Несмотря на то что многие сейчас стали ездить отдыхать за
границу, полуостров Крым и сегодня пользуется большой популярностью.
Путешественников привлекает не только природа, море и солнце, но и
история древней Тавриды, насчитывающая несколько тысячелетий. Все
достопримечательности Крыма не объедешь и за месяц. И среди них -
множество православных святынь. Христианство в Крыму было уже в первом
веке, здесь проповедовал апостол Андрей Первозванный, сюда, на задворки
Византийской империи, ссылали первых христиан. И отсюда, крестившись на
крымских берегах, принес на Русь Православие князь Владимир.
К святому врачу
Крым для большинства приезжающих начинается с города Симферополя.
Все обычно стараются поскорее проскочить эти «ворота Крыма», душную
вокзальную площадь с толпами людей, и уехать в какой-нибудь курортный
город типа Ялты, Судака или Алупки. Однако есть в Симферополе место,
ради которого стоит сдать на время вещи в вокзальную камеру хранения и
отложить на пару часов встречу с морем. Место это - симферопольский
Свято-Троицкий собор. Здесь покоятся мощи одного из наших современников,
уникального человека - святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Он умер
сравнительно недавно, в 1961 году, и известен как архиепископ, хирург,
исповедник. В сталинское время его трижды арестовывали, в ссылках он
провел годы, а вместе с тем за свой научный труд «Очерки гнойной
хирургии», который актуален и в наши дни, ему была вручена Сталинская
премия I степени. В его предоперационной висели иконы, в советское время
он читал студентам-медикам лекции в рясе с панагией, автор нескольких
богословских трудов. Известна такая история: на публичном допросе на
вопрос обвинителя «Как это вы верите в Бога, поп и профессор
Ясенецкий-Войно? Разве вы его видели?» святитель Лука ответил: «Бога я
действительно не видел, но я много оперировал на мозге и, открывая
черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже
не находил». Несмотря на пытки и издевательства во время третьего ареста
в 1937 году, епископ Лука сразу после начала войны, находясь в ссылке,
по просьбе властей занял должность главного хирурга красноярского
эвакуационного госпиталя. С 1946 года архиепископ Лука возглавлял
Крымскую кафедру в Симферополе, не оставляя медицинскую практику, был
консультантом, а в тяжелых случаях сам оперировал. В своем доме (ул.
Курчатова, д. 1) архиепископ бесплатно принимал больных. Некоторые из
них до сих пор его помнят. День памяти Крымского святителя - 11 июня.
Известно множество случаев исцеления у его мощей.
Адрес собора: ул. Одесская, д. 12. От железнодорожного вокзала ехать 10-15 минут до остановки «Площадь Ленина», далее спросить, как пройти к собору - местные жители знают его как «главный собор». С 2003 года Свято-Троицкий собор стал монастырским: теперь здесь Свято-Троицкая женская обитель. Собор открыт ежедневно с 6.30 до 18.00. Паломников в обители на ночь не размещают. Из других святынь монастыря можно отметить очень почитаемую в Крыму икону Божией Матери «Скорбящая». В монастыре есть Музей святителя Луки - он работает с 10.00 до 16.00, выходные - понедельник и вторник.
В Херсонес - в начало времен
Многие на отдыхе готовы добавить к пляжу, морю, солнцу и другие впечатления. Им можно предложить посетить единственный в своем роде город - герой двух войн, дважды разрушенный и дважды возрожденный из руин город-порт Севастополь (который морем и солнцем тоже совсем не обделен).
Развалины Херсонеса. Здесь соседствуют разные эпохи, на маленькой территории уместилась история в две тысячи лет
Православному человеку Севастополь интересен прежде всего тем, что на его окраине, на берегу одной из бухт располагаются руины древнегреческого города-государства Херсонес. Именно здесь, как гласит «Повесть временных лет», в 988 году случилось великое для всей истории событие: «Епископ же корсунский, огласив, крестил киевского князя Владимира».
