О свете и покое

0
334
Время на чтение 3 минуты

Январь - удивительный в своем роде месяц. Богатый праздниками и размышлениями. Первое сложилось исторически, второе проистекает от того, что обилие праздников все же отвлекает от работы и повседневных забот, и время прислушаться к самому себе как-то неожиданно появляется.

Знаете, какая мысль чаще всего посещает меня при чтении блогов и прочих рассуждений в соцсетях?

Что беда наша не столько в маловерии или слабости, сколько в постоянных поисках самооправданий. Нет, это не далеко не новое изобретение, и назвать самооправдание трендом нашего времени было бы смешно, но вот только масштаб иной. Каин, отвечающий Всевышнему: «Разве я сторож брату своему?», пожалуй, первый на земле, кто положил начало этому понятию - потому что поиск самооправдания его родителями был еще в Эдемском саду.

Но если в прошлом для того или иного поступка не всегда требовалось искать причину (помните, как отвечает Портос: «Я дерусь, потому что я дерусь!»), то человек нашего времени без самооправданий не может. Или не хочет.

Примеры, как всегда, просты и ни на кого конкретного не указывают. «Я езжу в метро по чужому билету, потому что у нас и так в государстве все воруют». «Я не хожу на Литургию, потому что если я не высплюсь в воскресенье, то не смогу работать всю неделю». «Я рожу ребенка от женатого любовника, потому что хочу детей, а замуж он меня не зовет».

И никого ведь не осудишь, да и не наше это дело - судить. И всех ведь можно понять по-человечески. Денег мало, спать хочется, ребеночка родить - вообще дело благородное. Оправдать можно почти все, а если не оправдать, то хотя бы объяснить. Проблема в другом: заглушая совесть самооправданием, мы ставим своей мысли барьер на этом этапе и не даем ей пойти чуть дальше. Да, я проеду в метро по чужому билету - но ведь это все равно воровство, неважно, в каком государстве. Да, я не высплюсь до полудня в воскресенье - но ведь не могу тогда в полной мере считать себя частью Церкви, если для меня высшая истина в мире менее важна, чем сладкое сопение в подушку. Да, ребенка я рожу, и будет мне радость - но каково будет жене моего любовника, мне самой, когда наступит раскаяние (если наступит, конечно), да и потом - самому этому ребенку? Нет, разговор с совестью тяжел и неприятен. Совесть - это Бог, в первую очередь. И совесть не всегда нашему сознанию конфетки раздает, потому что мы слишком уж сильно изранили свою душу грехом, а синяки принято мазать йодом, а не вареньем.

Я не собираюсь нападать особо ни на культуру, ни на общую философию постмодернизма. Она сама успешно справляется с этой задачей. Другое дело, что убаюкивая свое сознание концепцией всеобщей подлости, мы хотим тем самым приобрести целую охапку индульгенций и по самой выгодной рыночной цене.

Рискую получить град упреков, но все же замечу, что немалую роль в вопросе самооправдания, столь любимого сердцу многих, сыграла в свое время культовая «Мастер и Маргарита», эта своеобразная «Библия советского интеллигента».

Не будем углубляться в литературоведческий анализ - написаны об этом километры диссертаций и статей, и еще столько же будет написано. Мысль моя куда проще. Основной-то посыл романа в том, что ради определенной цели можно пойти на все. (Вот такая печальная инверсия слов Ивана Карамазова о дозволенности всего при отсутствии Бога). Какой бы трогательной не казалась юным барышням идея принимать бал у Сатаны ради того, чтобы узнать что-то о своем возлюбленном, ключевое здесь все же - «у Сатаны». Есть некий предел, который переходить мы не можем, просто не имеем права, коль скоро называем себя людьми и христианами. И никакое, ну вот абсолютно никакое самооправдание тут не поможет. Ни то, что Маргарита становится ведьмой от горя и страданий, ни то, что Мастер идет на сделку с дьяволом. Нет, безусловно заманчиво попробовать тягаться на равных с силами тьмы - только это ведь иллюзия, что на равных. Садясь играть в карты с шулером, не удивляйся, что проиграешься до нитки. И оправданий тут быть не может, опять же. Ты ведь знал, на что идешь.

Можно до бесконечности рассуждать о том, как это прекрасно - вступить в диалог с силами зла ради своей любви, а потом получить покой. Покоя мы все ищем, так или иначе, - ну, или почти все мы, из них же первая есмь аз.

Все наши самооправдания - это желание обрести тот самый покой, в поисках которого мы порой идем по неверным духовным дорогам. И блажен не знавший подобных путей.

Ведь если читать ту же самую историю Мастера взглядом критичным, то финал ясен и закономерен: он не заслужил света (обретя покой). И очаровательный образ вечно цветущих вишен - это на самом деле символ творческого бесплодия Мастера и телесного бесплодия Маргариты. Но это и есть их вожделенный покой, выторгованный у Сатаны, оправданный тем, что ради любви... и так далее, не будем повторяться.

А если выбрать другой путь? Если не оправдывать себя, не идти на компромиссы, не вступать в сделки - даже ради самых внешне красивых целей? Покоя тогда точно не будет.

Но, как сказал в свое время один умный священник, христианство - это религия душевного дискомфорта.

И больше уже добавить к этому нечего.

http://www.taday.ru/text/2028635.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Костандис
Главное - жить духовной жизнью, а не говорить о ней
Об иеромонахе Серафиме (Роузе)
15.01.2015
«Противоборствующие в мире идеи высшего порядка являются неизменными»
Беседа с автором книги «Столыпин: крестный путь реформатора»
20.02.2013
История одного крещения
Моя знакомая по имени Марина позвонила мне с просьбой, с которой обращаются не каждый день: стать крестной матерью ее дочери.
16.02.2012
Все статьи Елена Костандис
Последние комментарии
Трамп – воплощение эпохи новых-старых смыслов в политике
Новый комментарий от Павел Тихомиров
07.11.2024 19:09
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
07.11.2024 17:33
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от Русский танкист
07.11.2024 17:28
Стоит ли православным праздновать дату Октябрьской революции?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
07.11.2024 17:15
Супероружие и дельта времени
Новый комментарий от Ленчик
07.11.2024 16:16
По горячим следам американских выборов
Новый комментарий от Кожухевич
07.11.2024 15:26
Разговор со стеной
Новый комментарий от Фиалковский
07.11.2024 15:09