Старец Дионисий был одним из самых почитаемых афонских духовников. Его называли «патриархом Афона» и приезжали к нему со всего мира люди самых разных национальностей.
Предлагаем вниманию наших читателей собрание коротких поучений старца.
* * *
Мир изменился. Сегодня уже нет любви, потому что нет искренности.
* * *
К сожалению, у нас, румын, не очень много духовного мужества, эдакой решимости, духовной амбиции. Ты скажи так: «Да, здесь тяжело (или еще как-то), но я мужчина и буду терпеть все, что бы ни было».
* * *
Как камень с огромной легкостью катится под гору, так и монах, если чуточку выйдет из-под покрова послушания, - все, он начинает плохо жить и слушать нашептывания врага. И посмотри, он не знает, что ум его принимает мысли, которые дипломатично покадил ладаном враг, и твердо держится за них, как за истину.
* * *
Из-за стола вставай с желанием поесть еще немного - так учат святые отцы, и это полезно как для тела, так и для души.
* * *
Таких хороших наставников, как раньше, уже нет, но любой духовник наставит тебя на лучшее. Нужно смириться, потому что когда мы смиримся, благодать Святого Духа просветит духовника, чтобы он наставил тебя.
* * *
Когда я пришел на Святую Гору, духовники, древние старцы, были очень строгие. Стоило тебе, как иеромонаху или иеродиакону, отлучиться со Святой Горы, пусть даже в Салоники, как отец Антипа (Динеску)[1] запрещал тебя в служении на неделю-другую, мол, ты видел женский пол и т. д. Или же тебе не разрешали играть с кошками, гладить их, брать на руки. Духовники запрещали тебя в Святом Причастии, ибо это служило поводом к телесному утешению. Так внимательны они были к этим делам. А что сказать сегодня? Дети на Святой Горе, безбородые юноши, монахи, ласкающие детей! В два счета выйдешь из себя!
* * *
Более всего нарушает чистоту монахов многоспание. Сон более всего способствует возбуждению страстей. Объядение тоже вредит, но более всего - насыщение сном. Ты можешь плохо поесть, но если насыщаешься сном, это все равно, как если бы ты поел мяса. Итак, бодрствование очень хорошо. Но не как делают теперь, с 4-5 часами перерыва... Лучше не делать перерыва, чтобы не пришло вражеское искушение. Здесь нужна рассудительность.
* * *
Монахи должны быть духовными, людьми духовными. То есть как людьми духовными? Они должны иметь духовный путь, то есть отсечь свои страсти. Ты не можешь сказать о монахе, что он духовен, если он кишит страстями. Если он не отсекает своих страстей, то откуда взяться духовности? Где страсть, там нет благодати Духа Святого и нет Истины. Будем хранить Истину. Православие есть Истина.
* * *
Во всем нужна рассудительность. Святые отцы хвалят рассудительность. Иными словами, рассудительность есть тайна тайн.
* * *
Спасение не тяжело, но оно - дело тонкое. Монашество - это борьба против того, что тебе нравится, против естества.
* * *
Если у тебя есть страсть эгоизма, ты никак не пройдешь воздушные мытарства.
* * *
Будем иметь надежду на Бога, но времена сейчас критические. Времена очень критические. Как говорят святые отцы, святые пророки, мы вступили в восьмой век. И они пишут так, что, когда мы вступим в восьмой век, много бед обрушится на человечество, много перемен произойдет в мире.
* * *
По писаниям святых отцов, человечество ждут две страшные опасности: ужасно большая война и царство антихриста. Сейчас один только Бог знает, что начнется раньше - эта ожидаемая война или царство антихриста. Нам не остается ничего, как только готовиться. Будем готовиться покаянием к чистой исповеди, ибо никто не может спастись иначе, как покаянием, то есть исповеданием грехов перед духовным отцом.
* * *
Сегодняшние правители человечества полны решимости уничтожить человека как духовно, так и физически; то есть уже не ставится проблема того, чтобы быть хорошим христианином, до этого далеко, - ты уже не можешь даже быть естественным человеком. Они хотят обезобразить естество человека. Европейские правители, по всему видно, заняли место самого сатаны, ибо они теперь своими идеями внедряют зло в человечество. А зачем? Чтобы полностью разрушить все, что есть духовного в человеке, и не только это, но и все, что есть в нем человеческого.
* * *
Они хотят превратить людей в каких-то скотов, чтобы они не знали, что существует жизнь вечная. Даже если они и говорят, что Бог есть, то говорят, что всё здесь и что эта жизнь должна быть прекрасной.
* * *
Европейский Союз - это Дом Беззакония, это уничтожение человека, а не только христианина или монаха. Если отложить это [монашество и христианство], то мы видим, что законы Евросоюза ведут к уничтожению самого человека, потому что наделяют правами сатану. Они узаконивают, будто грех против естества есть нечто хорошее.
* * *
Видишь, эти из Европейского сообщества держат Румынию за самую отсталую страну. Почему? Потому что она верит в Церковь, потому что у нее много священников и монахов. То есть она верит в жизнь вечную, а в их идеи не верит. Они хотят навязать свои идеи, а Церковь стоит у них на пути.