Корсунью называли Херсонес. Херсонес был основан греками в V веке до нашей эры и просуществовал до XIV века. Еще в I столетии в Херсонесе проповедовал Андрей Первозванный. В первые века нашей эры христианство местным языческим населением воспринималось с трудом, как пишет летописец тех времен: «Херсаки же народ коварный и до нынешнего дня туги на веру». Для утверждения здесь христианства в начале IV века один за другим в Херсонес были присланы миссионеры-епископы: Ефрем, Василий, Евгений, Елпидий, Агафор, Еферий и Капитон. Пятеро из семи были зверски убиты местными язычниками. Память всех семи епископов херсонесских празднуется в один день, 7 марта. На территории современного Херсонеса есть посвященный им храм, в котором совершаются службы.
Кровь мучеников пролилась на этой земле не напрасно - с конца IV века христианство становится здесь государственной религией, христианам уже не надо прятаться в тайные пещерные храмы, возводятся прекрасные базилики. Херсонес становится духовным центром Крыма. К настоящему моменту раскопано около 40 процентов площади города, и на этой территории найдено около 70 христианских храмов и часовен.
XIII-XIV века оказались очень трудными для Херсонеса - город неоднократно подвергался нападениям монголо-татар, литовцев и др. После пожара 1399 года город окончательно опустел. В начале XIX века на месте Херсонеса начались археологические раскопки. Результаты были ошеломляющие. Были раскопаны целые кварталы, дома с утварью, монетами, украшениями, храмы с прекрасно сохранившейся мозаикой.
В середине XIX века в Херсонесе был устроен мужской монастырь. На одном из предполагаемых мест крещения князя Владимира возвели огромный собор в византийском стиле - для христиан это место всегда оставалось священным. Раскопки показали, что в районе выстроенного собора находятся еще семь христианских храмов. Чуть поодаль была обнаружена базилика, названная по фамилии человека, руководившего раскопками, Уваровской, а рядом с ней - баптистерий. По мнению некоторых специалистов, князь Владимир крестился именно здесь. На этом месте была установлена памятная беседка.
Владимирский собор, в советское время закрытый и пришедший в печальное состояние, в 1998-2002 годах был восстановлен. Сейчас здесь ежедневно совершаются богослужения.
В Севастополе есть два Владимирских собора - один в Херсонесе, на предполагаемом месте крещения князя Владимира (на фото), другой находится в центре города (ул. Суворова, д. 3) и является храмом - усыпальницей адмиралов Лазарева, Корнилова, Нахимова, Истомина. Здесь же находится икона и частица мощей новомученика, священноисповедника Романа Медведя, служившего в этом храме (расстрелян в 1937 году). От проспекта Нахимова к собору ведет длинная Синопская лестница. Собор открыт ежедневно, службы в субботу в 16.00, в воскресенье в 7.00. В усыпальницу можно попасть только с экскурсией от музея. Музей работает с 9.00 до 16.00, выходные - понедельник и четверг
Херсонес сегодня - национальный историко-археологический музей-заповедник, занимающий большую территорию - около 500 гектаров. Удивительное ощущение появляется, когда бродишь по раскопкам города с историей в две тысячи лет, между остатками базилик и подземных храмов, где, возможно, когда-то молились первые христиане. Постройки разных веков - первого, шестого, десятого, девятнадцатого - здесь сосуществуют совсем рядом. История здесь как будто замерла. Особенно прекрасен Херсонес в мае - древние руины утопают в море цветущих маков.
Адрес Херсонесского музея-заповедника: г. Севастополь, ул. Древняя, д. 1.
Автобус 22 от железнодорожного вокзала или центра идет непосредственно до заповедника, но ходит редко, можно на автобусах 6, 10, 16 доехать до остановки «Улица Дмитрия Ульянова», далее 10-15 минут пешком.
Вход на территорию заповедника стоит 20 гривен (с экскурсией - 30 гривен), но тех, кто идет на службу, пускают бесплатно. Начало богослужения в храме в 7.30 по будням, в 6.30 и 8.30 в воскресенье и в 17.00 ежедневно.
К православному святому - папе Римскому
В первые века христианства языческая Римская империя ссылала в Крым, в окрестности Херсонеса слишком активных христиан. Так в окрестности современного Севастополя в конце I века попал бывший в то время епископом Рима папа Климент. Он был сослан на каторжные работы - вручную в каменоломнях добывать известняк, которым так богаты территории близ Севастополя. Работа была тяжелейшая, но епископ Климент находил силы, чтобы обратить и крестить местных язычников, к тому же здесь было уже около двух тысяч сосланных христиан, которые объединились вокруг Климента. Сейчас на месте, которое называется Инкерман (административно это район Севастополя), где, по преданию, трудился епископ Климент (и как горнодобытчик, и как миссионер, и как пастырь), существует мужской монастырь. Монастырь известен здесь примерно с VII-IX века.
