Вот уже сто лет визитная карточка Софии - патриарший храм-памятник Святого благоверного князя Александра Невского. Сегодня трудно себе представить болгарскую столицу без этого великолепного сооружения на самом высоком и красивейшем месте в центре города. За годы после освящения храма были убиты четыре премьер-министра, Болгария пережила одну войну, один переворот и революцию, вступила в период разброда и шатаний. Храм стал свидетелем митингов и шествий коммунистов и антикоммунистов, раскольников и русофобов...
Когда русские войска под командованием И.В. Гурко освободили от турок Софию 23 декабря (4 января) 1877 г., перед ними предстал типичный захолустный восточный городок с двадцатью тысячами жителей. За частоколом минаретов купола церквей и не просматривались: из двенадцати великолепных православных храмов в центре уцелели лишь две крохотные церквушки, наполовину врытые в землю (специальным законом турки ограничивали высоту православных храмов, дабы они не возвышались над минаретами). Древний, некогда блестящий храм Св. София, давший в свое время имя городу, еще в XVI веке был превращен в мечеть, а после двух разрушительных землетрясений лежал в руинах и использовался турками как склад для боеприпасов. На месте чудесного храма Св. Иоанна Крестителя - центральная мечеть. В самом центре Софии - остатки римского некрополя, брошенные турецкие казармы, конный рынок, сновавшие повсюду разносчики кофе в фесах и стаи бездомных собак.
Доподлинно известно, кто и когда впервые высказал идею строительства нового храма. 10 (22) февраля 1879 г. в средневековой столице Болгарии Тырнове открылось Учредительное собрание, которому, предстояло выработать конституцию возрожденного болгарского государства. «Какие слова, прежде всего, должны прозвучать с этой трибуны?» - обратился к собравшимся депутат Марко Балабанов и сам же ответил: «Первыми с этой трибуны должны прозвучать слова признательности великому русскому народу». А 13 апреля Петко Каравелов, известный общественный деятель, младший брат выдающегося болгарского писателя и борца за освобождение Болгарии Любена Каравелова, в своем выступлении перед депутатами сказал:
«Поскольку у нас нет памятника в честь нашего Освобождения, нравственный долг нашего народа - построить храм и посвятить его Александру Невскому - русскому святому и герою».
Предложение посвятить новый храм небесному покровителю российского императора Александра II встретило всеобщее одобрение. Русский царь в сознании болгар стал Царем - освободителем, именно так с той поры и по сей день его поминают в молитвах в болгарских храмах, так называется одна из центральных улиц Софии, на которой в 1907 г. был установлен замечательный памятник Александру II работы итальянского скульптора А. Цокки.
Потребовалось без малого полвека, чтобы идея строительства храма воплотилась в жизнь. Болгарии предстояло пережить три войны, два восстания, два переворота, отречение двух монархов, убийство трех премьер-министров (одного зарезали, второго расстреляли, третьего обезглавили). Строительство храма останавливалось из-за очередного переворота, вступления в войну и прихода к власти русофобского правительства.
Первоначально предлагалось построить храм в Тырново, однако затем было решено возвести его в Софии, которая стала столицей болгарского княжества. Настоял на этом избранный Великим Народным собранием 17 апреля 1879 г. князь Болгарии, 22-летний гессенский принц Александр Баттенберг. Он был компромиссной для великих держав фигурой, поскольку находился в родстве со многими царствующими в Европе династиями, в частности, доводился племянником русской императрице. Будучи лейтенантом прусской армии, Александр Баттенберг, сын австрийского генерала, с разрешения российского императора участвовал в русско-турецкой войне в составе русской армии. Он хотел быть самодержцем, управлять Болгарией без «вредных либеральных привычек» и мечтал превратить Болгарию в «балканскую Пруссию».
19 февраля 1881 г. князь Александр обратился к болгарскому народу с воззванием, в котором говорилось: «Возлюбленный мой народ, Народное собрание изъявило желание воздвигнуть в моей столице великолепный храм во имя св. Александра Невского! Приглашаю каждого из вас внести свою лепту в сооружение этого храма, который будет памятником признательности болгарского народа Царю-освободителю. Для этой высокой цели - всякое деяние благо». А 1 марта 1881 г. из России пришло сообщение об убийстве Царя-освободителя. Князь Баттенберг произвел государственный переворот, приостановил действие конституции и ввел «режим полномочий». Развернувшаяся политическая борьба отодвинула вопрос о строительстве храма. Только через год болгарское правительство возвращается к нему и принимает решение заложить первый камень к юго-востоку от храма Св. Софии, на месте конного базара.
