Когда сегодня в обществе говорят о христианстве, то о чем только не говорят: о традициях и обычаях Церкви, искусстве иконы и православного песнопения, участии-неучастии Церкви в политике и моральном облике батюшек. Но часто ли говорят о самой сути христианства, о том, чем оно отличается от всех остальных религий?
Принять нельзя отвергнуть
В самом деле, храмы бывают не только православные, но и буддийские. Молитвы, поклоны, строгий пост - есть и в исламе, и в иудаизме. А если кто-то думает, что христианство сводится к этике, к моральным наставлениям, «что такое хорошо и что такое плохо» - тому можно привести в пример множество атеистов, которые ведут себя вполне порядочно и ни в какой религии для этого вовсе не нуждаются.
Христианство - это совсем о другом. О том, как победить смерть, которая властвует над всеми нами. И о том, что для этого - Сам Бог, по любви и состраданию к нам, стал человеком и пришел в нашу земную жизнь.
«Бог ведь невидим и непознаваем, кто-то в Него верит так, а кто-то по-другому, Он велик, как Он может стать человеком?!» - воскликнут иные. Как Бог может стать человеком, какие технологии Ему для этого нужны - мы не знаем. Но точно знаем одно: Он УЖЕ им стал в нашей земной истории, уже родился на свет, мы знаем его как Сына Божия и Сына Человеческого, Иисуса Христа. Так что христианство - это не теория, как может на первый взгляд показаться, а простой совершившийся факт: Бог стал человеком, чтобы помочь страдающему человечеству преодолеть грех и тление, чтоб восстановить те законы, добрые и благие, по которым Творец создал мир и человека, но которые человек основательно испортил своими безобразиями, творимыми на земле. Христос, Спаситель наш, жил на земле в конкретное историческое время, как говорит православный Символ Веры, «при Понтийстем Пилате», был предательски казнен, а после - воскрес...
Принять этот факт своим сердцем, своей верой, или отвергнуть - в этом и есть выбор человека, стоящего на пороге христианства. Факт безумный, противоречащий всем законам природы и мира, факт потрясающий. Но факт. И тысячи лет по отношению к нему люди делятся на две части, делятся до сих пор - одни принимают и идут за Христом, победившим смерть, а другие отвергают и продолжают жить по законам мира сего, по законам неизбежного распада и тления. Что ж, мы люди свободные, Бог не действует на нас насильно, наш выбор - за нами, а вместе с тем и ответственность за всё, что этот выбор с собой несет...
«А вы докажите!»
«Христос воскресе!» - в этих двух словах вся суть христианства. Он воскрес, и, по любви к нам, готов вести в воскресение, в жизнь вечную, и нас. Путь этот труден, но иного пути в жизнь вечную нет. И вот этому событию посвящен праздник Воскресения, праздник Пасхи Христовой. Этот праздник - самый главный в Церкви, «праздников праздник и торжество из торжеств», его празднуют христиане Востока и Запада.
Когда неверующий человек, говоря о воскресении Христовом и нашем в нем участии, говорит: «А вы докажите!» - мы испытываем трудность, формальные доказательства тут не подберешь, не вытащишь из кармана. За века велось много споров, написано много книг, в которых христиане подтверждают библейские истины доказательствами науки или логическими построениями, может быть, кого-то это и убедило, но на самом деле все бывает по-другому: в вопросе, принять или не принять весть о том, что Христос воскрес, надо сперва спросить свое сердце. Сердце - важная вещь, именно в нем и живет вера - и в нем же и умирает, и если человек не хочет верить по каким-то причинам, его и тысячи доказательств не убедят. И вот мы спрашиваем свое сердце, спрашиваем сами себя, и пытаемся ответить по-честному: хочу ли я верить, что законы этого мира, полные зла, несправедливости, невыносимой тяготы, непобедимы? Что мы родились по чистой случайности, прожили жизнь, полную труда и скорбей, - и совершенно зря, все канет в могилу? Что напрасно было все лучшее в этой жизни, любовь, творчество, всё, что мы в ней сделали хорошего? Что разлука властвует надо всем, и мы никогда не встретимся более с теми, кого любим, кто ушел от нас за грань смерти? И если мы сами себе говорим: «Нет! Я не хочу этого. Я хочу жизни - настоящей, подлинной, вечной. Я чувствую, что бессилен сам достичь ее, никому из людей это не удавалось - но вот я слышу весть о том, что Богу это удалось, и этот дар Он дает нам...» - тогда сами свойства нашего зрения меняются. Мы приходим в Церковь Христову и видим там то, чего ранее не видели: присутствие Бога Живого, свет Христов в лицах христиан. И мы, с верой и надеждой, в пасхальную ночь, под звон колоколов в ярко сияющем храме, или дома, если прикованы к постели и не можем прийти, но вместе со всей Церковью - радостно восклицаем: «Христос воскресе! - Воистину воскресе!».
Специально для «Саратовской панорамы» №17 (894)
http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-05-12-23-17-26-pobedit