Есть в монастыре в скале пещерный храм - его считают одним из древнейших. Предание утверждает, что сам Климент вырубил его в скале в конце I века. В нем молились первые христиане. Можно в этом храме помолиться сегодня и нам. Монастырь, после перерыва в годы советской власти, снова действующий, в нем около десяти монахов, несколько послушников. Монастырь зажат между скалами и железной дорогой, которая проходит прямо под стенами обители - если ехать на поезде до Севастополя, в окошке вдруг неожиданно проплывают зеленые монастырские балкончики, прикрепившиеся прямо на скалы. Главная святыня монастыря - часть мощей священномученика Климента, папы Римского. О его святой кончине рассказывают следующее: языческим правителям Херсонеса не нравилась деятельность сосланного епископа-каторжника, поэтому в 101 году ему привязали тяжелый якорь и бросили в море в расположенной неподалеку Казачьей бухте. Но каждый год в этом месте происходило чудо: в день смерти святого море отступало, образуя остров - люди могли прийти и поклониться святым останкам. В 861 году святые Кирилл и Мефодий, бывшие в то время в Крыму, обрели мощи священномученика Климента и часть их перевезли в Рим, где они до сих пор хранятся, а часть оставили в Херсонесе, откуда равноапостольный князь Владимир перевез главу и часть мощей в Киев. Сегодня часть мощей святого вернулась в Инкерманский Свято-Климентовский монастырь.
Островок в Казачьей бухте существует до сих пор (сейчас это территория воинской части). Ученые подтверждают здесь наличие остатков древнего храма. Есть мнение некоторых исследователей, что в районе современного Инкермана когда-то была монашеская республика наподобие современного Афона - здесь найдено большое количество пещерных храмов. На горе над монастырем возвышаются остатки древней крепости Каламита.
Святого Климента папу Римского очень почитали на Руси еще со времен князя Владимира. Кстати, один из самых больших в Москве храмов посвящен именно ему - даже переулок назван Климентовским (рядом с м. «Третьяковская»).
Добраться из Севастополя до Инкермана можно несколькими способами.
От автостанции «5-й километр» на автобусе 103 (ходит каждые 10 минут с 6.00 до 21.00) до остановки «Втормет» (р. Черная), далее 5-10 минут пешком.
От Графской пристани Севастополя четыре раза в день ходит паром до Инкермана (от причала в Инкермане идти 20-25 минут пешком, можно подъехать на автобусе 103).
От железнодорожного и центрального автовокзалов Севастополя, соответственно, на электричке или автобусе «Севастополь-Бахчисарай», остановка «Инкерман».
Монастырь открыт ежедневно с 9.00 до 19.00, Божественная литургия в субботу и воскресенье в 7.00.
В монастырь над скалой Явления
В окрестностях Севастополя, на мысе Фиолент находится обитель Святого Георгия Победоносца. Одно из преданий гласит, что она основана греками, попавшими у берегов Тавриды в страшный шторм. Гибель была неизбежна, греки взмолились - и неожиданно из кромешной темноты на скале в море недалеко от берега им явился святой Георгий, весь в сиянии. По его молитве буря стихла. Спасенные греки забрались на скалу - и нашли там икону святого Георгия. На берегу они основали монастырь.
Вообще мыс Фиолент и его окрестности овеяны разными легендами и преданиями. Утверждают, что именно здесь в древности находился храм богини Артемиды, где жрецы сбрасывали с отвесных скал приносимых в жертву людей. Где-то здесь жил упоминавшийся выше один из семи херсонесских епископов святой Василий, изгнанный в 310 году из Херсонеса. Во время строительства в XIX веке на территории обители было обнаружено два пещерных, к тому времени засыпанных, храма. Еще один пещерный храм был найден неподалеку, на мысе Виноградный.
После присоединения Крыма к России было решено сделать Георгиевский монастырь базовым для флотских иеромонахов. Во время Крымской войны они несли свою службу на кораблях.