Торжественная церемония прошла 19 февраля 1882 г. Несмотря на дождливый день в центре празднично украшенного города собралось несколько тысяч человек. На расчищенной площадке был установлен аналой, вокруг него болгарские знамена с траурными лентами в память о погибшем Александре II, выстроен почетный караул, присутствуют дипломаты в парадной униформе, духовенство. Прибывший князь приветствует собравшихся, поднимается на аналой. Пловдивский митрополит Гервасий служит панихиду по убиенному Царю-освободителю, а затем зачитывает тексты, которые заложили в основание будущего храма. Один текст выгравирован на металлической пластине, другой - написан на пергаменте.
Люди не сдерживают рыданий, когда звучат слова о подвиге русских солдат, благодаря которому был избавлен от «рабства и тьмы и выведен к свободе и свету многострадальный болгарский народ».
Грянул военный марш, строем прошли солдаты, защитники возрожденной Болгарии.
В том же 1882 г. был создан попечительский комитет, призванный собрать необходимые средства и организовать строительство храма во главе с епископом Климентом (Друмевым). Лично князь внес дарение в 5 тысяч золотых левов. Однако было очевидно, что исключительно на пожертвования храм не построить - слишком беден был народ после Освободительной войны, хотя желание внести свою лепту было огромным. Те, у кого не было денег, готовы были участвовать в строительных работах. Из нескольких районов в качестве пожертвования в Софию были присланы телеги, груженные камнями для фундамента.
Парламент принимает решение о выделении государственной субсидии, но казна пуста. И в 1883 г. еще нет ни денег, ни проекта. По счастливому стечению обстоятельств, в Санкт-Петербурге как раз завершился конкурс, где был выбран проект храма, который предполагалось построить на месте гибели Александра II. Глава города любезно прислал в Софию 32 фотографии и проекты, выдвинутые на конкурс. После их изучения болгарский парламент выбрал проект И.С. Богомолова, который, однако, совсем не понравился членам попечительского комитета - они попросили автора переработать проект к весне 1885 г. В целях экономии мэр Софии предложил Богомолову разрушить «Св.Софию» и использовать кирпич для строительства нового храма. И.С. Богомолов не только отстоял необходимость сохранения древнего храма, но и добился, чтобы его реставрация была поручена Российскому археологическому обществу.
В августе 1885 г. долгожданный проект готов, однако вновь политические события отодвигают его воплощение. В Болгарии произошел государственный переворот, князь Баттенберг отрекся от престола, а в ноябре 1886 г. последовал разрыв дипломатических отношений между Петербургом и Софией, которые были восстановлены лишь в 1896г.
Проект Богомолова был отправлен в архив. Строительство храма заморожено, не начавшись. Более того, болгарское правительство отменяет решение о его строительстве!
В Болгарии разгорелась борьба между русофилами и русофобами. Петко Каравелов, провозгласивший идею увековечивания памяти 200 тысяч русских воинов, погибших за освобождение Болгарии, брошен в тюрьму, в заточении оказался и митрополит Тырновский Климент ( Друмев), возглавлявший попечительский комитет.
11(23) августа 1887 г. на болгарский княжеский престол был приглашен австрийский принц Фердинанд Саксен-Кобургский, который, как и его предшественник, не любил православие и остался католиком. Женившись на католичке принцессе Марии-Луизе Пармской, Фердинанд заявил, что его потомство будет пребывать в католичестве, что было прямым нарушением статьи Тырновской конституции, согласно которой в случае, если избранный болгарский князь будет не православным, наследник его непременно должен принять Православие. Отменив неудобную статью, Фердинанд крестил в католичество своего первенца и в телеграмме папе Льву ХIII сообщил, что гордится основанием в Болгарии католической династии.
По свидетельству современников Фердинанд испытывал к России «чувство непреодолимой антипатии и известного страха», но он не мог не считаться с ней как с великой державой, имевшей в Болгарии большой авторитет.
