«Жизнь подарила увидеть...»

В Розовом зале Российской государственной библиотеки 12 октября в 16.00 открывается персональная фотовыставка «Жизнь подарила увидеть...» Анатолия Дмитриевича Заболоцкого - известного кинооператора, постановщика, фотохудожника, автора книг и фотоальбомов, лауреата премии Андрея Первозванного, лауреата премии имени Андрея Платонова, заслуженного деятеля искусств России, Белоруссии, Хакассии. На ней представлены более 300 уникальных работ.

А. Заболоцкий родился в 1935 году, в Сибири, в Красноярском крае. В 1960 г. закончил операторский факультет ВГИКа.
  
Работал на 9 киностудиях кинооператором-постановщиком. Снял 15 художественных фильмов, а также 8 короткометражных документальных фильмов в качестве оператора, соавтора, режиссера.
  
С 1977 года занимается фотографией. С этого времени вышло 24 издания с фотоработами А. Заболоцкого книги, альбомы, фотокалендари результат многократных поездок по бескрайним просторам Советского Союза и России.
  
А. Заболоцкий из кинематографического мира после смерти его друга Василия Макаровича Шукшина ушел в фотографию. Коллективное искусство кино, он сменил на искусство фотографии, плод творчества одного мастера.
  
Создавая на фотопленке свой мир, он трудится наедине с натурой. В скитаниях по градам и весям, зачастую пешком, с тяжелой ношей аппаратуры, в трудных погодных условиях, в ненастье и морозы, когда оптика потеет, измерительные приборы врут, а источники питания садятся, глаза художника выхватывают сюжеты, в которых, он сам говорит, «жизнь подарила увидеть...».
  
Мастер преподносит нам как бесценный дар красоту родной земли, красоту людей живущих на ней, все, что мы в суете и спешке не замечаем, пробегая мимо, как нам кажется, по очень важным делам.
  
Рассматривая работы художника на выставке, проникаешься мыслью, что мастеру дана благодать любви ко всему, чего касается его взгляд, и этой любовью он щедро делится со зрителем. Здесь возникает щемящее чувство принадлежности к одним корням, одной земле, имя которой «Русь».    
  
Думается, лучше всего о творчестве А. Д. Заболоцкого сказал выдающийся русский писатель Валентин Григорьевич Распутин в публикуемой ниже статье «РУСЬ. Веси, Грады, Лики, Земля. О выставке Анатолия Заболоцкого», написанной в 2005 году.
   
«Работы для этой выставки Анатолий Заболоцкий подобрал в точном соответствии с её названием. Да, здесь все то, что Родину делает Родиной: Веси, Грады, Лики, Земля с заглавных букв. Это собрание фигур, лиц, глаз и настроений; эта вереница людских и природных «выходов на сцену»; эта галерея земного и небесного, сошедшегося вместе по-братски малого и великого, до боли родного хоть руки простирай для объятий, и отстраненного, мудро взирающего из глубины веков, как древние рукописные книги; многоликий этот мир, многоголосо и слаженно выводящий мелодию бытия все это способно одновременно и в радость окунуть, и привести в смущение. Мы привыкли к тому, что сегодняшняя наша действительность, как бы уже заключенная и в скобки от неспособности к безопасному ходу, переполненная несоответствиями и противоречиями, прежде всего, выставляет грубость, уродство, разлад. Здесь же ничего подобного нет. В этом развороте какой-то почти патриархальной, какой-то почти пригрезившейся и все же настоящей, еще сохранившейся в тихих местах, жизни красота, умиротворенность, вечность, лад...
  
Впечатление такое, что Русь наконец нашла себя, осознала и духовно сдвигается все тесней и тесней. А ведь тут и верно вся Русь, все лики из самых дальних и глухих углов, все не побитые бурями и лихом деревянные и каменные веси вдоль вековых большаков, вся скромная благодать вокруг. Но и все величие рукотворного и нерукотворного, вместе с печалью и морщинами вышедшая наружу правда, непреходящее терпение... Тут, как в граде едином, Русский Север, Горный Алтай, Хакасия и Тыва, побережье Холодного океана на крайнем северо-востоке Якутии, Байкал и Лена, Саяны и Обь, Русская равнина и Урал. Тут и Святая Русь: Оптина пустынь и Шамордино, Валаам и Дивеево, Храм на Крови на месте Ипатьевского дома в Екатеринбурге и точно неустанный покаянный «крестный ход» восьми монастырских храмов возле Ганиной ямы на месте уничтожения останков царской семьи.
  
До чего же мила ты и тепла, до чего же по-матерински родна ты и прекрасна, ненаглядна и приветлива, матушка Русь! Все-все здесь знакомое, пережитое, пройденное, надышанное нами, жившее в сердце если даже не привела судьба везде побывать. А постоишь, вглядишься внимательней неправда, бывал, помню, каждая клеточка отзывается и признает за свое.
  
