Чудотворная из Барского монастыря

Михаил Хусточка 
0
19.11.2012 234

Есть на просторах Украины тихие православные обители, стоящие далеко от шумных автомобильных трасс и людской суеты. Их отделяют от современного человека порой не только пространства, но и время. Ведь почти весь ХХ век шло разрушение храмов и монастырей. И нас неизменно поражает и вдохновляет, когда, казалось бы, из полного небытия, как сказал поэт, «из слез, из темноты, из бедного невежества былого» к нам возвращаются наша вера, наши обители. Они и были, и остаются нашими православными жемчужинами на небесах, даже если на земле были уничтожены вандалами или запустением. Мы помним, что каждый освященный алтарь, даже уже несуществующий, так сказать, в «предметном виде», охраняет невидимый нам Ангел Хранитель.

К таким древним общерусским святыням относится и Барский монастырь, основанный в Барских лесах, на Подолье, на Могилевщине (а ныне это в Винницкой области Украины). Его главная святыня Чудотворная икона Божией Матери «Барская» на протяжении уже 300 лет являет чудеса исцеления и милости Божией Матери всем страждущим, прибегающим к ней в своих скорбях и молитвах.

Чудотворная икона Божией Матери «Барская»

Древнее предание повествует, что с XVII века святыня хранилась здесь в деревянном храме - до того момента, пока монастырь не был разрушен и разорен поляками. В XVIII веке униатские монахи-базилиане возродили монастырь в самом городе Баре.

В описании Барского монастыря за 1723 год говорится, что в главном алтаре в высоком углублении есть образ Богоматери, держащей на левой руке Богомладенца Иисуса. Вокруг нее красный балдахин с двумя изображениями ангелов, поддерживающих корону. Благодатные знамения от Святой иконы были известны всему юго-западному краю Руси, и в честь Ее была составлена «Песнь Пресвятой Деве Богородице, чудотворной Ея иконе в Баре-граде».

В 1793 году город Бар со всей Подолией воссоединился с Россией, а в 1837 году Барский монастырь снова стал православным. Через полвека в память об этом событии Священным Синодом Русской Церкви было установлено особое почитание Барской иконы Божией Матери 1/14 октября - в день празднования Покрова Пресвятой Богородицы. Об этой иконе написал заметку и православный историк-очеркист Е. Поселянин в своей известной книге «Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон» (1914 год).

В народе икону называли образом «Пресвятой Покровы». Разные источники сообщали, что живопись на иконе старая, византийского (греческого) письма, но вполне сохранившаяся, цвет ликов охристо-коричневый, находящиеся под ризой одеяния потемневшего голубого цвета. Оба лика - Спасителя и Богоматери - имеют строгое выражение. Глаза у обоих большие. На главах Спасителя и Богоматери серебряные короны и над главой Богоматери еще сверх того лучеобразное сияние, украшенное 12 звездами. Как венцы серебряные, так и звезды украшали эту святую икону в 1823 году.

Икона Пресвятой Богородицы, именуемой «Барская»

Благоговейным почтением окружало икону как местное, так и окрестное население Бара. Кроме того, что сюда стекался народ в день святого Николая и в храмовый праздник Покрова Божией Матери, жители Бара особенно обращались к Пресвятой Деве, Покровительнице и Заступнице в болезнях и бедствиях. Сегодня известны несколько молитв Барской Чудотворной.

По просьбе притекающих к Покрову Божией Матери монастырский священник читал Богородичный акафист пред этой иконой. Были случаи, когда не только православные, но и иноверцы, католики, лютеране просили совершать молебны перед Барской Богородичной иконой.

Рассказывают, что внучка священника из города Бара страдала необычной болезнью хореей, именуемой также «пляской святого Витта». В 1885 году доктора помочь ничем не смогли. Когда же был отслужен молебен о здравии перед Барской иконой Богоматери, больная исцелилась. Известны были и другие примеры благодатного исцеления от святой иконы Барской, с которой делались копии для разных храмов.

В 1930-х годах Свято-Покровский монастырь, к тому времени уже женский, был разгромлен безбожниками, разграблен и закрыт, а его насельницы изгнаны. Чудотворный образ инокиням удалось спасти, но драгоценную ризу пришлось отдать представителям власти.

До 1990-х икону «Барскую» сохраняли матушки Серафима, Амвросия и Гавриила в подполье дома в Баре, где они поселились после изгнания из обители. Мы знаем, что так поступали с православными святынями и иные подвижницы - известные и безвестные.

