«Наша война - это война за духовное спасение»

Игумен Нектарий - о суицидах, достатке и Живом Журнале

Новостные ленты все чаще пестрят заголовками о детских суицидах. Почему многие из нас уже не реагируют на эту страшную тенденцию? По кому звонят колокола открывающихся храмов, и на чьих плечах лежит ответственность за создание механизмов саморегуляции общества?

На эти и другие вопросы корреспонденту «АиФ - Саратов» ответил игумен Нектарий.

Бита - не панацея

- Кривая статистики детских суицидов из года в год неуклонно ползет вверх, но, как ни странно, у большинства из нас не вызывает обеспокоенности. Почему школьники сводят счеты с жизнью?
- Потому что дети особенно уязвимы. Человеку необходим стержень, то, что сообщает целостность его жизненным взглядам, ценностям, стремлениям. Без этого как? Слишком много пугающего вокруг, ранящего душу. В идеале таким стержнем должна быть вера в Того, Кто создал тебя и привел в этот мир, потому что с верой все обретает свой подлинный смысл - и радости, и скорби, и то, что делает тебя счастливым, и то, что заставляет страдать. В советском обществе роль стержня играла идеология. Она была несовершенной, во многом ущербной, но она была! На нее можно было опереться, она выстраивала определенным образом отношение человека к тем явлениям, столкновение с которыми обычно особенно болезненно, она давала свои - пусть, опять же, несовершенные - ответы на разные непростые вопросы.
Сегодня нет даже этого. Но взрослый человек все-таки в большей степени защищен. Возможно, он хранит в себе память о том, уже далеком, советском прошлом. Возможно, он, относясь к жизни всерьез, обратился наконец к Богу, Который дал ее ему. А ребенок? У него нет еще никакой базы - ни идеологической, ни религиозной, он особенно хрупок и уязвим.
Посмотрите на нашу жизнь... Разве вы не знаете сами, как это бывает: идешь по улице и чувствуешь тревогу и страх, потому что неспокойно и немирно время, в которое мы живем. А для ребенка такой улицей является весь окружающий мир. И никто не учит его, как в этом мире выжить - не просто научиться давать отпор, а обрести любовь и уверенность. Огромную роль играет социальное расслоение - сколько детей рождается в неблагополучных семьях, семьях с низким материальным достатком. Но даже в этих семьях есть телевизор. Что там показывают? Роскошную жизнь, яхты, которые стоят дороже, чем многоквартирный дом, в котором живут эти дети, сверкающие лимузины. И они понимают, что в их жизни этого всего не будет. Доходы семьи не позволят получить достойное образование, что отрежет путь к социальным лифтам. Что остается? Взять бейсбольную биту и разбить кому-нибудь голову? Или раздобыть какую-нибудь дрянь, наглотаться ее, накуриться и оказаться на больничной койке. Или наслушаться доводящей до исступления, окончательно отбивающей желание жить музыки, подняться на крышу дома и прыгнуть вниз. Все это мы видим. А причина - во-первых, безверие большинства, во-вторых, преступное безразличие к тому, что происходит с нашими детьми.

Молчание - золото?

- Говоря о роли телевидения, нельзя умолчать о резонансном «деле Пусси Райот», породившем волну последующих провокаций. Зачем этот инцидент вынесли на всеобщее обозрение?
- На мой взгляд, победа в этой ситуации могла быть достигнута скорее молчанием. Церковь не медийная империя, и верующие люди в большинстве своем не являются профессионалами экстра-класса по ведению информационных войн. Да они и не должны таковыми быть. Поэтому нет ничего странного в том, что мы порой проигрываем на этом поле. Наша война - это война за духовное спасение. Я считаю, что в этом случае, по большому счету - пустяковом, лучше было бы промолчать, а не раздувать инцидент в столь громкое «дело». Но эта хулиганская и мерзкая выходка сработала, словно укол, попавший точно в нерв всего нашего «организма» - не церковного, а общегосударственного. Делать гадости вообще просто и выгодно: это не требует особой подготовки, таланта, усилий. Вспомните, как говорила старуха Шапокляк: хорошими делами прославиться нельзя. И разве чудно, что у этой милой бабули столько последователей?
Акция в Храме Христа Спасителя - это показатель состояния не Церкви, а нашей государственности в целом. В советские времена подобная «арт-группа» уже после беспредела в Зоологическом музее была бы направлена на принудительное лечение. И зная эту суровую реальность, мало кто на такие омерзительные выходки решился бы отважиться.

