Быть в Церкви… Живым и действующим

0
208
Время на чтение 13 минут

На прошлой неделе, в день памяти святого благоверного князя Александра Невского, на месте, где возвышался когда-то одноименный собор, построенный в память о победе в Отечественной войне 1812 года, был отслужен молебен и совершена лития об упокоении тех, кто здесь погребен — саратовских архиереев. Это событие вряд ли вызвало бы общественный резонанс, вряд ли стало бы поводом для долгих и чаще всего ожесточенных дискуссий, если бы не один нюанс: молебен и лития служились на стадионе «Динамо», занимающем сегодня то пространство, которое когда-то принадлежало собору.

Знаменитый кадр из фильма Т. Абуладзе "Покаяние".
И знаменитый вопрос: "Зачем нужна дорога,
которая не ведет к храму?"

Хотя ни слова о желании незамедлительно снести стадион и, восстанавливая историческую справедливость, воздвигнуть на прежнем месте храм в обращенной к участникам крестного хода и молебна проповеди Владыки Лонгина не прозвучало, и крестный ход, и молебен буквально «взорвали ситуацию». В саратовских СМИ всерьез обсуждался вопрос о том, кто и как относится к «инициативе митрополита Лонгина снести стадион». А что писали завсегдатаи интернет-форумов в комментариях к новостям на эту тему! Вообще без дрожи не прочтешь.

Но дело тут не в соборе и не в стадионе как таковых. Это просто пример — один из наиболее ярких. Определенная прослойка людей, ненавидящих Церковь, озлобленных на нее, в российском обществе возникла, конечно, не только что. Сейчас она просто активизировалась — во многом на фоне тех разнородных протестных и околопротестных настроений, которые мы все можем наблюдать сегодня. И кто-то из «протестников» выступает против Церкви, поскольку искренне убежден в ее «срастании» с нелюбимой ими властью, кто-то — потому что она представляет собой «удобную» мишень, кто-то же потому, что просто «душа требует».

Объективно говоря, тех, кто настроен антицерковно, не так уж и много (это показывают и различные опросы общественного мнения, и количество людей, принимающих крещение и сознательно считающих себя православными). Однако они активны и способны производить немало шума — в СМИ, в интернет-блогах. А иногда даже и на улицах. Это наблюдать бывает неприятно, бывает скорбно, больно для души верующего человека. Порой даже страшно: такой противоестественной, рационально не объяснимой злобой эти люди дышат. Тут не разумная критика, не указание на недостатки, а прямо-таки пламенное желание забросать грязью, вывалять в этой грязи, а если возможно, то и просто утопить в ней. Это та злоба, которая заставляет кого-то из этих людей пилить кресты, кого-то — писать похабные надписи на стенах храмов, кого-то — в храмах плясать. Те, кто еще сравнительно недавно расстреливал епископов и священников, сбрасывал с церквей колокола, а сами церкви взрывал, несли в своих сердцах точно такие же чувства и расположения. И потому, глядя на нынешних «гонителей», руки которых связаны законом и тем, что другие времена на дворе, нетрудно предположить, до чего бы они дошли, будь у них эти самые руки развязаны.

Но «времена» и действие законов зависят не только от власти, с которой Церковь «срослась». В еще большей степени все это зависит от того, что делается в сердцах людей, что находятся «посередине», то есть между «гонителями» и теми, кого они хотели бы гнать. Я имею в виду те самые 70 или 80 процентов наших соотечественников, которые считают себя православными, более или менее регулярно посещают храм, а тем паче говорю о тех, кого можно отнести к числу людей воцерковленных. Думаю, что во многом от их позиции зависит, в какой стране мы будем в недалеком будущем жить и какое место в жизни этой страны будет занимать Православие. И пассивное наблюдение за происходящим в уже сложившейся ситуации смерти подобно.

