Отец Плакида вырос под Парижем, в католической семье. Уже в шестнадцать лет он избрал для себя монашеский путь. Позднее в поисках истины побывал на Афоне, в Англии встречался с архимандритом Софронием (Сахаровым), учеником святого Силуана Афонского. И Святая Гора Афон, и беседа с отцом Софронием произвели на него огромное впечатление. В 1977 году отец Плакида переходит в Православие - становится монахом Афонского Симонопетровского монастыря. Через год, вернувшись во Францию, основывает монастырь Святого Антония. Отец Плакида - известный богослов, доцент кафедры патрологии Свято-Сергиевского института в Париже, его труды переведены на многие языки.
По прибытии в обитель мы встретились с почтенным (ему 86 лет) старцем.
- Геронда, что бы вы посоветовали православным христианам - на что нужно прежде всего обратить внимание?
- На молитву. Молитва - основа христианства, в молитву надо погрузиться, она должна стать частью жизни человека. Люди приходят в храм или в монастырь прежде всего помолиться. Когда это стремление становится постоянным, человек может считать себя христианином.
- Сложно было основать во Франции православные монастыри?
- Вообще-то несложно: Франция - практичная страна, и если государство видит, что от какого-то нового дела оно получит доход, то проблем не возникает. Пока православных монастырей во Франции не так много. Проблемы возникают потом, когда нужно доказать свое право на существование, свою самодостаточность. Здесь требуется постоянство. И то, что монастырь Святого Антония и монастырь Всех Святых с этой задачей справляются, большая заслуга тех, кто в них трудится.
В монастыре Всех Святых чего только не научились выращивать и производить за двадцать лет! Он разместился на территории бывшей фермы, здесь сорок гектаров земли, так что занимаются сельским хозяйством - выращивают оливки и делают из них масло, выращивают виноград и выпускают четыре сорта вина. Причем вино проходит в стенах обители весь технологический процесс, вплоть до упаковки.
Оформлению церковного магазина могли бы позавидовать многие бутики Москвы и Парижа. Монастырские джемы признаны одними из лучших во Франции, недавно на выставке в Авиньоне они были удостоены специальной медали.
Вот что рассказала монахиня Ипандия, игумения монастыря: «Мы не специалисты, всему пришлось обучаться по ходу. Учились у наших соседей-фермеров, у виноделов, полностью реконструировали винные погреба, стали разрабатывать свои марки вина. А потом к нам стали приходить люди - сделать какие-то покупки, посмотреть наши поля. Двери монастыря всегда открыты, мы все им показывали, рассказывали про нашу сельскохозяйственную продукцию. И они очень осторожно начинали задавать вопросы про веру. Смотрели, слушали, уходили и возвращались. Мы не говорили им: «Идите в церковь», они сами стали туда ходить. Многие из приходящих к нам крестились или переходили в Православную веру.
На Пасху к нам теперь постоянно приходят до тридцати человек. Один-два раза в месяц отец Плакида проводит беседы на духовные темы. Так получилось, что после рассказа о земле, о труде на ней, мы начали говорить с людьми о Небесном».
Иеромонах Силуан не только совершает церковные службы в монастыре, он еще его главный агроном. После Литургии и трапезы он сразу же отправился ухаживать за молодыми оливковыми деревьями: «Это очень хороший сорт оливковых деревьев, но их нужно подрезать и создавать им правильную форму, чтобы они были открыты для солнечного света, тогда будут хорошо расти. К каждому дереву нужен отдельный подход. Видите, как много листьев, поэтому я открываю центр».
В 2000 году у монастыря появилась своя колокольня, колокола - подарок известного на Кипре Киккского монастыря.
Монахиня Лазария показала нам монастырскую библиотеку: « Каждое воскресенье сестры могут приходить сюда и выбирать книги. Библиотека насчитывает около пяти тысяч томов. Книги во Франции стоят дорого, и собрать библиотеку нам помог Свято-Сергиевский богословский институт в Париже».
А вот что рассказала монахиня Иосифия: «Я ни разу не была в России, но у нас в библиотеке столько книг о России, столько информации, что я словно побывала в вашей стране. Я знаю про Оптину Пустынь, про Дивеево. Раз в год, в день памяти преподобного Серафима Саровского, у нас в монастыре собираются дети, и с их участием устраивается настоящий спектакль: Серафим Саровский кормит медведя, потом все, и взрослые, и дети, ходят по канавке, как в Дивееве. Это так трогательно!».
Сестра Иосифия родилась в Бразилии, всего же в монастыре пятнадцать сестер из разных уголков земного шара. Они радушно отвечали на наши вопросы о монастырской жизни, но наотрез отказывались называть свою фамилию. Сестры объясняли это тем, что после ухода в монастырь их прошлая жизнь, с прежними именами и фамилиями, закончилась.
Об этом хорошо сказала монахиня Иосифия: «У нас все сестры из разных мест, и всех нас объединяет любовь ко Христу и Его любовь к нам. Она позволяет нам помнить главное: что все мы здесь - не гречанки, француженки, эстонки, киприотки, немки, бразильянки, а сестры во Христе. Мы можем постоянно находиться внутри Церкви Христовой, и это самое лучшее состояние, которое только может быть».
Желаем и вам радости духовной, которой так щедро делились с нами сестры французского православного монастыря.