Торпедная атака в стакане

Алексей Харитонов 
0
11.05.2012 392

Демонстрация 6 мая - кончившаяся, как известно, массовой дракой с ОМОНом - несколько отвлекла внимание некоторых завсегдатаев социальных сетей и либеральных журналистов от их эпической борьбы с Русской Православной Церковью; воспользовавшись передышкой, мы можем осмотреть поле боя.

Как сообщает фонд "Общественное мнение", "Две трети -- 64% россиян - заявляют о доверии Русской православной церкви, более половины -- 56% - патриарху Кириллу. Не доверяют Церкви и патриарху по 8% респондентов, еще по 14% -- "отчасти доверяют, отчасти нет". При этом 73% граждан уверены, что сейчас РПЦ играет положительную роль в общественной жизни страны, с ними не согласны всего 2%".

Как видим, заявления о том, что "РПЦ утратила авторитет в обществе", "общество отвернулось" и тому подобные, не находят никаких эмпирических подтверждений. После яростного обстрела, который, как нас уверяли, сровнял наши укрепления с землей, дым рассеялся - и мы увидели нашу крепость на прежнем месте. После разговоров - у кого-то воодушевленных, у кого-то испуганных - про неслыханный рост антиклерикальных настроений социологи не зафиксировали такого роста. Как сказал античный поэт, "Тужились горы рожать, а жалкий родился мышонок".

Это, конечно, радостно - но давайте проанализируем происшедшее. У людей, постоянно пользующихся социальными сетями могло возникнуть впечатление, что чуть не большинство пользователей рунета открывали браузер только затем, чтобы выдать очередную порцию ругани в адрес Церкви; православные входили в сеть как во враждебные воды - какие там новые гадости про нас понаписали. Воинствующие церквоборцы сочетали пылающую ненависть с бурным энтузиазмом - с Церковью если не покончено совершенно, то будет покончено вот-вот.

Почему это оказалось не так? Почему перепад между виртуальной и реальной картиной оказался таким резким? Этому может быть несколько причин.

Скандалист - как в реальном, так и в виртуальном пространстве - привлекает к себе все взоры; но у скандальничанья в сети есть важная особенность - относительная безопасность. На улице, в магазине или в учреждении можно нарваться на других, не менее нервных граждан, а также на охрану или полицию. В сети это исключено; более того, там легко найти себе со-скандалистов, и создать ситуацию, о которой другой поэт сказал "сорок душ посменно воют, раскалились до бела - вот как сильно беспокоят Патриаршии дела". Вой сорока душ создает впечатление какого-то массового движения, марширующих колонн, всесокрушающей силы - но феномен это чисто сетевой. В реальность он не конвертируется. Видеть в этих людях реальную силу - это все равно, что воспринимать любителей сетевых стрелялок в качестве реальных боевых подразделений. Это уже проявлялось, когда сетевые антиклерикалы пытались организовать демонстрации против закона о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения. В интернете был Девятый Вал - а в реале демонстрации по всей стране собрали от трех до, в лучшем случае, двух десятков участников (включая журналистов). Другая особенность сети - то, что людям легче привлечь внимание яростно нападая и критикуя; слоны для облаивания могут избираться разные, но особенность именно лая - в том, что его легче услышать, чем спокойный разговор.

Еще одна особенность интернета - это избирательность; выходя на улицу, идя на работу, заходя в магазин, Вы оказываетесь среди людей, общества которых Вы не выбирали. Пользователи сети сами выбирают "электронных друзей" - тех, чьи сообщения они будут читать. Оказавшись среди людей, разделяющих их вкусы и предпочтения, они обычно забывают, что сами же их и отбирали - и начинают верить в то, что все кругом, все "общество" разделяет их неприязнь к "РПЦ МП"- и бурно транслируют эту свою уверенность. Потом вдруг неожиданно оказывается, что "общество" в целом далеко не сводится к этому тщательно подобранному кругу.

Православные пользователи интернета заходят в этот круг - и видят девятый вал ненависти, забывая о том, что это вал в стакане. Должно ли это вызывать у нас триумфализм - мол, наши противники ничтожны и нам нечего опасаться? Нет; мы не должны оценивать ситуацию чрезмерно оптимистично - но не стоит и пугаться призраков. Стоит смотреть на вещи реалистично. Готовность приходить в страх и уныние ничуть не лучше беспечного самодовольства.

"Общество" которое "отвернулось от Церкви" - это довольно своеобразная, и, по большей части, сетевая субкультура. Думая о том, как нам жить дальше, что нам следует менять, а что хранить, нам стоит оглядываться на Господа - но не на "общество".

http://www.radonezh.ru/analytic/16276.html

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Загрузка...
Алексей Харитонов
Все статьи Алексей Харитонов
Последние комментарии
Социальная заповедь христианства
Новый комментарий от Сергей Швецов
03.08.2021 12:05
Фальстарт встречи антихриста, или Давай бояться вместе
Новый комментарий от Михаил Соловьев
03.08.2021 11:26
Великая ложь «Белого дела» умножается?
Новый комментарий от С. Югов
03.08.2021 10:58
Привитый непривитого да не укоряет…
Новый комментарий от С. Югов
03.08.2021 10:49
Почему социализм — это утопия
Новый комментарий от В.Р.
03.08.2021 10:00
Новая волна антипрививочного безумия в нашей Церкви
Новый комментарий от Андрей Карпов
03.08.2021 09:43