Поясню примером из совсем недавнего прошлого. Саратовская митрополия собирается строить новый храм в Заводском районе, неподалеку от кинотеатра «Темп». Земельный участок оформлен, все необходимые разрешения получены… Но на несчастье начало работ совпадает по времени с очередными выборами. Политическая атмосфера напряженная, каждый «игрок» старается с максимальной отдачей использовать имеющиеся у него ресурсы. И вот для нескольких человек таким ресурсом становится борьба против строительства вышеупомянутого храма, поскольку участок под него отведен в зоне, которая примыкает к парковой. Мы не собираемся парку вредить, храм небольшой, в спиле деревьев, за исключением нескольких уже практически сухих, необходимости нет, и тем не менее поднимается настоящая буря. На улицу выходит несколько десятков человек, туда же приводят детей, которых родители готовы уложить под технику, если строители приступят к работе, и… строительство отменяется.

Заводской район — не самый благополучный в криминальном плане, не самый благополучный и в отношении таких общественных недугов, как алкоголизм и наркомания, «лишний» храм здесь на самом деле нужен, не говоря уже о том, что он никому не помешает. И значительная часть «борцов», когда какой-нибудь жареный петух клюнет, а гром грянет, побежит ставить свечку в церковь куда-нибудь в центр города. И о том, что и клюнуло их, и грянуло именно потому, что они в полном смысле этого слова изгнали Христа прочь от своих жилищ, эти люди, скорее всего, даже не задумаются. Ну а задумаются — слава Богу. Важнее, а точнее печальнее всего вышесказанного другое.

Везде, где появляются новые храмы, они не пустуют, но наполняются прихожанами. В них крестят младенцев, венчают молодоженов, провожают в путь всея земли тех, кто завершил свое странствие здесь, на земле. И если сравнить количество людей, против каждого конкретного храма выступавших, и людей, в этот храм пришедших, то совершенно очевидно: последних на порядок больше. Значит, именно им храм на этом месте был нужен. Но почему же тогда они за него не боролись? Почему одновременно с теми, кто «против», они не вышли на улицу и не сказали, что они «за»? Почему, когда «антицерковники» писали свои письма во все возможные инстанции, требуя не допустить, запретить, упразднить, они тоже не писали в эти инстанции писем — противоположных по содержанию? Почему, когда те кричали: «Нам это не надо!», они не возражали: «А нам надо и нас больше!»? Я не про одну ситуацию с участком возле «Темпа» говорю, это ситуация типичная. Симптоматичная. И оттого особенно печальная.

Кафедральный Александро-Невский собор был не просто одним из храмов Саратова, он был главным храмом города, губернии. Это своего рода символ. Его возрождение возможно… Но только как чудо. Потому что для этого необходимо перенести стадион «Динамо», а еще лучше, как говорит Владыка Лонгин, построить еще два или три стадиона (насколько это непросто, думаю, очень хорошо понятно). И для того, чтобы такое чудо произошло, нужно, чтобы не один, не два, и даже не сто и не тысяча человек молились. Нужно, чтобы об этом молилось, этого желало — и желание свое активно выражало — множество людей.

Я глубоко убежден, что если в почти миллионном Саратове все прихожане и все «захожане» православных храмов поднимутся и скажут: «Мы хотим, чтобы у нас был Александро-Невский собор!», собор рано или поздно будет, и стадионы будут построены — чудо произойдет. Не потому только, что власть это не проигнорирует, и представители бизнеса откликнутся, и противоборствующие Церкви силы поймут свое бессилие. Но и потому, что Господь увидит: есть ради кого этому чуду совершиться, не напрасно оно будет. Иначе же — ничего не получится. И не появится собор, который мог бы стать лицом нашего безликого, не имеющего сегодня единого центра или сердца города, его гордостью. И многого другого не будет.