После кончины Серафимы и Амвросии матушка Гавриила, уже не имевшая сил, да к тому же в связи с попытками выкрасть у нее древний образ и вывезти его за границу, решила икону передать храму.

Это уже новейшая история святыни, потому свидетельства об этих событиях вполне точны. А говорят они, что в феврале 1994 году инокиня Гавриила отправила телеграмму в село Дачное Одесской области молодому протоиерею Владимиру Минаеву, который служил в церкви города Бара и приходил помолиться перед святой иконой, но затем был переведен в Одесскую епархию. Приведем текст телеграммы: «Срочно приезжайте и заберите икону на хранение в свой храм, а когда все утихнет, прошу вернуть ее в монастырь, который будет отстроен в честь иконы».

Отец Ростислав Моцпан, служитель храма священномученика Владимира, сотрудник исторического отдела Винницкой епархии, в своей статье «"Барская" икона Богородицы» повествует нам о пребывании святыни в селе Дачном, в доме отца Владимира Минаева, где икона была помещена в отдельной комнате.

Отец Владимир вспоминал: «Она находилась в доме, мы старались не говорить о Ней. Но святыню не спрячешь. Сначала от иконы начало исходить сияние, потом она стала благоухать, это заметила наша добрая и благочестивая прихожанка раба Божия Любовь. Помню, как она, прикладываясь к иконе, воскликнула: "Батюшка, она же благоухает!" - и с того дня началось паломничество к святыне. Приходили пешком, приезжали автобусами, пелись псалмы и читались акафисты к Богородице. Мы на нашем приходе проживали прекрасные дни и годы, пребывая возле величайшей святыни - иконы Божией Матери Барской. Народу приходило все больше и больше. Дверь в дом, где находилась икона, не затворялась. Происходило столько чудес, что вспомнить сейчас трудно. Я очень жалею о том, что не записывал».

В 2000 году пришло время отдавать икону Божией Матери в город Бар. Вот какие чувства охватили тогда отца Владимира: «С великой скорбью, невыносимой болью в душе, которая не утихает и сейчас, пришлось отдать икону, но перед тем, как это сделать, мы решили написать список с чудотворного образа. Времени оставалось очень мало. Приглашаем художника из Одессы по совету отца Ильи, Седмукого Николая Сергеевича».

Дальше события разворачивались удивительно. «Приехал художник, - рассказывал отец Владимир. - Икона в доме, рядом приготовлена доска, на которой будет писаться другая. Прошло несколько дней - работа не идет. Спрашиваю, в чем дело. И художник говорит: "Писать не буду, не могу поймать момент". И подводит меня к иконе: "Посмотрите, Она меняет лик. Как вам запечатлеть Ее - скорбной, любящей, веселой, смиренной? " И все-таки икона написана. Поставлена в храме. Каждый раз, приходя на службу в храм, смотрю на икону. Письмо хорошее, но лик Пресвятой Девы - как бы неживой. Нас учили смиряться, и мы терпеливо ждем, что же будет дальше».

А сама древняя святыня Подолья была привезена в винницкий городок Бар, что на реке Ров, сегодня это райцентр Винницкой области, где проживает более 17, 5 тысяч жителей. Город расположен в 68 километрах от областного центра и в 7 километрах от железнодорожной станции, откуда чудотворная была Крестным ходом принесена в Свято-Успенский собор, где ее установили в особом киоте возле иконостаса.

Свято-Успенский собор, город Бар

Еще два слова об истории городка, название которого не может нас не заинтриговать. Догадки подтверждаются: название города связывают с названием места рождения его основательницы; подольский Бар был основан польской королевой Боной Сфорца, которая родилась в итальянском городе Бари в 1494 году. Одно время местечком владел шляхетский род Григоровичей-Барских. Фамилия Барский, встречающаяся у украинцев, русских, поляков и евреев, зачастую происходит от названия города Бар. Исторические справочники сообщают, что в декабре 1941 года в Баре немецко-фашистские оккупанты создали три гетто, которые в августе-октябре 1942 года были ликвидированы: около 5 тысяч евреев были расстреляны здесь.

Наши современники в новейшее время потянулись к чудотворному образу. Однажды после чтения акафиста Пресвятой Богородице прозрел слепой мальчик; происходили и другие чудеса. В 2002 году «Барская» икона обновилась - посветлели лики Божией Матери и Спасителя, стали видны руки и венец на главе Богородицы.

