itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Сначала - идея. Единство - потом

0
169
Время на чтение 5 минут

С именем священномученика патриарха Ермогена (†1612), чью память мы отмечаем 2 марта по новому стилю, связано понятие «народное единство», о котором любят рассуждать в начале ноября. Но мы решили, что в день святого Ермогена, положившего свою жизнь за Христа, но при этом - во имя сохранения целостности России, неплохо было бы поговорить об историческом предназначении нашей страны и национальной идее еще раз - и вне неофициально утвержденного времени для подобного «информационного повода».

Разговор об историческом предназначении России начался с Чаадаева. Петр Яковлевич резонно спрашивал вслух у всего общества, почему Россия приобщена к христианской цивилизации, но долгими столетиями отлучена от полноценного участия во всех процессах внутреннего развития этой цивилизации? Зачем мы раскинулись на таких огромных пространствах? На что способны мы в будущем, при таком ярко выраженном богатстве души?

По-разному на эту проблематику отвечали западники и славянофилы. Но мысль двигалась именно в заданных координатах. Достоевский - весь в этом вопросе. Своеобразный ответ на этот вопрос давали и большевики. «Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути»,- пелось в одной из их песен. Как-то похоже выражался и ранний Мандельштам: «Чудовищна, как броненосец в доке, Россия отдыхает тяжело». Итак, история продолжается под тем же знаком.

Судя по всему, России предстоит выйти из тени, из «дока», с запасного пути, как хранительнице церковного христианства и всех его, уже накопленных сокровищ. Запад теряет веру. От усталости, от сытости, от привычки к многовековым объятиям Евангелия. А мы еще и не научились обладать вполне всеми сокровищами, лежащими в наших карманах. Здесь и находится наша национальная идея, а следовательно, и народное единство, никак невозможное без главной идеи.

Ум мыслит триадами, поскольку Бог - Троица. Пример такой триады - Православие, Самодержавие, Народность - идея нынче вовсе не рабочая, хотя бы по невозможности восстановления среднего звена. Да и с народом больше вопросов, чем ответов. Он не монолитен, распылен, деморализован и закручен в бесовской пляске. Возможная триада представляется как Литургия, Семья, Культура. Начнем с последней.

Бах и Данте нужны не меньше, чем хорошие дороги. Дерзну предположить, что между Бахом и Данте с одной стороны и дорогами с другой существует гораздо большая связь, чем нам кажется. И может быть, современный итальянец и немец отдают свое сердце футболу и рождественским распродажам более, чем подлинной славе своих народов. Но тогда мы должны понимать Данте лучше итальянцев и любить Баха больше немцев. То великое, что сделал один народ, принадлежит всем народам и лежит в общей копилке. Отрыв от творческих прозрений и успехов прошлого, отрыв, совершающийся через непонимание, утрату интереса и главное - утрату общих с прошлыми поколениями мировоззренческих корней,- это предсмертная судорога. Высока похвала быть хранителем Александрийской библиотеки и знатоком рассыпанных по Европе святынь, хоть это и не ты строил библиотеку и свозил отовсюду святыни. Этот труд вникания в мир сокровищ и любовного их изучения есть единственный способ сопротивления новому варварству. Новый же варвар есть главный враг христианского мира с его Литургией, моралью и бесценным прошлым.

Нам нельзя замыкаться только в своей культуре, даже если речь идет о Бородине или Толстом. Тем более, нам нельзя ограничивать «свое» только сарафанами и игрой на ложках. Великая культура - это органическое единство народной, церковной и «высокой» культуры, без отбрасывания за ненадобностью любого из компонентов. Старообрядческая жилка, нервно пульсирующая на народном теле, зовет нас к опрощенству и гневному отторжению от всего западного. Это явный тупик. Холуйская жилка, в свою очередь, зовет хватать у Запада по верхам все предлагаемое без разбора. Умная же душа призвана к мучительному освоению великого и отторжению ложного. Это своеобразный крестовый поход для освобождения Гроба Господня, только без бряцания оружием и без имперских мотиваций. Одним словом, хороший школьный учитель или качественный курс лекций по истории мирового кинематографа нам нужны не меньше, чем инфраструктурные проекты. Вернее, эти явления связаны крепко и органично.

Семья. Она трещит по швам, и уже не только от пьянства, измен и разводов. Уже и от «свободного выбора модели полового поведения». Болезни переименовались в норму, и границы этой болезненной нормы разрастаются. Так раковые клетки в организме пожирают клетки здоровые, а главной здоровой клеткой в обществе была и есть семья. Нашему народу предстоит осознать классическую семью как сокровище и счастье. Затем предстоит сделать все у себя дома, чтобы слово «дом» у нас не рифмовалось со словом «содом». Если в такой большой стране, как Россия, этот процесс хотя бы начнется, это будет явление, распространяющееся во все стороны, как исцеляющий звук колокола. Семья - райское явление и школа добродетели. Одна эта мысль потянет на целую национальную программу, с разветвляющимися выводами из первоначального тезиса.

И Литургия. Церковность долж­на стать литургической, в первую очередь, а уже потом «земно-поклонной», «акафистной» и какой еще угодно. Это тоже всего лишь тезис, требующий подробного разъяснения и титанического труда по воплощению в жизнь. Но доколе Литургия служится и на голос «Примите, ядите» люди идут есть и пить Небесный Дар, можно надеяться, что каннибализм не станет повседневной реальностью. «Служите Литургию и причащайтесь; берегите семью и стройте ее, как дом, надежно и красиво; осваивайте все лучшее, что родилось в человечестве под теплыми лучами Евангелия», - вот нам и национальная идея, вокруг которой возможно (с оговорками) вожделенное народное единство.

Сам Чаадаев бы сказал: «Так вот зачем ты так долго была в исторической тени, моя таинственная и великая Родина! Велик Бог, строящий жизнь мира так чудно и непредсказуемо! Ты, Россия, должна объяснить и своим детям, и даже современному западному человеку, зачем его предки строили такие величественные храмы и что означает музыка, звучавшая под их сводами. Ты должна показать, как красив ребенок на руках у матери, когда рядом есть отец, и дед, и братья, и сестры. Ты должна широкую свою и кроткую душу вместить в литургическую молитву и тем смирить свою непонятную тебе самой необузданность и стихийную силу. Ты должна сделать это. Больше некому, и час настал»

Свобода, но без вакханалий и не для прикрытия греха. Равенство, но без уравниловки, а в многообразии. И братство, только тогда и возможное, когда есть общий Отец, Который на Небесах. Вот наша национальная идея, в другой триаде, раз уж ими мыслит ум и раз уж три цвета соединяются на одном российском флаге.

Специально для газеты «Православная вера» № 5 (481), март, 2013 г.

Фото из открытых Интернет-источников


http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-03-01-00-00-00-snachala
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Андрей Ткачев
Все статьи Протоиерей Андрей Ткачев
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:34
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 05:39
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:25