Благословенный Хвалынск Саратовской губернии дал России целую плеяду художников, самый выдающийся из которых, Кузьма Петров-Водкин, достиг высот мирового признания. Еще большее количество живописцев этот городок вдохновлял. На протяжении двух последних столетий сюда приезжали художники со всех уголков нашей страны. Достаточно сказать, что знаменитое полотно Виктора Борисова-Мусатова «Изумрудное ожерелье», украшающее сейчас Третьяковскую галерею, было создано в 1903 году в живописных дубравах неподалеку от города.
Но имя талантливого художника-архитектора Александра Смирнова до недавнего времени не только не значилось в списке знаменитых хвалынцев, но и было практически забыто в России. Показательный момент: в биографическом словаре «Художники русской эмиграции (1917-1941)» (СПБ, 1994) составители объединили в одну биографию две разные личности с абсолютно одинаковыми именами, временем жизни и сходными профессиями. Александр Николаевич Смирнов, уроженец города Петрозаводска, родился в 1863 году. В 1885 году он окончил полный курс Центрального училища технического рисования и был известным в России художником-педагогом. После революции Смирнов «Петрозаводский» был вынужден покинуть родину и перебрался сначала в Финляндию, а затем в Прагу, где устроился преподавателем рисования и лепки в Русском педагогическом институте имени Яна Амоса Коменского. В 1923 году он скончался и был погребен на Ольшанском кладбище Праги. А в справочник о художниках-эмигрантах попала часть биографических сведений, включая дату рождения, Смирнова-архитектора, и часть - Смирнова-педагога.
Настоящая публикация - первая попытка обозначить жизненный путь моего земляка. Надеюсь, что со временем он наполнится новыми яркими деталями и уточнениями.
Творческой удачей стало знакомство с семьей правнучки архитектора А. Н. Смирнова - Натальей Ратьковской. Она и ее муж Илья, профессиональные историки, живут в Санкт-Петербурге, воспитывают двоих детей. В их семье бережно хранят память о предке - семейные фотографии, рисунки, чертежи, документы. Все это они любезно предоставили в распоряжение автора.
Биография Смирнова «Хвалынского», так же как и его профессиональная деятельность, оставалась неисследованной еще и потому, что самые значительные работы он создал за пределами родины - в Болгарии. Спроектированные и построенные Смирновым православные храмы стали подлинными символами Софии и русско-болгарской дружбы.
Будущий архитектор родился в Хвалынске 18 марта 1869 года в семье коллежского секретаря, потомственного дворянина Казанской губернии Николая Александровича Смирнова и Софьи Лаврентьевны. 27 марта протоиерей Казанского собора Георгий Никольский окрестил мальчика и нарек Александром.
По всей видимости, отец будущего архитектора был переведен в Хвалынск на службу в уездное казначейство. Смирновы проживали здесь некоторое время, пока Николай Александрович не перешел в Казанскую казенную палату.
Уже в Казани в 1887 году Александр окончил реальное училище и уехал в Санкт-Петербург. Здесь он поступил на архитектурное отделение Высшего художественного училища Императорской Академии художеств. Смирнов зарекомендовал себя как прилежный ученик. В 1891 году Ученый совет Академии отметил его успехи двумя серебряными медалями первого и второго достоинства. Как правило, поощрительные медали присуждались за рисунок, свидетельствующий о высшем профессиональном уровне. Золотые медали студентам не вручались.
Выпускной работой Александра Смирнова стал проект здания «увеселительного вокзала». 30 октября 1896 года ему присвоили звание художника-архитектора с правом производить постройки и правом на чин Х класса при поступлении на государственную службу.
25 февраля 1897 года Смирнов получает диплом за подписью президента Академии художеств великого князя Владимира Александровича и ректора Антона Осиповича Томишко.