Главным и обязательным условием нормализации отношений Петербург считал крещение болгарского престолонаследника в Православие. И это не было прихотью российского императора. Не имея планов территориальных захватов на Балканах, Россия рассчитывала укрепить там свое влияние и была заинтересована, чтобы Болгария была сильным, православным и дружественным государством. Понимая, что без России Болгария не сможет избавиться от пут Берлинского трактата, Фердинанд решился уступить России и желанию болгарского народа. Несмотря на угрозу римского папы об отлучении и предупреждении императора Франца-Иосифа о начале войны против Болгарии, в ноябре 1895 г. Фердинанд просит российского императора Николая II стать крестным отцом его двухлетнего сына. При этом болгарский князь пытался схитрить и под видом православного таинства совершить над наследным принцем униатский обряд. Узнав об этом от министра иностранных дел князя А.Б. Лобанова-Ростовского, Николай II был категоричен: «Я ни за что не соглашусь быть крестным отцом Бориса, если Фердинанд думает нас подставить».
В январе 1896 г. Фердинанд издал специальный манифест, в котором объявлял о своем решении крестить престолонаследника «по обряду нашей народной Православной Болгарской Церкви». Лишь после тщательной проверки, когда Лобанов-Ростовский убедился, что крещение будет действительно по православному обряду, российский император дал свое согласие заочно стать крестным, прислав в качестве свидетеля графа А.А. Голенищева-Кутузова, управляющего канцелярией вдовствующей императрицы.
2(15) февраля 1896 г. состоялось крещение княжича Бориса, за которым последовало отлучение Фердинанда от католической церкви, но зато и официальное признание его Россией, а затем и всеми европейскими государствами в качестве князя Болгарского.
Вынужденный постоянно доказывать своему народу приверженность ценностям Болгарии, Фердинанд пытался «ублаготворить» Россию . Он заговорил об «оживляющих лучах зари с востока в противоположность мертвящему зною западного солнца».С его одобрения в 1902 г. было организовано всенародное празднование 25-й годовщины освобождения Болгарии. Началось массовое строительство памятников в ознаменование подвига русских солдат.
Достали из архива и проект И.С. Богомолова, который к этому времени уже скончался. Попечительский комитет постановляет «пригласить известного архитектора, знатока церковной русской архитектуры и искусного строителя» для возведения кафедрального собора, который мог бы вместить 5 тысяч прихожан.
Выбор пал на А.Н. Померанцева, академика архитектуры, ректора Российской Императорской художественной академии. Он отклонил проект Богомолова, посчитав, что русский стиль не подходит для кафедрального собора болгарской столицы. Ему удалось создать новый оригинальный проект грандиозного храма площадью 3160 кв.м в неовизантийском стиле. За свою жизнь он построил три храма в честь Александра Невского - помимо Софии, в Москве и Санкт-Петербурге.
Спустя 22 года после закладки первого камня на обнесенном забором участке конного рынка началось долгожданное строительство храма-памятника во имя Святого благоверного князя Александра Невского. Со стороны России строили его три русских архитектора, три Александра : опытный А.Н. Померанцев и приглашенные им тридцатипятилетний А.Н. Смирнов и двадцатипятилетний А.А. Яковлев. С болгарской стороны - архитекторы Ю.Миранов, П.Момчилов, Я.Шамарджиев, Т.Петров.
Великолепный храм, сложенный из гранита, белого камня и мрамора воздвигли и украсили искусные мастера из семи стран. Высота его главного купола составляет 45 метров, а колокольни - 53 метра.
Храм богато украшен скульптурно-декоративными элементами, витражами, мозаикой, различными металлическими конструкциями, в отделке использован белый и многоцветный итальянский мрамор, алжирский малахит, египетский алебастр, бразильский оникс, уральские самоцветы. Мраморная орнаментика, придающая особое великолепие интерьеру храма выполнена в Италии по проектам русского художника-архитектора А.А. Яковлева. Исключительным богатством убранства отличаются царский и архиерейский троны, алтарная перегородка - чудесная работа итальянских мастеров по мрамору.
Главное украшение храма - высокохудожественные росписи. Эту колоссальную работу выполнили 32 русских и 16 болгарских художников - В.М. Васнецов, В.Е. Савинский, Н.А. Бруни, А.М. Корин, П.Е. Мясоедов, А. Митов, И. Мырквичка, Г. Желязов и др.,создавшие 82 иконы и 315 фресок.
