О швейцарце Мило Рау (на фото) большинство россиян узнали в минувшие выходные. Режиссер нарушил внутренние миграционные правила и въехал в страну по деловой визе, которая не предполагает занятия трудовой деятельностью.
Мило Рау активно трудился над спектаклем "Московские процессы" в Сахаровском центре. В представлении принял участие весь свет российской оппозиции - Екатерина Самуцевич, Анатолий Осмоловский, Алексей Беляев-Гинтовт, Петр Верзилов и другие. Постановка была посвящена судебным слушаниям по делам участниц группы Pussy Riot, а также выставкам "Осторожно религия" (2003 год) и "Запретное искусство" (2007).
Одиозный спектакль шел три дня - первая часть была показана в пятницу, вторая - в субботу. В воскресенье оппозиционные посиделки прерывались дважды. Первый раз спектакль остановили из-за проверки ФМС, второй - из-за ворвавшихся в зал казаков. ФМС потребовала документы регистрации у всех участников театрального представления и провела просветительскую беседу с Мило на предмет визового режима ЕС с Россией.
Надо сказать, миграционные органы заинтересовались Мило не случайно. Дело в том, что его постановки в Европе всегда вызывали неоднозначную реакцию публики: они слишком политизированы и радикальны, то есть, направлены на провокацию.
Режиссер берет политически скандальный процесс в какой-либо стране и тупо воспроизводит его на сцене, вновь раздувая, таким образом, огонь страстей и поднимая бурю в стакане.
К примеру, «Последние дни семьи Чаушеску» - реконструкция суда над семьей румынского политика. Или «Hate Radio» - проект о геноциде в Уганде и роли радио в нём. Кстати, последний спектакль был представлен на фестивале молодых режиссеров с говорящим названием - «Radikal jung» (Радикальные молодые) в Мюнхене, в прошлом году.
Помимо радикализма, Мило Рау страдает, как выясняется, еще и неонацизмом. Об этом свидетельствует, в том числе и его «свежая» работа под названием «Объяснение Брейвика».
Действие предусматривает чтение заявления норвежского террориста в суде в Осло в апреле этого года. Речь идет о том самом Андерсе Беринге Брейвике, который расстрелял 77 человек из правящей Норвежской рабочей партии в 2009 году. В августе прошлого года он был осужден на 20 лет. Убийство совершил, опять же, по политическим мотивам, поскольку сам придерживался антииммигрантских праворадикальных взглядов. Все его выступления, статьи признаны экстремистскими в Норвегии и запрещены к обнародованию.
Мило Рау глубоко проникся речами норвежского неонациста. Более того, он решил продвигать идеи экстремиста в массы - режиссер заявил, что правые взгляды Брейвика поддерживают многие европейцы. «Тут нет причинно-следственной связи между мыслью и действием. Никто не говорит о том, что все люди, придерживающиеся правых взглядов, убийцы», - заявил Мило Рау перед премьерой спектакля в немецком городе Веймар. По чистой ли случайности именно здесь в годы Второй мировой войны неподалеку от этого города располагался концлагерь Бухенвальд?
Мило - большой поклонник «творчества» немецкого художника и «социального скульптора» Йозефа Бойса, служившего в ВВС Германии во время Второй мировой войны.
Он также время от времени выступал режиссером своеобразных спектаклей. К примеру, один из них - «Как объяснять картины мертвому зайцу» - состоялся в 1965 году. Бойс во время действа разговаривал с трупом животного, покрыв свою голову мёдом и золотой фольгой.
К слову, немцы очень любят Мило, стоит только почитать о нем на сайте Института Гете. В Германии его считают режиссером-новатором, «талантливейшим человеком». Вообще вся жизнь швейцарца Мило неразрывно связана с этой страной, которой он многим обязан. Сам он германист, романист и социолог по образованию. Учился в Германии, Франции, закончил Сорбонну, параллельно подрабатывал корреспондентом различных немецких газет. В 2007-2009 годах его карьера резко пошла в гору: он занимал должности директора и режиссера в различных муниципальных, государственных и независимых театрах, где представления идут исключительно на немецком языке. В их числе такие известные сцены Европы, как Staatsschauspiel в Дрездене, Maxim Gorki в Берлине и Gessner Аllee в Цюрихе. Он также основал театральную труппу Международный институт политического убийства (International Institute of Political Murder (IIPM).
Возникает закономерный вопрос, почему немцы и вообще европейцы возводят сегодня на пьедестал режиссеров с откровенно фашистской ориентацией?
Этому есть вполне прагматичное объяснение - долговой кризис в странах ЕС, поступательный экономический упадок во всех странах Старого Света. Так, исследователи из университетов Гиссена и Лейпцига выяснили: среди сторонников неонацистов в Германии - 20% - безработные. Лишь 10% электората неонацистских партий имеют среднее образование. 20 % живут на социальное пособие и 20 % имеют доход, на уровне среднего по стране.
Идеям неонацизма благоволят неблагополучные слои населения. Это люди без перспектив в современном мире, которые наивно верят в то, что национальная идея и притеснение иммигрантов решат их проблемы. Отчаявшихся европейцев становится все больше, а потому спрос на творчество с фашистским акцентом растет. Вопрос только в том, что потерял Мило в России? Ведь здесь его фашистское творчество мало кому придется по душе и по вкусу. Ну, разве что продолжателям дела Сахарова. Интересно, как бы сам Андрей Дмитриевич отреагировал на дружбу правозащитников и сторонников столь близких ему либеральных идей с фашиствующими элементами?
http://www.stoletie.ru/rossiya_i_mir/pussy_riot_milo_rau_i_brejvik_208.htm