Для молодого выпускника довольно быстро нашлась подходящая работа. В 1897 году в Болгарии на южной стороне Шипкинского перевала было возобновлено возведение храма-памятника в честь Рождества Христова, посвященного русским воинам, погибшим во время освободительной русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Проект храма был разработан в начале 1880-х годов архитектором А. О. Томишко. Но из-за разрыва дипломатических отношений между Болгарией и Россией проект был заморожен с 1888 по 1896 год. Непосредственным руководителем большой стройки стал профессор архитектуры Александр Никанорович Померанцев (автор проекта Верхних торговых рядов на Красной площади в Москве (ГУМ) и др.). С 1897 года Смирнов становится его правой рукой. Александр Никанорович к тому времени был уже известным русским зодчим, педагогом, а в 1899-1900 годах - ректором Императорской Академии художеств. Проводить много времени в Болгарии у него просто не было возможности. Поэтому в журналах того времени совершенно справедливо отмечалось, что на А. Н. Смирнова «была возложена не только техническая и художественная стороны постройки, непосредственно связанные между собой, но и все заботы хозяйственного свойства».
В сентябре 1902 года, к 25-й годовщине освобождения Болгарии от турецкого ига на Шипке, состоялось торжественное открытие монастырского комплекса: величественный храм в стиле ярославских церквей XVII века, братский и паломнический корпуса, здания приюта и духовной семинарии.
За пять лет плодотворной работы А. Н. Смирнов был награжден орденом Святой Анны 3-й степени, а с 1903 года он стал пенсионером Академии художеств. Так ему удалось посетить Европу и собственными глазами увидеть шедевры мировой архитектуры.
Строя храм на Шипке, Александр Николаевич познакомился с подданной Австро-Венгрии Ольгой-Марией (происхождение неизвестно). В России ее звали Мария Павловна. В браке у них родились дети: Николай, Ирина, Юрий и Екатерина.
После многолетних дискуссий, связанных с особенностью русско-болгарских отношений, весной 1904 года в Софии по проекту А. Н. Померанцева началось возведение грандиозного Александро-Невского собора. Руководителями строительства и уполномоченными Померанцева в Софии были назначены Смирнов, освоивший на практике все тонкости инженерных технологий, и молодой выпускник Академии художеств Александр Яковлев. Таким образом, храм во имя святого благоверного князя Александра Невского строили три Александра: Померанцев, Смирнов и Яковлев. Основное строительство и отделка собора были завершены в 1912 году.
Профессионально реализоваться в полной мере Александру Смирнову удалось только в 1906 году. Тогда его проект «Храм искусств» выиграл международный конкурс на строительство здания Государственного училища рисования Болгарии, место под которое было определено в самом центре Софии - с восточной стороны формирующейся площади Александра Невского. Проект Смирнова был разработан в эклектическом стиле и вобрал в себя черты византийско-мавританской архитектуры. Приходится отметить, что на строительство здания в болгарской казне не хватило средств - было возведено лишь одно крыло. Несмотря на это, постройка отвечала всем требованиям рисовального училища, а то, что в нем до сих пор находится национальная Академия художеств, свидетельствует о ее функциональных качествах.
Вдобавок ко всему с осени 1907 года Александр Николаевич взял на себя руководство строительством русского посольского храма святителя Николая в Софии. Проект был разработан архитектором М. Т. Преображенским. Основные работы по возведению храма были завершены в 1911 году, отделочные - в 1914-м.
В 1910-е годы семья А. Н. Смирнова окончательно переезжает в Петербург. Жили на квартире в Гатчине. К этому времени Александр Николаевич спроектировал и построил на финских землях семейное гнездо - дачу в стиле северного модерна (к сожалению, она была разрушена в годы Второй мировой войны).
|
В предреволюционные годы Смирновы жили в Петрограде в доходном доме на Александровском проспекте.
Революцию архитектор воспринял крайне негативно. По политическим убеждениям он был близок к кадетам. Однако при советской власти Александру Николаевичу удалось устроиться на работу архитектором 3-го района Первого отдела архитектурно-строительного управления Комитета городского хозяйства Петрограда. По семейному преданию, ему предлагали руководство строительством мавзолея для «вождя мирового пролетариата» в Москве, но он отказался.
В 1928 году А. Н. Смирнов скончался и был погребен на Смоленском кладбище в Ленинграде.
Дальнейшее изучение творческого наследия Смирнова заключается в выявлении степени его участия в проектировании возведенных им храмов, а также возможных других, созданных им проектов.
Журнал «Православие и современность» №23