Главный мотив фресок - чудесное воскрешение мертвых Иисусом Христом, как олицетворение возрождения освобожденной Болгарии.
Очень трудно словами передать великолепие храма, его внутреннего убранства, описать прекрасные иконы и фрески - это надо непременно видеть. Храм отличает удивительное гармоничное сочетание высшей скорби и высшей радости, это гимн спасенной возрожденной Болгарии, обретенной на пути подвигов и скорбей.
Подряд на изготовление колоколов получил один из лучших колокольных заводчиков России П.Н. Финляндский, обладатель 15 различных наград, единственный, кто имел право отливки на своих колоколах трех изображений государственного герба. Его колокола были установлены на колокольне Ивана Великого, на звоннице храма Христа Спасителя, Рождества Христова на Шипке. Интересно, что московский завод Финляндского находился на Балкане (!) - так называлось то место за Сухаревской башней, о котором ныне напоминают нам Балканские переулки. Здесь были отлиты 12 колоколов общим весом в 24 тонны (самый большой колокол - 12 тонн, самый маленький 16 кг), их переливный звон слышен за 30 км от Софии. Из Одессы в Варну колокола перевезли пароходом, затем специальным поездом в Софию, а от вокзала до храма - на изготовленной в России специальной платформе, в которую впрягли волов. Жители Софии выстроились на всем пути следования необычной процессии, осыпали колокола цветами.
Церковная утварь и облачения были заказаны двум московским фирмам Загладина и Оловянишникова. Отметим, что все мастера и фирмы были выбраны по конкурсу.
Строительство закончилось спустя 30 лет после закладки первого камня. Предполагалось освятить храм 2 августа 1912 г. - в день 25-й годовщины восшествия на престол болгарского князя Фердинанда. По его приказу у входа в храм была установлена плита с надписью, гласившей, что храм построен при «царе Фердинанде, потомке витинских (т.е. славянских) племен». По словам русского министра иностранных дел С.Д. Сазонова, в своих мечтах Фердинанд видел себя тогда византийским императором, коронующимся в присоединенном к Болгарии Константинополе. Однако намеченные торжества перенесли на неопределенный срок - Болгария в союзе с другими балканскими государствами начала войну против Турции, затем последовала вторая балканская война уже между бывшими союзниками за раздел турецкого наследства, а осенью 1915 г. Болгария вступила в Первую мировую войну на стороне Германии. В очередной раз дипломатические отношения с Россией были разорваны.
В этой обстановке Фердинанд принимает решение переименовать новый кафедральный храм, приказывает убрать доску у его входа.
Несмотря на протест Болгарской Церкви, возмущение общественности, 2 марта 1916г. болгарский парламент переименовывает храм св. Александра Невского в соборную церковь святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, поскольку якобы « имя Александра Невского , присвоенное монументальному храму, стоящему рядом со старинной соборной церковью св.Софии, никогда не отвечало народным чаяниям и идеалам».
Как известно, храм рождается после его освящения, поэтому формально церковный закон нарушен не был. Нарушен был закон нравственный: это было оскорбление памяти Царя-освободителя и 200 тысяч русских воинов, проливших кровь за свободу Болгарии. Неслучайно официальный орган Священного Синода Русской Православной Церкви назвал этот акт «великим грехом Болгарии».
Переименование потребовало привести оформление иконостаса в соответствие c церковным каноном: место центральной иконы св. Александра Невского должна была занять икона св.св. Кирилла и Мефодия, что повлекло за собой еще целый ряд изменений. Освящение храма в очередной раз откладывалось.
Катастрофические последствия участия Болгарии в Первой мировой войне предопределили серьезные политические перемены - в октябре 1918 г. Фердинанд отрекся от престола в пользу своего 24-летнего сына, который был провозглашен царем под именем Бориса III, а сам бежал в Германию. Болгария была оккупирована странами Антанты, а по условиям мирного договора лишалась части своей территории, выхода к Эгейскому морю, должна была выплатить огромную сумму репараций.
4 марта 1920 г. царь Борис по инициативе Болгарского св. Синода дает указание парламенту вернуть кафедральному храму имя св. князя Александра Невского, восстановить центральный иконостас в первозданном виде. Однако еще четыре года храм стоит неосвященный, в нем не проводятся богослужения. В Болгарии произошел очередной переворот, подавлено восстание левых сил, страна переживала затяжной политический кризис.
