Сегодня на Белой Руси и Украине идёт ревизия исторического прошлого. Стремительно создаются новые мифы, превращающие в «национальных героев» не только польских и литовских исторических деятелей, но и откровенную сволочь и коллаборантов. Эта «альтернативная история» подменяет собой реальное прошлое белорусов и украинцев и предает забвению настоящих национальных героев и подвижников земель Западной Руси.
Вспоминая забытых и полузабытых героев отечественной истории, сражавшихся после гибели Киевской Руси за православную веру и Русь на ее западных рубежах - землях нынешней Украины и Белоруссии, расскажем сегодня о непобедимом защитнике Белой и Малой Руси князе Федоре Острожском, канонизированном Русской Православной Церковью.
Князь Федор Острожский, как писали историки, «муж из всех вождей Литвы и Руси, великой смелости и огромного авторитета», вел свой род от святого равноапостольного князя Владимира. Он родился примерно в 1360 году и был сыном Даниила из Острога - тоже знаменитого полководца и защитника земли Русской от притязаний польского короля и «латынства» (насильственного окатоличивания). Городок (впоследствии - город) Острог Даниил, князь Холмский, получил за победу над польским королем Казимиром III Великим во время восстания Юго-Западной Руси (1341) против польской оккупации.В 1386 году великий князь литовский и русский Витовт и его двоюродный брат польский король подтвердили права Федора Даниловича на Острог, утвердив их за ним и его потомством. Сверх того князю были дарованы города Заслав, Корец, Дубно и Хлопотин со многими селами. А вскоре князь Федор был назначен волынским старостой. Эта должность в те времена была очень нелегкой. Волынь была вечно пылающим приграничьем Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского. После захвата Галиции поляки неоднократно обращали свои алчные взоры на этот край. Пограничные столкновения были почти повседневным явлением. Постоянно беспокоили набегами и татары. Поэтому староста, собиравший вокруг себя наиболее умелых и мужественных рыцарей, должен был постоянно заниматься воинскими делами. Князь с этой задачей справился блестяще, сумев обеспечить оборону юго-западных рубежей.
Тем временем другая страшная угроза - Тевтонский орден - нависла над Литовской Русью с северо-запада. Поэтому в 1410 году Федор Острожский получил приказ великого князя собрать своих рыцарей и двинуться в далекий поход - на войну против крестоносцев. Его хоругвям-полкам предстояла дальняя дорога - через территорию союзной тогда Польши, приведшая князя и его воинов на поле, расположенное между деревеньками Танненберг и Грюнвальд.
15 июля 1410 года здесь состоялась одна из самых масштабных и значимых битв Средневековья. Против цвета католического рыцарства Западной Европы встали насмерть предки жителей Восточной Европы: русские (в том числе предки нынешних белорусов и украинцев), поляки, чехи, сербы, прибалты, татары, молдаване, венгры, армяне... Князь Федор Острожский и его воины сражались под Грюнвальдом плечом к плечу с чешским гетманом Яном Жижкой и его людьми. В том же 1410 году он участвовал в осаде Мариенбурга - столицы Тевтонского ордена.
После Грюнвальдской битвы боевые действия крестоносцев против Литовской Руси и Польши не прекращались. С малыми перерывами они длились почти 12 лет. Во всех этих боевых действиях на территории Восточной Пруссии самое деятельное участие принимал и князь Федор, лично водивший в бой свои хоругви.
В 1422 году с Тевтонским орденом на озере Мельно был заключен мир. Но мирная жизнь явно не удовлетворяла кипучую натуру князя Острожского. Его душа стремилась к новым путешествиям. И вскоре судьба подарила ему такую возможность.
Из-за сочувствия к православным в Чехии, которая, по словам дореволюционных богословов и религиоведов, приняв православное христианство еще от самих Кирилла и Мефодия, «в продолжение многих веков неизменно сохраняла и твердо отстаивала их заветы», он поддержал чехов в борьбе с германским императором и крестоносцами. «Ты и далече сущее единокровное нам племя чешское ко православней вере приближати тщался еси и от латинскаго нашествия ограждал еси», - гласят строки одной из православных молитв преподобному Феодору Острожскому.
