Сыны века догадливее, или О фирменном поведении

Сегодня всем известно, что такое фирменное поведение. От сотрудника фирмы, оказывающей какие-либо услуги, от банковского служащего, продавца-консультанта, кассира в магазине требуется определенное поведение по отношению к клиенту. Подчеркнутая приветливость, доброжелательность, терпение, «граничащее с безграничным» (как выразилась одна моя знакомая, работающая в офисе сотовой связи). А также - обязательное выражение благодарности за выбор, за покупку. И приглашение пользоваться услугами именно этой фирмы (магазина, банка) впредь. В советские времена этому значения не придавалось, поскольку не было конкуренции, а сейчас - сейчас совсем другое дело: будешь хамить и психовать - прогоришь.

Кто-то скажет, что эти требования не имеют никакой нравственной ценности: все ведь неискренне, фальшиво, только ради выгоды... Однако это не так! Принуждение тоже воспитывает. Необходимость каждый день, с утра до вечера быть вежливым и даже просто добрым с незнакомыми людьми заставляет человека меняться и внутренне тоже - потому, что иначе у него не получится быть таким внешне. Утверждение вежливого, уважительного и притом теплого отношения к человеку как нормы помогает воспринять иное поведение как ненормальное. Требование быть терпеливым избавляет от высокомерия. Вот почему я очень рада за молодых ребят и девушек, работающих сегодня там, где требуется такое вот - фирменное - поведение. Это совсем неплохой противовес нынешнему одичанию и для многих - просто необходимая школа.

Более того: мне кажется, что нам, называющим себя христианами, желающим таковыми быть - стоит взять этот метод на заметку. И написать своего рода «кодекс внешнего поведения» для себя самих. Я сейчас не собственно церковную жизнь имею в виду - там «кодекс» давно написан - а поведение в повседневной жизни, на улице, на работе, дома, в быту. Именно здесь нам надлежит навыкать в любви к ближнему, без которой нет любви к Богу.

Вернемся к фирмам и организациям, оказывающим услуги. Вы заметили, что их сотрудники никогда не забывают представиться, назвать свое имя - если общаются с нами по телефону. А если непосредственно - то у обслуживающего нас работника всегда имеется бэйджик, пластиночка с его именем на груди. Нам известно имя этого человека! Но вот вопрос: часто ли мы обращаемся к нему по имени? Приходит ли нам в голову назвать кассира в каком-нибудь «Магните» или продавца-консультанта в «Связном» Аней, Дашей, Денисом? Увы: в абсолютном большинстве случаев мы предпочтем стандартное «девушка» или «молодой человек». Почему? Не потому ли, что этот человек не имеет для нас никакого личного значения, что он - лишь ходячая функция, биоробот, существующий для удовлетворения возникшей у нас потребности?

Произнесем имя, скажем: «Аня» или даже «Анечка», и сразу увидим, как меняется что-то у девчонки в глазах, как иной - не принужденной уже, а искренней - становится ее улыбка. Назовем Александра Сашей, и его обязательное «спасибо, обращайтесь к нам еще» прозвучит уже совсем по-другому, это будет уже не только фирменное, но и естественное человеческое поведение, живая благодарность за теплое отношение. Поступая так, мы не только сами меняемся к лучшему, но и помогаем меняться другим.

Влезая в маршрутку, скажем «доброе утро» водителю и всем, кто уже сидит в маленьком салоне. Почему нет, скажите, ну почему нет? Покидая эту маршрутку, поблагодарим водителя. В конце концов, он с утра до вечера, включая праздники, крутит баранку, чтобы прокормить семью, продирается через пробки, объясняется с гаишниками... и никто никогда не скажет ему «спасибо».

Обратим внимание на дворника-таджика. Подумаем о том, в каком положении должна оказаться его маленькая горная страна, его народ, чтобы молодые мужчины ехали не в Москву даже, а в заштатный и заплеванный Саратов и махали здесь метлами, спасая свои семьи от голодной смерти. Поздороваемся с этим гастарбайтером, перекинемся несколькими словами - ну хоть о погоде, дело ведь не в теме. Дело в том, что человек человеком себя должен чувствовать среди людей.

Станем, не ленясь, крутить головой. Женщина в автобусе уронила в проход, в грязь кожаные перчатки. У вас в сумочке есть упаковка проспиртованных салфеток, прекрасно счищающих грязь,- предложите ей эту помощь. Она удивлена, у нее в глазах недоумение, даже подозрение? Это пройдет через секунду. А завтра она сама предложит помощь незнакомому человеку, потому что это станет для нее, как минимум, ближе к норме поведения.

Просто запретим себе резкий, раздраженный тон - что бы ни происходило, как бы нас ни допекли, ни «достали», дома это будь или на работе. Если случилось сорваться - непременно извинимся. Не удается совладать с собой? Зададим себе исключительно простой вопрос: а на своего начальника, на того, от кого судьба наша зависит - будем мы рычать вот так, как на уборщицу тетю Валю, нечаянно зацепившую шваброй провод нашего компьютера?.. Честный ответ отрезвит.

Легко все это? Легко, когда у нас самих все в порядке и настроение хорошее. А вот когда наоборот, когда на нас навалилось все, что могло навалиться... Тогда - не приветливость и доброжелательность ко всем хочется проявлять, а нечто противоположное.

Есть, однако, такой простой закон духовной жизни: чем меньше хочется, тем больше нужно. Чем меньше хочется нам в конкретный момент молиться, тем нужней нашей душе молитва в этот самый момент. Чем меньше хочется в церковь воскресным утром, тем скорее нужно туда собраться. И с нашим фирменным, то есть, простите, нашим христианским поведением - то же. Чем естественней для нас этим хмурым утром пройти мимо старенькой соседки молча и быстро, тем важнее, опять же, для нас (не для нее, а для нас именно!) остановиться возле этой лавочки у подъезда, приветливо поздороваться, назвав при этом соседку по имени-отчеству, и справиться о ее здоровье.

Ведь с нашим-то здоровьем, душевным и духовным - беда. Мы больны, мы злы и унылы. Нам срочно нужна лечебная процедура. Для того и посадил Господь эту бабушку на лавочку у подъезда.

Внешнее поведение, пусть вынужденное, пусть даже вымученное - меняет внутренне. Не только человека с бэйджиком, но и любого из нас. Нам остро не хватает любви к ближнему, и единственный способ решить эту проблему - делать дела любви. Хотя бы без любви как таковой, хотя бы с притворным выражением этого чувства, но - делать.

Сыны века сего догадливее сынов света в своем роде (Лк. 16, 8). Сыны века вмиг догадываются, что именно им нужно, что им выгодно. И пишут правила поведения сотрудника фирмы. А мы, так хотящие быть детьми света,- пока-то сообразим...

Газета "Православная вера", № 4 (480), февраль, 2013 г.

Марина Бирюкова

http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-02-25-00-17-44-syny
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Последние комментарии
Продолжить святое дело генерала Дитерихса
Новый комментарий от Григорий Калюжный
27.02.2021 23:03
«Правая Россия»
Новый комментарий от Григорий Калюжный
27.02.2021 22:53
Император Александр III
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.02.2021 22:35
Держись, батька Лукашенко!
Новый комментарий от Советский недобиток
27.02.2021 18:05
Александр Невский на Троицком пути
Новый комментарий от Григорий Калюжный
27.02.2021 17:58
Природное явление, случайная утечка или диверсия?
Новый комментарий от Советский недобиток
27.02.2021 17:51