Вопреки расхожему обвинению в том, что «Церковь все гребет под себя», Церковь строит храмы не для себя, а для людей, которые в них нуждаются. В том числе и для тех, кто сегодня еще богоборец, а завтра, быть может, подобно одному из первоверховных апостолов превратится из Савла в Павла. То есть она существует и для тех, кто в ней, и для тех, кто еще вне ее. И если помощи и участия от внешних она чаще всего не ждет, то как не ждать помощи от тех, кто «свои», кто и составляет ее здесь, на земле? Не только от какого-то «православного актива», не только от «избранных», но и от всех, кто именует себя православным христианином и является по рождению от воды и Духа ее чадом.

Жизнь в Церкви на самом деле должна быть общей, единой — не только в рамках конкретного прихода, но и шире — в целом. Наша разобщенность — наша главная беда. Беда и просто русского народа, о которой разве что ленивый сегодня не говорит, и беда народа церковного. Да, безусловно, в Церкви «коэффициент» единодушия, единомыслия, общности много выше, чем за ее пределами. И вместе с тем он удручающе низок: слишком часто мы не действуем, а ждем, что кто-то все сделает вместо нас, а иногда даже и не думаем, будучи уверены, что и это за нас тоже кто­то сделает. И сидим дома, и смотрим в окно на митинг против строительства храма или антиклерикальные комментарии в Сети прочитываем и думаем: «Вот ведь!..». И этим ограничиваемся.

Кто в этом виноват, настоятели или прихожане, клирики или просто миряне — не самый насущный вопрос. Насущней другой, с первым, как правило, соседствующий: что делать? Он не так уж и прост. Я, например, не решусь дать тут какой-то один универсальный рецепт… хотя, пожалуй, все же решусь. Нужно все, происходящее в Церкви и с Церковью, воспринимать как свое дело, как то, что касается непосредственно нас. И всегда спрашивать себя: «А чего в этом случае хочет Господь от меня?». Именно — «от меня». Потому что Господь хочет не только того, чтобы мы все в Церкви были едины (см.: Ин. 17, 21), вместе, но и чтобы каждый из нас в Церкви был клеточкой не мертвой, не чуть живой, а живой и действующей вполне.

Игумен Нектарий (Морозов)

Газета «Православие и современность» № 18 (470), 2012 г.

На прошлой неделе, в день памяти святого благоверного князя Александра Невского, на месте, где возвышался когда-то одноименный собор, построенный в память о победе в Отечественной войне 1812 года, был отслужен молебен и совершена лития об упокоении тех, кто здесь погребен - саратовских архиереев. Это событие вряд ли вызвало бы общественный резонанс, вряд ли стало бы поводом для долгих и чаще всего ожесточенных дискуссий, если бы не один нюанс: молебен и лития служились на стадионе «Динамо», занимающем сегодня то пространство, которое когда-то принадлежало собору.

Хотя ни слова о желании незамедлительно снести стадион и, восстанавливая историческую справедливость, воздвигнуть на прежнем месте храм в обращенной к участникам крестного хода и молебна проповеди Владыки Лонгина не прозвучало, и крестный ход, и молебен буквально «взорвали ситуацию». В саратовских СМИ всерьез обсуждался вопрос о том, кто и как относится к «инициативе митрополита Лонгина снести стадион». А что писали завсегдатаи интернет-форумов в комментариях к новостям на эту тему! Вообще без дрожи не прочтешь.

Но дело тут не в соборе и не в стадионе как таковых. Это просто пример - один из наиболее ярких. Определенная прослойка людей, ненавидящих Церковь, озлобленных на нее, в российском обществе возникла, конечно, не только что. Сейчас она просто активизировалась - во многом на фоне тех разнородных протестных и околопротестных настроений, которые мы все можем наблюдать сегодня. И кто-то из «протестников» выступает против Церкви, поскольку искренне убежден в ее «срастании» с нелюбимой ими властью, кто-то - потому что она представляет собой «удобную» мишень, кто-то же потому, что просто «душа требует».