Монастырь стоит прямо над обрывом. Вот как описал посещение монастыря в середине XIX века писатель-путешественник Евгений Марков: «Я подошел к решетке монастырского двора... Подо мной была бездна... вот истинное место для молитвы и созерцания Бога, тут, действительно, поклонишься Ему со страхом и трепетом...»
В советское время обитель разделила участь монастырей и храмов всей страны. Храм Святого Георгия бульдозерами сбросили в море, на его месте построили танцплощадку для отдыхающих. Но в 1993 году в обители снова зазвучали слова службы.
От монастыря к морю ведут устроенные в XIX веке монахами 800 ступеней. А в море возвышается скала Явления - та, где явился мореплавателям святой Георгий. Сейчас на ней установлен большой крест.
Спустившись по ступеням, вы попадаете на прекрасный пляж, называемый Яшмовым. Вода в этом районе удивительно чистая и необычного для Черного моря бирюзового цвета. Так что паломничество в обитель Святого Георгия можно совместить с отдыхом на море. А чтобы не подниматься 800 ступеней обратно вверх, к автобусу, можно сесть на катер, который раз в два часа приплывает на пляж Фиолента, и добраться на нем до Балаклавы, где тоже, кстати, есть что посмотреть, например развалины генуэзской крепости Чембало, а также посетить действующий храм во имя Двенадцати Апостолов. От Балаклавы регулярно ходят автобусы до Севастополя.
Как добраться до Георгиевского монастыря на Фиоленте: от автостанции Севастополя «5-й километр» ходит автобус 3 с интервалом примерно 20-30 минут. Далее идти 15 минут по указателям. Храм открыт в богослужебные дни с 7.30 до 19.00, в будни - с 9.00 до 18.00. Службы в субботу в 15.00, в воскресенье в 8.00.
В самом монастыре, как правило, паломников не селят, хотя по особому благословению наместника могут сделать исключение. Рядом есть несколько частных мини-пансионатов, по отзывам, очень неплохих.
В пещерный монастырь в Крымском ханстве
В нескольких километрах от Бахчисарая располагается ущелье Марьям-Дере, что означает ущелье Марии. Здесь много веков назад появился Успенский монастырь. По одной из версий, он основан в VIII-IX веках монахами, бежавшими из Византии, когда там господствовала ересь иконоборчества. Ущелье чем-то похоже на Афон и, возможно, напомнило монахам родные края. Есть предание, что монастырь появился на этом месте, потому что именно здесь пастухами была обретена икона Божией Матери, которая стала называться Бахчисарайской. В скале на месте обретения был вырублен пещерный храм. Во время различных вторжений в Крым и монголо-татар, и турок Успенский монастырь чудесным образом избегал разгромов. Во времена Крымского ханства и после захвата Крыма турками в очень трудное для христиан время монастырь оставался центром Православия в Крыму.
В конце XVIII века произошло массовое переселение христианского населения Крыма в Приазовье, где был основан город Мариуполь, туда же была перенесена Бахчисарайская икона Божией Матери, но монастырская жизнь окончательно не угасла в Успенском монастыре и в это время. Возрождение Успенского монастыря началось в 1850 году благодаря стараниям святителя Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова), стремившегося восстановить в Крыму древние обители. После революции монастырь был в упадке, в монастырских корпусах располагался психоневрологический интернат.
Сегодня Успенский монастырь восстанавливается, он один из самых посещаемых в Крыму, но мимо монастыря проходит маршрут экскурсионных групп, которые, зайдя ненадолго в монастырь, следуют дальше, в расположенный выше пещерный город Чуфут-Кале. Поэтому в монастыре в дневное время всегда суета.
В храм, расположенный в пещере в скале, нужно подниматься по длинной лестнице. Справа от алтаря в отдельной маленькой пещерке находится чудотворная Бахчисарайская икона Божией Матери - точная копия с когда-то явившейся на этом месте много веков назад (и позже утраченной) иконы.
Монастырь размещает паломников, как мужчин, так и женщин, при монастыре есть гостиницы. Проживание бесплатное, возможно, за работу на монастырских послушаниях.