Подоплека дела выглядела следующим образом. В 1419 году умер, не оставив наследников, чешский король Вацлав. Его преемником на чешском престоле должен был стать император Священной Римской империи германской нации Сигизмунд Люксембургский. Но Чехия восстала против немецкого господства. Ища союзников в борьбе против папства, чехи предложили чешскую корону внуку великого князя литовского Гедемина польскому королю Ягайло. Тот, боясь навлечь на Польшу крестовый поход, отказался. Тогда чехи предложили в 1421 году корону другому внуку Гедемина великому князю литовскому Витовту (двоюродному брату Ягайло). Витовт уже много лет симпатизировал чешским реформаторам и сподвижникам Яна Гуса, вроде Иеронима Пражского, посещавшего Литву и Русь по его личному приглашению и уговаривавшего Витовта принять православие.
Тем не менее Витовт, как и Ягайло, не хотел навлекать на свои земли гнев папской курии. Поэтому он решил отправить вместо себя в Чехию своего наместника, сына двоюродного брата Дмитрия (Корибута) - героя сражений с татарами, участника Куликовской битвы. Воспитанный при дворе своего дяди - польского короля, юный Корибутович там же познакомился с чехами. Вскоре, под Грюнвальдом, где его хоругвь, набранная из уроженцев земель нынешних Белоруссии и Литвы, сражалась рядом с воинами Жижки и Острожского, он завоевал авторитет у чехов. В 1422 году Жигимонт Корибутович был принят на сейме в чешском городе Чеславе при большом скоплении народа и в присутствии представителей столичной Праги как наместник «желанного короля» Витовта. 17 мая он торжественно въехал в чешскую столицу, где ему присягнула Рада. Вместе с правнуком Гедемина на помощь чехам из белорусских и украинских земель Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского прибыл, говоря современным языком, «миротворческий контингент» русских рыцарей под командованием князя Федора Даниловича Острожского.
Тем временем в июле 1420 г. войско чехов разгромило войска крестоносцев под Прагой. Командовал чехами Ян Жижка - соратник князя Острожского и Корибутовича по Грюнвальдской битве. В 1421 году германский император провозгласил против чехов новый крестовый поход и снова был разбит. На этот раз в разгроме немцев себя проявила кавалерия гуситов. Польские и чешские историки вносят ясность - ядро кавалерии составляли русские рыцари во главе с князем Федором Острожским. После смерти своего боевого товарища, гуситского гетмана и непобедимого полководца Яна Жижки объявленный «желанным и избранным» королем правнук Гедемина сумел консолидировать чешскую нацию, примирив радикалов и умеренных. Благодаря этому, а также клинкам воинов Федора Острожского, ставшего гуситским гетманом, у Усти был разгромлен мощнейший крестовый поход против Чехии. Масштабы катастрофы уверенных в победе крестоносцев потрясли даже папу римского.
За этим сражением последовали новые, неизменно оканчивавшиеся победами чехов и их соратников из Литовской Руси. В составе гуситского войска воины князя Федора Острожского «перемололи» и отразили три крестовых похода, в подготовке которых принимала участие половина Европы. Затем они сами стали совершать «прекрасные походы» против крестоносцев по центральной Европе.
В июле 1430 году при поддержке русинов Острожского и поляков чехи огнем и мечом опустошили владения Тевтонского ордена Неймарк и Померанию, взяли штурмом города Фридеберг, Вольденберг, Ландсберг, Сольдин, Кониц, Тухель, Диршау, осадили Данциг и, пройдя орденские владения до самого устья Вислы, как лом сквозь снег, вышли на берег Балтийского моря.
Вскоре после этого воины Отрожского были вынуждены оставить своих чешских братьев по оружию и вернуться в ВКЛ, где началось мрачное десятилетие гражданских войн и междоусобиц. После смерти великого князя Витовта (1430) трон Русско-Литовского княжества должен был перейти к его двоюродному брату Свидригайло, опиравшемуся на православных князей и бояр, но это не устраивало поляков и предков нынешних литовцев, желавших объединить Польшу и окатоличенное Великое княжество. Для этого с помощью поляков на великокняжеский престол был посажен другой родственник Витовта - фанатичный католик Сигизмунд Кейстутович.
Перспектива попасть под власть Ватикана вызвала сопротивление православного населения. Началась гражданская война. В летописях она получила называние войны Литвы с Русью. На стороне Сигизмунда выступили поляки и предки литовцев, принявшие католичество. На стороне Свидригайло - воины с территории современных Белоруссии, Украины и России, «чешские отряды», часть православных литовцев и поляков. Эти люди, не желавшие подчиняться папской курии, провозгласили в 1432 году независимое от Орды и Ватикана Великое княжество Русское со столицей в Полоцке.