Вот девушка после причастия: удивительно красивое, одухотворенное лицо, повязанное легким платочком, глаза большие, глубокие, светящиеся благодатной чистотой. Так бы глядел на нее в восторженном узнавании. Нет, эта девушка из Руси не выпадет, она на своей земле стоит крепко. Вот три отборного сорта богатыря, три белобрысых подростка двенадцати-тринадцати лет: славяне. Да, ни с кем не перепутаешь: славяне, знающие себе цену, глядящие перед собой смело и как-то по-хозяйски. Небрежно навалились на изгородь, за которой неподвижно лежит небольшенькая речка, а дальше луговина сплошной дремлющей зелени. Славянская земля, на которой эти молодцы чувствуют себя как нельзя лучше. А вот «Зима. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь» как при Пушкине, как и тысячу лет назад все та же простенькая и сладкая, щемящая сердце картина: трусит по снегу лошадка и фигура в санях.
  
Только и всего. Как говорится, смотреть не на что. Кому-то и не на что, а ты то ли от простоты своей натуры, или от притяженья к детским деревенским впечатлениям смотрел и смотрел бы неотрывно, как зачарованный, на это тысячу раз милое сердцу видение нашей «лапотности», слушал и слушал бы скрип полозьев по утреннему морозцу, игру селезенки у лошадки и ленивое понукание мужика. Господи, не дай этому никогда сгинуть, из этого да из такого же многого еще и вылепилась наша неприхотливая душа, знающая хорошо цену истинному. А вот во все глаза глядят изнутри в оконную раму два лица материнское совсем еще молодое, спокойное, расслабленное, и мальчишечье, любопытное, живое. Ни мы не знаем их, ни они нас, но отчего так хорошо, что они ненароком увидели нас, а мы их, отчего верим мы, что за их лицами и глазами открылось нам большее, чем мы способны сразу осознать?! А вот два молодых мужика из вологодских или архангельских ставят по старинке домину, как ставили деды и прадеды, и присели ненадолго отдохнуть, но до чего же просторна, до чего величава будет эта хоромина; и уж сомневаться нельзя, любуясь ею, что дурного человека она в свои стены не впустит... Девочка-пастушка возле коровы, из повязанного по-старушечьи платочка выбивается челка, лицо озабоченное, чуть смущенное тем, что оторвали ее от дела, за спиной вдалеке излучина реки, лес, дремлющее под приглядом пастушки притомившееся солнышко и опять, и опять ни с чего перехватывает от волнения дыхание и на глаза наворачиваются чувствительные слезы. Все, все родное, куда ни взгляни, все узнается, тянется навстречу, нашептывает признания, просит прикосновения, ждет доброго слова.
  
Будто автор сознательно собрал для родственного общения близких людей и близкие картины.
  
И верно по Руси России, как по матери, мы все кровная родня. Все одного поля ягода, взросшая не на асфальте, а на пашне да на лесных полянах. Когда нашептываются, наплескиваются нам ее бесхитростные и драгоценные образы полнится и предельно распускается душа, дает нам зрение и слух приласкать каждую былинку, вздымает в высоту, чтобы в торжественном парении мы ничего не упустили.
  
Но и без поэтического воображения здесь, на этой выставке, на этой праздничной встрече, на прекрасных этих полотнах по-землячески оказалось много родных, всему русскому кругу хорошо известных лиц. Василий Белов и Георгий Жженов, Олег Волков и Александр Михайлов, Владимир Крупин и Владимир Солоухин, Виктор Астафьев и Иван Рыжов, Сергей Залыгин и Татьяна Петрова... А эти мостки подле деревни Никола на Вологодчине знамениты тем, что по ним хаживал и, должно быть, наговаривал стихи Николай Рубцов. А это в панораме шукшинской Родины гора Пикет, на которой в день рождения Василия Макаровича ежегодно собираются десятки тысяч почитателей его имени. А это сын Геннадия Заволокина в сороковой день после трагической гибели любимца всей России... Сын в то мгновение был рядом с отцом... вытянутый язычок свечи, напоминающий вспархивающую душу, застывшее от боли мужественное, похожее на отцовское лицо и клятвенная решимость во всей фигуре: нет, не перестанет на Руси играть гармонь.
  
Мы дома, на Руси, нас с нею не разлучить даже и смерти. Но и Русь в нас; она в нас, может быть, даже и больше, чем мы в ней, ибо нет, кроме нее, для нас другой души и другого сердца. С нею, только с нею, когда она в нас, мы и можем постоять за свои веси и святыни».
   

Валентин РАСПУТИН

http://www.rv.ru/content.php3?id=9786

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Валентин Распутин:
За веру, народ и Отечество
Беседа, не утратившая актуальности
23.03.2015
Родина наша! Мужайся, стой, крепись и одолей!
Его слово к народу на страницах «Советской России»
19.03.2015
Три яблока из Парижа
Школа, из которой вышла большая литература
16.03.2015
Все статьи автора
Последние комментарии
НКВД как оболганный символ Великой Победы
Новый комментарий от Русский Иван
2020-06-05 13:17
Убить Бога – 3
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-06-05 13:11
«Чипирование через шприц»: возможно ли оно технически?
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-06-05 13:03
Сталин так и останется «неизвестным главнокомандующим»?
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-06-05 13:00
Кто подлинный автор «Евангелия от сатаны»?
Новый комментарий от Русский Иван
2020-06-05 12:45