Как проехать
От автостанции или железнодорожного вокзала в Бахчисарае - маршруткой № 2 (до старого города) до конечной остановки, далее до монастыря 20 минут пешком - подъем в горку. Службы: в будни - в 6.30 , в субботу и воскресенье - в 7.30. В субботу всенощная в 15.00. Храм открыт до 19.00.
В столицу древнего христианского царства
В Крыму кроме моря и солнца есть поросшие лесом горы. И пусть они не очень высокие, но хранят в себе немало интересного. Например, остатки множества древних пещерных монастырей и развалины горных средневековых городов. Самый большой и величественный из них - Мангуп-Кале, столица древнего христианского княжества Феодоро. Мангуп - гора-останец, поднимающаяся над уровнем моря почти на 600 метров. С трех сторон плоское и ровное Мангупское плато заканчивается скалистыми обрывами.
С VI века на плато жили готы, они были христианами, с VIII века известна Готская епархия, на Мангупе строятся дворцы, крепости, храмы и монастыри. Каждый холм в окрестностях Мангупа хранит развалины феодального замка или остатки пещерного монастыря. По преданию, в окрестных горах жили монахи-исихасты. В XII-XIII веках происходит становление православного княжества Феодоро. В 1475 году после полугодовой осады Мангуп был взят и разграблен турками. К XVIII веку город опустел окончательно. Сегодня трудно представить, что на этом заросшем деревьями и травой плато был большой город с храмами, садами и дворцами.
Однако христиане не забывали, что здесь когда-то молились их братья по вере. Нынешний крымский владыка Лазарь одной из своих задач видит восстановление горных крымских монастырей. Сейчас, несмотря на то что в советское время многие пещерные храмы были осквернены (на Мангупе очень любила тусоваться разная неформальная молодежь), на этой земле вновь регулярно совершается Божественная литургия - вот уже несколько лет на Мангупе действует мужской монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Его настоятель и единственный постоянный насельник - игумен Иакинф.
Монастырь - храм и кельи - располагается на южном склоне горы, в отвесной стене. Найти его можно по указателям - их два: один на плато, на развилке дорог, другой непосредственно перед спуском к монастырю. Спуск не слишком простой - нужно лезть по деревянной лестнице, дальше идти по узкой тропинке над обрывом, поэтому ехать сюда надо обязательно в спортивной обуви.
Отец Иакинф очень не любит любопытных и «духовных туристов», поэтому если приходят просто «поглазеть» - он может и не принять таких «паломников». Нашего корреспондента, например, прежде чем разговаривать, он попросил прочесть наизусть Символ веры. При этом настоящим паломникам, которые приехали помолиться в святом месте, отец Иакинф очень рад. Например, каждый год сюда приезжают группы детей из православного лагеря, причащаются здесь за Литургией. На Благовещение - престольный праздник, собирается до 300 паломников. Служба из маленького пещерного храма (в алтаре которого, кстати, остались фрагменты древней уникальной фрески) переносится на площадку рядом. Вид на горы отсюда просто потрясает... «Когда молишься там, где молились древние христиане, - говорит отец Иакинф, - ощущаешь всю мощь Православия». «Как же вы здесь зимой живете?» - спрашиваю отца Иакинфа. «Хорошо, - отвечает он, - снегом занесет - никто не беспокоит».
Как проехать
Мангуп находится в 20 км от Бахчисарая. От Бахчисарая несколько раз в день ходят маршрутки (расписание можно узнать на автовокзале Бахчисарая) до сел Залесное, Родное или Терновка. Они останавливаются у озера и села Хаджи-Сала (в котором можно снять приличное жилье) у подножия Мангупа. Территория Мангуп-Кале - заповедник, вход платный, 15 гривен, еще за 10 гривен можно приобрести подробный план древнего города - тогда точно не заблудитесь! Подъем на гору трудный, занимает около часа по круто поднимающейся вверх лесной тропе.
Что почитать перед дорогой
1. На официальном сайте Симферопольской и Крымской епархии много полезной информации: http://www.crimea.orthodoxy.su
2. Литвинова Е. М. Крым. Православные святыни. Путеводитель. Симферополь, 2007
3. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Я полюбил страдание. Автобиография.
Текст: Марина НЕФЕДОВА Фото: Евгений ГЛОБЕНКО
http://www.nsad.ru/index.php?issue=71§ion=10014&article=2488