Людской поток к святыне не иссякает. В «Акафисте Пресвятой Богородице в честь святыя иконы Ея нарицаемыя «Барская», составленном 14 октября 1921 года игуменией Софией (Рачинской), поется: «Силою Вышняго охраняема прежде обитель Твоя в Барстем граде...»

Икона Богородица Барская

«Приидите, людие российстии, преславно и православно ублажим Преблагословенную и Пречистую Марию Деву, в Баре граде благодать Свою издревле выну явившую, православные люди Подольския земли от агарян и сарацын свободившую, православную веру в пленении латинстем сохранившую!»...

Этой же матушкой составлен декабря 15/23 дня 1931 года и акафист «Пресвятей Богородице пред чудотворной Ея иконой Браиловской-Почаевской», еще одной подольской святыне, о которой мы расскажем в другой статье.

В городе Бар с 31 мая 2010 года по распоряжению архиепископа Винницкого и Могилев-Подольского Симеона восстанавливается скит в честь Барской иконы Божией Матери. Это скит Свято-Троицкого Браиловского женского монастыря, которым руководит игуменья Антония (Стеценко). Скит основан на базе прихода в честь Барской иконы, который опекает настоятель иерей Виктор Терлецкий, семь лет осуществлявший здесь строительство.

С 1 октября по 31 декабря 2010 года Икона Пресвятой Богородицы «Барская» посетила все благочиния Винницкой епархии.

Пред Барской иконой. 16 декабря 2010 года

А уже в начале 2011 года, как только в нововыстроенном сестринском корпусе поселились монахини и началась литургическая жизнь, чудотворная Барская икона Пресвятой Богородицы заняла свое почетное место в скиту.

Здесь строится и главный скитский храм в честь Барской иконы Божией Матери.

Проект храма в честь Барской иконы Божией Матери

4 июня 2011 года, в день Святого Духа, после праздничного богослужения в Свято-Троицком Браиловском женском монастыре, митрополит Симеон посетил также Барскую обитель, где совершил чин освящения первого камня в строительстве монастырского соборного храма в честь иконы Пресвятой Богородицы, «в Баре граде благодать Свою издревле выну явившей...».

Сотни паломников наблюдали за тем, как священнослужители во главе с архиереем просили Божьего благословения на начало строительства нового большого храма, который воздвигается рядом с первым, малым храмом обители, который освящен в честь блаженной Матроны Московской. На масштаб будущего строительства указывают размеры котлована.


Священнослужители во главе с архиереем просили Божьего благословения на начало строительства нового большого храма

Владыка пожелал сестрам Барской обители Божьей помощи и призвал всех православных подолян внести свою посильную лепту в строительство обители в честь Божией Матери, Которая благоволила явить на Винницкой земле Свой чудотворный Барский образ.

«...Избави люди Твоя присно и град и обитель, юже избрала еси Себе местом проявления благодати Твоея, и Подольскую землю и вся православныя христианы от искушений, от пагубных, душевредных учений, от неверия, развращения и погибели вечныя, и от всякаго лютаго обстояния, и наветов врагов Церкви Твоея православныя, и до ныне тайно и неустанно сеющих скверныя плевелы на доброй, от века православной ниве Подольской; аще бо не Ты предстояла молящи, кто бы избавил веру отцев наших от толиких бед, кто бы и нас сохранил до ныне свободны?»

Ночное моление пред Барской иконой. 16 декабря 2010 года

http://odnarodyna.com.ua/content/chudotvornaya-iz-barskogo-monastyrya

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Михаил Хусточка
Все статьи Михаил Хусточка
Последние комментарии
Очередной раздрай среди монархистов
Новый комментарий от В.Р.
04.05.2021 13:08
«Наше первое желание - видеть народ счастливым и довольным»
Новый комментарий от Серёга Чудиса
04.05.2021 12:37
О христианском смысле ковида
Новый комментарий от Наталия 2016
04.05.2021 12:13
Русский Христианский социализм – драгоценный трофей каббалистов?
Новый комментарий от Серёга Чудиса
04.05.2021 12:10
Очередной скандал в Донской митрополии
Новый комментарий от Денис
04.05.2021 11:25
Почему православные против «православного социализма»?
Новый комментарий от Русский танкист
04.05.2021 10:50
Сталин и Третий Рим
Новый комментарий от влдмр
04.05.2021 07:37