом, прошла путеводной нитью через книги русских мыслителей, писателей, поэтов, и сегодня по-прежнему имеет огромное значение. Здесь же идеи милосердия, обуздания гордыни, даролюбия, державности и многие другие.

культура: Идея державности и имперская идея. Связь очевидна. Актуальна ли она для сегодняшней России? Ведь и сегодня наша страна в значительной степени остается империей.

Карпов: Сейчас многие в слово «империя» вкладывают иной смысл, забывают, что в нем есть не только политико-юридическая, но и духовная составляющая. Но совершенно очевидно, что если имперское начало будет утрачено нашим сознанием, то будет потеряно и понимание нашей державности, мы просто станем другими. И сегодня одна из главных, первоочередных задач общества и государства - сформулировать свои геополитические приоритеты. Они должны быть ясными и стоять на прочной исторической основе. Наша страна никогда не была замкнутым государством, а потому идея вселенской империи была для нее органичной. И когда Россия стремилась на Восток, она шла туда с этой идеей.

культура: Пять лет назад архимандрит Тихон (Шевкунов) снял фильм «Гибель империи. Византийский урок». Вы неоднократно его комментировали, но вопрос не столько о нем, а о том, повлиял ли он на рост интереса к Византии? Заметно ли это по Вашим студентам?

Карпов: Думаю, да. Тогда этот фильм, конечно же, пробудил определенный интерес к Византии, ее истории и культуре. Но сейчас я очень надеюсь на то, что этот интерес еще больше возрастет благодаря деятельности недавно возрожденного Российского исторического общества и новому телеканалу «История», на котором можно будет предоставить многочисленной аудитории максимально подробную и многомерную информацию об этом колоссальнейшем достижении человеческой цивилизации.

http://portal-kultura.ru/articles/symbol-of-faith/5103-vizantiyskie-uroki/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Сергей Карпов
Все статьи Сергей Карпов
Михаил Тюренков
Все статьи Михаил Тюренков
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Перспективы «белого» патриотизма
Новый комментарий от Смыслов М. Д.
29.01.2023 10:58
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Смыслов М. Д.
29.01.2023 06:48
«Мы проводим специальную операцию на своей территории»
Новый комментарий от Русский Сталинист
29.01.2023 06:12
Экономика войны должна быть экономной
Новый комментарий от Vladislav
29.01.2023 03:03
Может им не нравится моё православие?
Новый комментарий от Vladislav
29.01.2023 01:35
Возрождение монархии в России невозможно?
Новый комментарий от учитель
29.01.2023 01:31