* * *
Будут большие перемены. Ты что, думаешь, что Европейское сообщество - по Богу? Оно изменит всех, изменит в них ум. Это изменение в погибель, а не к созиданию.
* * *
Что вы думаете, что этот туризм, который теперь ринулся на Святую Гору, послужит укреплению монашества? Нет. Он - для его разрушения. При таком количестве приходящих людей, особенно из любопытства, как можно исполнить свои монашеские обязанности и иметь терпение? Мы живем в восьмом веке, и должно наступить то, о чем предрекли святые отцы. Отнята у людей благодать Духа Святого, и поэтому все неспокойны и не имеют мира в душе. Мы же будем почитать то, что говорит Церковь, святые отцы, и что знаем, то будем стараться исполнять и чтить.
* * *
Это падение и ошибка - говорить, будто сегодня мы, монахи, можем усовершенствоваться среди всей этой суматохи мира, возле женщин. Это гордость и непочитание того, что установлено святыми отцами. Если они установили, что монастыри должны располагаться в уединении, безмолвии, - а они были святыми, и люди тогда не были так устремлены ко злу, как сегодня, - то что же можем сказать мы? Духовнее ли мы и просвещеннее ли умом по благодати Святого Духа, чем святые отцы?
* * *
Сегодняшние люди изменились. Теперь, стоит только обронить слово, тебе этого не забудут и будут копать тебе яму, а раньше люди, даже если поругаются между собой, тут же становились лучшими друзьями и зло не копили в душе.
* * *
Тем, у кого изначально нет любви, тяжелее, а она, любовь, добывается смирением, которое противится возношению ума и злобе.
* * *
Бог дал человеку великий дар. Он свободен выбирать: если хочет, входит в рай, если не хочет, нет. Бог не загоняет туда насильно. Если взываешь к Богу, Он помогает тебе, если не взываешь, нет. Нужно непрестанно просить, в каждое мгновение, Его помощи, Его милости, чтобы смириться. Бог постоянно зовет нас: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные грехами», - но насильно не загоняет нас в рай.
* * *
Спрашивайте мнения духовника [совета] в каждой проблеме, с верой и смирением, и благодать Духа Святого просветит его ответить на любую проблему, как бы тяжела она ни была и как бы прост и несовершен он ни был как человек.
* * *
Священник - это апостол Церкви, апостол народа, апостол нации. Сегодня некоторые говорят: «Что, разве облачение спасет меня?!» Конечно, облачение спасает тебя, потому что оно благословлено. Священническое облачение хранит тебя от многого.
* * *
Монах, если в нем нет послушания, то как бы он свят ни был, враг прельстит его.
* * *
Видишь, сколько поблажек? Великую мудрость дал Бог. Но для чего всё это? Для тела, а не для души.
* * *
Не нужно допытываться и исследовать то, что превыше естества, ибо диавол ввергнет нас тогда в неверие.
* * *
Если ты не обращаешь внимания на прегрешение, оскорбление, которое нанес тебе другой, тогда благодать Духа Святого просвещает и его стать лучше.
* * *
Кротость - самое хорошее духовное лекарство для хорошей и здоровой жизни, как душевной, так и телесной.
* * *
Истинное смирение нельзя стяжать без наставника, особенно сегодня, когда эгоизм всевается еще в младенчестве. Нам нужно повиноваться хорошему наставнику, у которого должна быть благая цель. Одно дело - когда нам кажется, будто мы смиряемся, а другое дело - истина. Истина открывается в искушениях.
* * *
В храме мы должны слушать Божественные слова так, словно готовы их проглотить, словно мы жаждем, - таким сделаем свое внутреннее расположение, и тогда у нас будет терпение и мы получим духовную пользу.
* * *
Батюшка, помни: когда у тебя начнутся самые сильные искушения, не отступай назад, не теряй терпения, а молись со смирением Богу. Не так, будто имеешь какое-то право, - ибо это возношение и такая молитва ненавистна Богу. Мы и вправду не имеем никаких прав пред Богом, кроме одного - постоянно смиряться. Помни это, пока будешь жив, ведь искушений будет немало.
* * *
Имей духовное мужество и молись Богу со смиренномудрием, с сокрушением, ибо мы ничто пред Богом, что бы ни сделали. Не так, мол, «у меня есть право просить у Тебя это, ну почему со мной происходит то-то и то-то?»
* * *
Молитва очень важна. Если мы приступаем с рвением, полные решимости, принуждаем свое естество, тогда Благий Бог помогает нам Своей благодатью. Но нужно усилие, многое усилие с нашей стороны.
* * *
Не думай, будто те, у кого есть эгоизм, находятся в здравом уме. Нет! Страсть победила их, и они одолеваются ею так, что с ними не найдешь общего языка. Поэтому будем внимательны, чтобы не дать эгоизму возобладать над нами, чтобы мы не стали мнить о себе, будто мы нечто, мол, «я знаю лучше другого» и прочее в том же духе, ибо тогда благодать Духа Святого отступает от нас.
[1] Архимандрит Антипа (Диенеску; 1859-1942) был настоятелем румынского скита Продрому.