Князь Федор и его соратники рассчитывали, что это государство, объединившее вокруг древнего белорусского города почти все земли Белой Руси, Украины и большую часть княжеств и республик Восточной Руси, станет мощной православной славянской державой, в которую войдут чешские, польские, прибалтийские земли и даже Московское княжество, в те годы еще бывшее вассалом татарской Орды.
Тем временем поляки захватили ряд городов на севере Белой Руси. Удерживая их, они развернули наступление на юг - на Подолье, Киевщину и Волынь. Навстречу им двинулись войска во главе с князем Федором Острожским. Решительным ударом рыцари князя Федора заняли все территории к Бугу и разгромили войско польского короля Владислава Ягайло на реке Мурахве. Одержав еще ряд побед, князь Феодор вынудил Ягайло оградить законом свободу православия.
Стало понятно, что самостоятельно войско Свидригайло и Острожского полякам и крестоносцам не одолеть. Тогда они изменили тактику. Ягайло стал задабривать православную шляхту. Благодаря победам князя Федора она была королевским указом уравнена в правах и привилегиях с католической польской и получила доступ к родовым рыцарским гербам. Провозглашенный великим князем Русским Свидригайло имел большое и мужественное войско. Но он был плохим военачальником и еще худшим дипломатом. Опасаясь усиления своего союзника, он в 1435 году заключил преподобного Феодора в темницу. Но народ, любивший героя из Острога, восстал, и князь Острожский был освобожден.
Оттолкнув от себя многих соратников, допустив еще ряд значительных ошибок, в сентябре 1435 года Свидригайло проиграл решающую битву под Вилькомиром (из-за его бездарности погиб цвет русского рыцарства, больше десяти русских князей, в том числе киевский князь Михаил, тверской князь Ярослав, вяземский князь Михаил Львович, мстиславский князь Ярослав Семенович, князь Даниил Гольшанский и другие, еще 42 князя попали в плен) и был вынужден спасаться на Волыни у Острожского. Тот, несмотря на все обиды и огромную вину Свидригайло перед ним и общим делом, простил беглеца и помог спастись от преследователей - поляков и крестоносцев. Те, обрадованные победой под Вилькомиром, с воодушевлением бросились на западную Русь. Но мечи рыцарей князя Острожского отразили нашествие. Благодаря им православие было на время ограждено от посягательств иноверцев, а Киев получил собственных удельных князей - князя Олелька Владимировича и его сына, начавшего известную на Белой Руси династию князей Слуцких.
В 1438 году Федор Острожский участвовал в битве с татарами. В русское военное искусство святым князем был введен особый прием - гуситский строй, т.н. таборы или «гуляй-города», усвоенные казачеством.
По вступлении на престол литовско-русского княжества и польского королевства Казимира Ягеллона святой Феодор за заслуги перед Отечеством получил на правах наместничества города Владимир, Дубно, Острог и стал обладателем обширнейших имений в лучших областях Подолии и Волыни. Во всей Литовской Руси рыцарь из Острога стяжал себе славу устроением храмов и защитой православия от насилия папизма.
Это были последние ратные победы князя Федора из Острога. Спустя некоторое время он «покинул искушения мира сего и княжескую славу, принял на себя святое иночество» и поступил в Киево-Печерскую обитель, где постригся и, приняв монашество с именем Феодосий (по-гречески - Богом данный), подвизался для спасения своей души до самого преставления к Богу. Летопись Святой Успенской Киево-Печерской лавры указывает, что постриг в монахи состоялся в 1439 году. В монастыре князь-рыцарь, как и на поле боя, прославил себя новыми подвигами. На этот раз на духовном поприще, за что под именем Феодосия Печерского был провозглашен Православной Церковью святым.
Год преставления преподобного Феодора неизвестен, но не подлежит сомнению, что он скончался в середине ХV века в глубокой старости в тишине и покое. Его прах покоится в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры. Прославление, очевидно, было в конце ХVI века, так как в 1638 году иеромонах Афанасий Кальнофийский свидетельствовал, что «преподобный Феодор открыто почивает в Феодосиевой пещере в целом теле».
____________________
Фото - http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_1607/; http://zapadrus.su/rusmir/istf/193-2010-12-02-17-35-33.html