 Фото Reuters
													
						 
						Фото Reuters					
							
Появление татар в рядах религиозных террористов по всему миру стало 
одной из примет развития международного исламского фундаментализма 
последних пяти лет, что особенно характерно для непрекращающегося 
военного конфликта в Сирии, длящегося с 2011 года. История участия 
татарских ваххабитов в горячих точках мусульманского мира началась в 
1996-1998 годы, когда «независимая Ичкерия» стала полевой школой для 
многих исламистов из Поволжья. Теперь Сирия для экстремистов из 
Татарстана - военно-учебный лагерь, завершив учебу и практику в котором 
исламисты вернутся в Россию. 
 После Чечни новой горячей точкой для татарских джихадистов был 
Афганистан, куда отправлялись первые добровольцы с территории 
Волго-Камья. Оказавшись под влиянием идеологии «Такфир ва аль-Хиджра» 
(«Обвинение в неверии и переселение»), одного из направлений в 
ваххабизме, суть которого сводилась к необходимости переселения 
правоверных в те страны, где существует шариат, в 1999 году из 
Набережных Челнов выехали 17 человек во главе с амиром (лидером) Иреком 
Хамидуллиным. Они примкнули к талибам, где сформировали «Булгарский 
джамаат», названный в память о первом средневековом мусульманском 
государстве, в котором жили по шариату - Волжской Булгарии. 
Впоследствии, когда ряды джамаата стали пополнять выходцы из Центральной
 Азии, преимущественно уйгуры, бандформирование стало именоваться 
«Уйгурско-Булгарский джамаат». Впрочем, в его ряды принимали всех - 
независимо от национальности - выходцев из бывшего СССР. К примеру, во 
второй половине 2000-х годов его амиром был Иса Дагестани, уроженец 
Махачкалы. Часть добровольцев во время вторжения США в Афганистан после 
терактов 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке были схвачены американцами и 
попали в знаменитую тюрьму Гуантанамо на Кубе. Оставшиеся на свободе 
члены «Булгарского джамаата» перешли вместе с другими группировками 
талибов границу с Пакистаном, где они до сих пор дислоцируются в районе 
деревни Дегон (Вазиристан). Ирека Хамидуллина задержали пакистанские 
спецслужбы, а впоследствии депортировали в Россию в 2004 году. Однако 
дома ему не нашлось что инкриминировать, и вскоре он, получив 
загранпаспорт и визу, уехал в Судан. 
 Никаких мер не было принято и в отношении его единомышленника и 
земляка, бывшего имама набережночелнинской мечети Тауба Айрата Вахитова 
(известного под псевдонимом Салман Булгарский), также побывавшего 
узником Гуантанамо. Вернулся Салман Булгарский в Россию на волне широких
 антиамериканских настроений: вторжения США в Афганистан в 2001 году и в
 Ирак в 2003 году вызывали резкое возмущение россиян. Вскоре, правда, 
исламист принялся выступать с проповедями в Интернете, на него 
посыпались прокурорские предостережения, и в 2005 году Вахитов 
отправился обратно в Афганистан. А спустя шесть лет он обнаружился уже в
 Сирии, куда прибыл весь ваххабитский интернационал на джихад. 
Российские ваххабиты сформировали там «Катаиб Мухаджирун» («Фаланга 
мухаджиров»), чуть позже объединившись с рядом других подобных 
подразделений в «Джейш Мухаджирин ва Ансар» («Армия мухаджиров и 
приверженцев») под командованием чеченского полевого командира Абу Умара
 Шишани. 
 По оценкам директора ФСБ Александра Бортникова, сегодня около 200 
россиян воюют против законного правительства Сирии. Завербованные в 
соцсетях и на интернет-форумах добровольцы из числа российских 
ваххабитов спокойно приезжают в качестве туристов в Турцию, откуда 
переправляются в Сирию. Поскольку Анкара в конфликте явно не на стороне 
официального Дамаска, для всех желающих свергнуть Башара Асада 
турецко-сирийская граница открыта. Парадокс, но упорство 
правительственных войск и явные неудачи Сирийской свободной армии на 
пользу безопасности России. Ведь если все эти добровольцы из Поволжья и 
Северного Кавказа полягут где-нибудь под Дамаском, это будет гарантией, 
что ваххабиты, получившие боевой опыт, не вернутся обратно на родину. 
 Теракт в Бостоне 15 апреля 2013 года, организованный чеченцами 
Тамерланом и Джохаром Царнаевыми, только показал, что исламисты разных 
стран и разного происхождения окончательно интегрировались в глобальный 
джихад, который давно вышел за пределы Ближнего Востока. И эта тенденция
 будет расти по мере роста последователей ваххабизма и других 
радикальных течений зарубежного ислама в России, особенно в ее 
мусульманских регионах. После терактов в Казани летом 2012 года стало 
очевидным, что исламистский фронт протянулся с Северного Кавказа на 
Поволжье, а последняя спецоперация силовиков против фундаменталистов в 
Ханты-Мансийском автономном округе в начале мая 2013 года говорит о 
расширении географии ваххабизма уже и на Сибирь. 
 Тем более печально, что нередко террористами в Поволжье становятся те 
татары, что получили боевую подготовку в зарубежных странах. После 
Салмана Булгарского и другие члены «Булгарского джамаата» возвращались 
на родину. Зуфар Минегулов, учившийся в Нурлатском медресе на юге 
Татарстана в 2004-2005 годах, побывал на «джихаде» в афгано-пакистанской
 зоне. А в 2006-2008 годах вернулся домой в Нурлат, где в декабре 2009 
года совершил нападение на сотрудников правоохранительных органов, 
закончившееся гибелью первого татарстанского милиционера, убитого 
ваххабитами. Исключением не стал и другой террорист - первый амир 
боевиков Татарстана Раис Мингалеев, организатор теракта 2012 года в 
отношении муфтия республики и его заместителя: он также за боевой 
подготовкой выезжал в Афганистан и Пакистан в 2005 году. 
 Сейчас часть боевиков уехали из Татарстана в Сирию, поэтому даже летняя
 Универсиада в Казани пройдет спокойнее. Но ваххабиты могут возвратиться
 на родину позже, и это приведет к усилению террористической угрозы в 
России. Тем более что экстремисты не скрывают своих планов. Стены домов в
 тех сирийских городах, которые занимали исламисты после их освобождения
 правительственной армией, были исписаны по-арабски и по-русски: 
«Сегодня Сирия, завтра Россия!» К подобным граффити стоит относиться не 
как к баловству и браваде, а со всей серьезностью. Где гарантия того, 
что отвоевавшие в Сирии татарские моджахеды не продолжат создание 
халифата с большей силой на Волге?   
Об авторе: Раис Равкатович Сулейманов - руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований.
http://www.ng.ru/regions/2013-05-22/3_kartblansh.html 
             
                 
                 
                 
				 
                 
                 
                                                

 
     
   
   
   
   
   
   
   
   
   
  