Наследники Андрея Рублева: главное - не стиль, а школа

  • В каком бы стиле ни работал иконописец, он строго следует канону. Снимок сделан в мастерских комбината «Софрино» при Патриархии, где пишут иконы для храмов.

    Фото: Игорь Ивандиков, "Вечерняя Москва"

17 июля - день памяти великого иконописца Древней Руси Андрея Рублева. Корреспондент «Вечерки» побеседовала о традициях и стилях иконописи мастеров XXI века с директором Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культур

- Сергей Викторович, какие технологии используют современные иконописцы?

- Что касается технологий, то они, конечно, могут отличаться. Есть художники, которые полностью повторяют технологию, которая применялась в Средние века, то есть левкас клее-меловой и живопись темперными красками на связующем желтке, и есть новые технологии, когда художники работают с современными красками. Это два разных подхода, но, думаю, оба они вполне оправданны, поскольку сейчас краски и импортные хорошие есть, они надежные и прочные, вполне приемлемые для написания икон.

- В каком стиле сегодня пишут иконы?

- Художники работают в очень широком стилистическом спектре, могут писать и в стиле Андрея Рублева, и в стиле Дионисия, и в стиле XVII или XVIII века. Это вопрос выбора стилистики. То есть что нравится и что хочется иметь заказчику. Что касается монументальной живописи, то, конечно, нелепо выглядит храм классицистический XVIII-XIX века, если в нем выполнена роспись в стиле Андрея Рублева или в стиле Дионисия, потому что в храме совсем иной интерьер: там должен быть использован другой стиль - XVIII-XIX века, чтобы он соответствовал той эпохе, которой принадлежит храм. Выбор стиля - это важный момент и, конечно, надо всегда принимать в расчет: для чего делается живопись или стенная икона, для какого интерьера. Разумеется, можно помещать в храмы иконы, написанные в стиле XII, XIV или XV веков, потому что в храмах сохранялись древние иконы из более ранних построек и они кочевали в более поздние храмы. И иконы, как правило, в церквях очень разновременные, и поэтому там приемлем любой стиль. Главное, чтобы это была хорошая иконописная школа, потому что иконописи надо учиться, надо изучать технологию, знать, какие доски применяются, как их готовить, как левкасить правильно, чтобы грунт не стал шелушиться и отваливаться, и как готовить краски. Этому обучают, сейчас много иконописных школ открылось, мастерство можно освоить.

- Ваши мастера, помимо реставрации, занимаются иконописью?

- Мы в первую очередь восстанавливаем древние иконы. А иконописью занимаемся тогда, когда надо воссоздавать утраченные иконостасы. Когда делаем воссоздание иконостасов для храмов, то, естественно, начинаем с изучения архивных материалов, ищем, где есть описание иконостасов, смотрим фотографии, которые сохранились, и другие материалы плюс учитываем время постройки храма, чтобы стилистика иконописи не диссонировала с интерьером. Наши художники пишут целые иконостасы. В Коломенское в церковь Вознесения 1532 года мы писали иконы в стиле XVI века, там же рядом находится храм Св. Георгия XIX века - туда писали иконы для иконостаса уже в стиле XIX века.

- На заказ сегодня пишут иконы?

- Конечно, люди заказывают иконы для себя лично и чтобы молиться дома.

- В последнее время иконы стали больше востребованы?

- Сегодня спрос на иконы гораздо больший, чем в советское время.

- Сколько времени пишется икона?

- Когда мы занимались воссозданием икон для Храма Христа Спасителя, нам нужно было подготовить около 90 икон. Времени нам было отведено поменьше года. Человек 15-20 могут выполнить подобный объем работы за такой короткий срок. На подготовку к самой работе тоже требуется время: надо и доску грамотно приготовить, и левкас, заготовить краски. Количество времени зависит и от размера иконы, и от ее сюжета. Может быть поясное изображение одной фигуры, а бывает икона с клеймами (самостоятельная и композиционная часть иконы.- Примеч. ред.) - там миниатюрное письмо, которое дольше делается, потому что это более трудоемкая работа.

- Нужно ли «промышленное» производство икон? Представляют ли художественную и эстетическую ценность иконы, которые повсюду продаются?

- Продают разные иконы. Это может быть технология печати, а может быть и действительно произведение, написанное красками. И цены на иконы разные. Есть еще комбинат «Софрино» при Патриархии, там пишут иконы для храмов и печатают изображения с готовых икон для иконостасов.

- Неужели востребованы напечатанные иконы?

- Понимаете, не каждая церковь может оплатить рукотворную работу - храмы, как правило, небогатые. Но иконостасы заказывают для церковного богослужения, они в храме должны быть. Но, конечно, они далеко не всегда смотрятся выигрышно. Естественно, люди приобретают то, что продается недорого. Это не произведение искусства, но, выходит, что покупается, то и нужно. 

- Поновленная икона столь же ценна? Не утрачивает ли она своих чудодейственных свойств?

- Не утрачивает. Это древняя икона, только она много раз переписывалась и она чудотворная. Если от нее происходили исцеления или другое чудо, то она такой и остается. Другое дело, что, конечно, хотелось бы старинную икону привести в ее первозданный вид, раскрыть древнюю живопись, чтобы люди видели, какой она была в XII или XV веке.

http://www.vmdaily.ru/news/sovremennoe-obshestvo-cenit-ikoni-ne-menshe-chem-v-drevnosti1342445760.html

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Сергей Филатов:
Все статьи автора
Последние комментарии
Конструктивное мышление или реконструкция несбыточного?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
2020-06-06 03:48
«Многие живут по принципу "после нас – хоть потоп"»
Новый комментарий от Валерий Медведь
2020-06-06 02:55
Не ожидал
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
2020-06-06 02:55
Убить Бога – 3
Новый комментарий от Константин В.
2020-06-06 00:40
Игра в Церковь закончилась
Новый комментарий от р.Б.Алексий
2020-06-05 20:56
Зачем русофоб на букву «Г»
Новый комментарий от Русский Иван
2020-06-05 20:36