Объективно говоря, тех, кто настроен антицерковно, не так уж и много (это показывают и различные опросы общественного мнения, и количество людей, принимающих крещение и сознательно считающих себя православными). Однако они активны и способны производить немало шума - в СМИ, в интернет-блогах. А иногда даже и на улицах. Это наблюдать бывает неприятно, бывает скорбно, больно для души верующего человека. Порой даже страшно: такой противоестественной, рационально не объяснимой злобой эти люди дышат. Тут не разумная критика, не указание на недостатки, а прямо-таки пламенное желание забросать грязью, вывалять в этой грязи, а если возможно, то и просто утопить в ней. Это та злоба, которая заставляет кого-то из этих людей пилить кресты, кого-то - писать похабные надписи на стенах храмов, кого-то - в храмах плясать. Те, кто еще сравнительно недавно расстреливал епископов и священников, сбрасывал с церквей колокола, а сами церкви взрывал, несли в своих сердцах точно такие же чувства и расположения. И потому, глядя на нынешних «гонителей», руки которых связаны законом и тем, что другие времена на дворе, нетрудно предположить, до чего бы они дошли, будь у них эти самые руки развязаны.

Но «времена» и действие законов зависят не только от власти, с которой Церковь «срослась». В еще большей степени все это зависит от того, что делается в сердцах людей, что находятся «посередине», то есть между «гонителями» и теми, кого они хотели бы гнать. Я имею в виду те самые 70 или 80 процентов наших соотечественников, которые считают себя православными, более или менее регулярно посещают храм, а тем паче говорю о тех, кого можно отнести к числу людей воцерковленных. Думаю, что во многом от их позиции зависит, в какой стране мы будем в недалеком будущем жить и какое место в жизни этой страны будет занимать Православие. И пассивное наблюдение за происходящим в уже сложившейся ситуации смерти подобно.

Поясню примером из совсем недавнего прошлого. Саратовская митрополия собирается строить новый храм в Заводском районе, неподалеку от кинотеатра «Темп». Земельный участок оформлен, все необходимые разрешения получены... Но на несчастье начало работ совпадает по времени с очередными выборами. Политическая атмосфера напряженная, каждый «игрок» старается с максимальной отдачей использовать имеющиеся у него ресурсы. И вот для нескольких человек таким ресурсом становится борьба против строительства вышеупомянутого храма, поскольку участок под него отведен в зоне, которая примыкает к парковой. Мы не собираемся парку вредить, храм небольшой, в спиле деревьев, за исключением нескольких уже практически сухих, необходимости нет, и тем не менее поднимается настоящая буря. На улицу выходит несколько десятков человек, туда же приводят детей, которых родители готовы уложить под технику, если строители приступят к работе, и... строительство отменяется.

Заводской район - не самый благополучный в криминальном плане, не самый благополучный и в отношении таких общественных недугов, как алкоголизм и наркомания, «лишний» храм здесь на самом деле нужен, не говоря уже о том, что он никому не помешает. И значительная часть «борцов», когда какой-нибудь жареный петух клюнет, а гром грянет, побежит ставить свечку в церковь куда-нибудь в центр города. И о том, что и клюнуло их, и грянуло именно потому, что они в полном смысле этого слова изгнали Христа прочь от своих жилищ, эти люди, скорее всего, даже не задумаются. Ну а задумаются - слава Богу. Важнее, а точнее печальнее всего вышесказанного другое.

Везде, где появляются новые храмы, они не пустуют, но наполняются прихожанами. В них крестят младенцев, венчают молодоженов, провожают в путь всея земли тех, кто завершил свое странствие здесь, на земле. И если сравнить количество людей, против каждого конкретного храма выступавших, и людей, в этот храм пришедших, то совершенно очевидно: последних на порядок больше. Значит, именно им храм на этом месте был нужен. Но почему же тогда они за него не боролись? Почему одновременно с теми, кто «против», они не вышли на улицу и не сказали, что они «за»? Почему, когда «антицерковники» писали свои письма во все возможные инстанции, требуя не допустить, запретить, упразднить, они тоже не писали в эти инстанции писем - противоположных по содержанию? Почему, когда те кричали: «Нам это не надо!», они не возражали: «А нам надо и нас больше!»? Я не про одну ситуацию с участком возле «Темпа» говорю, это ситуация типичная. Симптоматичная. И оттого особенно печальная.