Только в 1924 г. был совершен чин Великого освящения кафедрального храма-памятника Св. Александра Невского: 12 сентября освящен центральный престол, 13 сентября - северный придел в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, а 14 сентября - южный придел в честь святого князя Бориса I, Крестителя болгар. Весь город был празднично украшен государственными флагами и гирляндами. На церемонии присутствует царь Борис, духовенство, члены правительства, военачальники, дипломатический корпус, болгарские ополченцы с Самарским знаменем, русские ветераны Освободительной войны.
Представители духовенства вручили специально изготовленные памятные медальоны с изображением св. Александра Невского и нового храма: царю - золотой, министрам и митрополитам - позолоченные, депутатам и епископам - посеребренные, духовным лицам - бронзовые.
Процесс глубоких общественных изменений после ноября 1989 г. быстро приобрел не только антикоммунистическую, но и антироссийскую направленность.
Русофобия, абсурдные требования суда над СССР, лозунг « С Россией больше никогда!» должны были послужить убедительным доказательством преданности уже несоциалистической Болгарии своим новым покровителям, обеспечившим ей место в НАТО и Евросоюзе.
С начала 90-х годов не утихают споры о судьбе памятников советского периода, прежде всего, памятника Советской армии в Софии, а также пловдивского «Алеши». Правда, на памятники в честь освобождения Болгарии от османского ига открыто никто не посягал. Но вот осенью 2012 г., практически сразу после кончины Святейшего Патриарха Болгарского Максима, в дни столетней годовщины возведения храма «Святой Александр Невский», в болгарское информационное пространство была вброшена тема: оправдано ли, что кафедральный храм болгарской столицы носит имя русского святого, который являет собой ни много ни мало «тотальный символ русского самодержавия». С телеэкрана и страниц некоторых СМИ прозвучал призыв к гражданам ответить в «фейсбуке», на вопрос, хотят ли они, чтобы Патриарший кафедральный собор носил имя святых братьев Кирилла и Мефодия или какое-то другое имя. Видимо, с целью подтолкнуть общественность к «правильным» выводам, одновременно были опубликованы соответствующие статьи.
Не знаю, какое новое имя выберут посетители этого самого «фейсбука», но то, чем занимаются инициаторы опроса, имеет одно название - Иудин грех. За тридцать сребреников продается память о священном подвиге братской любви, когда один народ спас другой, только потому, что тому было плохо. Кого предают сегодняшние фейсбук-иудушки? Прежде всего, свою Родину - Болгарию. Впрочем, их ли это родина? Можно ли считать их соотечественниками Митрополита Климента (Друмева), Ивана Вазова, Христо Ботева, Георгия Бенковского, для которых имя Россия было священно? Нынешним почитателям «фейсбук-истории» никогда не понять, не увидеть, не почувствовать ни слезы освобожденной Старой Загоры, ни стоны раненых на заснеженной Шипке, ни громового «ура!» над павшей Плевной.
Не понять « фейсбукам», что собор во имя святого князя Александра Невского в центре Софии знаменует собой не «русскую оккупацию», а свободу болгарского народа, который в своей благодарности лишь подтверждал истинность евангельских слов: «Больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя».(Ин. 15,13).
Те, кто сегодня играют в опасную «фейсбук-игру» с исторической памятью, рискуют ввергнуть свою страну в новую беду. Как бы ни пришлось в ближайшее время устраивать в фейсбуке опрос на название главной софийской мечети. Ведь опасность нового османского ига, по-фейсбукски «влияния», для Болгарии растет день ото дня. «Благодетели» от НАТО развалили ее экономику, фактически ликвидировали вооруженные силы и флот. Кто будет спасать страну и народ в случае нового нашествия? Ясно, что не янки с французами и эстонцами. Сегодня, как впрочем, и всегда, для Болгарии есть один выход: «С Россией, или больше никогда!» То есть, либо Болгария будет вместе с Россией, либо она исчезнет. Это не русские «имперские» устремления, а суровая действительность. Это понимали великие болгарские подвижники, мученики и герои. Они, а не иудушки из «фейсбука», своими молитвами, кровью и делами создали и хранили православную Болгарию. Именно поэтому над Софией возвышается, и хочется верить, навеки, храм Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского, девизом которого были слова: «Не в силе Бог, а в Правде!»
http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/hram_kak_simvol_svobody_991.htm