- Одни спиливают Поклонные кресты, другие строят новые храмы. Недавно в СГУ презентовали кафедру теологии и религиоведения; в школах ввели 32-часовой курс «Основы религиозных культур и светской этики». Зачем в наше время «кулаков и локтей» учение о смирении и послушании? Не опоздали ли мы с духовным оздоровлением общества?
- Иными словами, не поздно ли спасать утопающего, когда он тонет? Конечно, нет. Локти с кулаками неэффективны. Они не действуют на протяжении всей нашей жизни - приходит старость, а с ней слабость и болезни. А жить надо не только сегодняшним днем. Но как жить? На этот вопрос можно получить ответ и на кафедре теологии, и на курсах по основам православия, если, конечно, действительно искать его.

Палка о двух концах

- Почему сама Церковь не отстаивает свои убеждения на политической арене? Насколько вероятно присутствие священника в законодательном собрании?
- Согласно существующим нормам, представители духовенства в исключительных случаях могут избираться в законодательные органы, но не от партии, а самостоятельно, с разрешения Священного Синода. Пока таких прецедентов не было и очень надеюсь, что не будет, потому что дело священника - заниматься не политикой, а духовным окормлением паствы. Депутат ведь не займет место духовного наставника в церкви, если тот уйдет в думу. Каждый человек должен заниматься своим делом.

- Но как бы ревностно Церковь ни относилась к сложившимся устоям, она все чаще прибегает к мобильным средствам информации, имеющим воздействие на социум. Что вас подтолкнуло к созданию Живого Журнала?
- И телевидение, и Интернет, и мобильный телефон - это палка о двух концах. Вопрос в том, для чего они нужны человеку. Возможно, без них соблазнов станет поменьше. Но движение к греху либо добродетели будет совершаться иными способами. Вопрос не в Интернете и телефонах, а в направлении развития общества. В Японии, например, с детства ребенку говорят, что воровать стыдно. Так же стыдно, как ходить по улице раздетым или прийти на работу вымазанным в грязи. А вы понимаете, что такое для японца позор... И преступлений в этой стране с численностью населения в 120 миллионов совершается меньше, чем в Саратовской области. Да, мы с японцами - разные, но это не значит, что такие механизмы не могут работать у нас. У нас сейчас практически нет вещей, вызывающих стыд. Единственный фактор, регулирующий нашу жизнь - это деньги. Если они у тебя есть, ты уважаем, если нет, ты никто. Какое общество может созидаться под воздействием этого фактора, как вы думаете?
А по поводу Живого Журнала... Мне кажется, это очень хорошее подспорье для любого пишущего человека. Там можно увидеть непосредственную реакцию читателей на твои тексты, с кем-то подискутировать и в результате либо утвердиться в своем мнении, либо подкорректировать его...

Досье: Игумен Нектарий (Морозов) родился в 1972 г. в Москве. В прошлом - журналист, работал в еженедельниках «Аргументы и факты», «Общая газета». В 1999 году принял монашеский постриг на Московском подворье Свято-Троице-Сергиевой Лавры. В настоящее время живет и служит в Саратове, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и храма Святых первоверховных апостолов Петра и Павла, председатель Совета Русского военно-патриотического клуба «Патриот».

http://www.saratov.aif.ru/society/article/27233

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Нектарий (Морозов):
Ощущение пустоты, а затем боли
Игумен Нектарий (Морозов) принял участие в поисках пропавшей девочки Лизы Киселёвой, которую позже нашли убитой
11.10.2019
Все статьи автора
Татьяна Волченко:
«Наша война - это война за духовное спасение»
Игумен Нектарий - о суицидах, достатке и Живом Журнале
23.11.2012
Все статьи автора
Последние комментарии
«Путин начал трансформацию Российского государства»
Новый комментарий от Александр Волков
02.04.2019
После разлуки
Новый комментарий от Наталья Скиф
02.04.2019
Шумное падение
Новый комментарий от Александр Волков
02.04.2019
COVID-19 и нарушение Конституции РФ
Новый комментарий от Русский Сталинист
02.04.2019
Легкое дуновение диктатуры в словах Собянина
Новый комментарий от Русский Сталинист
02.04.2019