Кафедральный Александро-Невский собор был не просто одним из храмов Саратова, он был главным храмом города, губернии. Это своего рода символ. Его возрождение возможно... Но только как чудо. Потому что для этого необходимо перенести стадион «Динамо», а еще лучше, как говорит Владыка Лонгин, построить еще два или три стадиона (насколько это непросто, думаю, очень хорошо понятно). И для того, чтобы такое чудо произошло, нужно, чтобы не один, не два, и даже не сто и не тысяча человек молились. Нужно, чтобы об этом молилось, этого желало - и желание свое активно выражало - множество людей.

Я глубоко убежден, что если в почти миллионном Саратове все прихожане и все «захожане» православных храмов поднимутся и скажут: «Мы хотим, чтобы у нас был Александро-Невский собор!», собор рано или поздно будет, и стадионы будут построены - чудо произойдет. Не потому только, что власть это не проигнорирует, и представители бизнеса откликнутся, и противоборствующие Церкви силы поймут свое бессилие. Но и потому, что Господь увидит: есть ради кого этому чуду совершиться, не напрасно оно будет. Иначе же - ничего не получится. И не появится собор, который мог бы стать лицом нашего безликого, не имеющего сегодня единого центра или сердца города, его гордостью. И многого другого не будет.

Вопреки расхожему обвинению в том, что «Церковь все гребет под себя», Церковь строит храмы не для себя, а для людей, которые в них нуждаются. В том числе и для тех, кто сегодня еще богоборец, а завтра, быть может, подобно одному из первоверховных апостолов превратится из Савла в Павла. То есть она существует и для тех, кто в ней, и для тех, кто еще вне ее. И если помощи и участия от внешних она чаще всего не ждет, то как не ждать помощи от тех, кто «свои», кто и составляет ее здесь, на земле? Не только от какого-то «православного актива», не только от «избранных», но и от всех, кто именует себя православным христианином и является по рождению от воды и Духа ее чадом.

Жизнь в Церкви на самом деле должна быть общей, единой - не только в рамках конкретного прихода, но и шире - в целом. Наша разобщенность - наша главная беда. Беда и просто русского народа, о которой разве что ленивый сегодня не говорит, и беда народа церковного. Да, безусловно, в Церкви «коэффициент» единодушия, единомыслия, общности много выше, чем за ее пределами. И вместе с тем он удручающе низок: слишком часто мы не действуем, а ждем, что кто-то все сделает вместо нас, а иногда даже и не думаем, будучи уверены, что и это за нас тоже кто­то сделает. И сидим дома, и смотрим в окно на митинг против строительства храма или антиклерикальные комментарии в Сети прочитываем и думаем: «Вот ведь!..». И этим ограничиваемся.

Кто в этом виноват, настоятели или прихожане, клирики или просто миряне - не самый насущный вопрос. Насущней другой, с первым, как правило, соседствующий: что делать? Он не так уж и прост. Я, например, не решусь дать тут какой-то один универсальный рецепт... хотя, пожалуй, все же решусь. Нужно все, происходящее в Церкви и с Церковью, воспринимать как свое дело, как то, что касается непосредственно нас. И всегда спрашивать себя: «А чего в этом случае хочет Господь от меня?». Именно - «от меня». Потому что Господь хочет не только того, чтобы мы все в Церкви были едины (см.: Ин. 17, 21), вместе, но и чтобы каждый из нас в Церкви был клеточкой не мертвой, не чуть живой, а живой и действующей вполне.

Игумен Нектарий (Морозов)

Газета «Православие и современность» № 18 (470), 2012 г.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=61226&Itemid=3

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеромонах Нектарий (Морозов)
Все статьи Иеромонах Нектарий (Морозов)
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28