Чудо для каждого из нас

0
463
Время на чтение 6 минут
Чудо для каждого из нас

Церковный календарь полон праздников и торжественных событий. Но ни одного дня в году не ждут так верующие, ни к одному так тщательно не готовятся, к Пасхе - «Праздников празднику и Торжеству из торжеств». О значении Воскресения Христова для каждого христианина, народных традициях и личном отношении к этому празднику мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием.

- Владыка, а почему именно Пасха является самым важным праздником, а, например, не Рождество, ведь в этот день Господь приходит в мир?

- В современном мире наибольшей ценностью является жизнь, поэтому Рождение Христа понятнее современному человеку. А для человека верующего во Христа путь по этой временной жизни является испытанием, своего рода экзаменом. Он приходит в этот мир, чтобы достойно прожить и наследовать жизнь вечную. И поэтому Пасха - победа Христа над грехом и смертью, дающая возможность спасения каждому человеку, - отмечается с особой радостью и торжеством.

Пасха Христова есть центр истории, все чаяния человечества до пришествия в мир Спасителя были связаны именно с ожиданием этого явления. Пасха стала центром, к которому человечество шло на протяжении тысячелетий и с которым связана теперь вся его история. В Псалтири мы читаем: Бог же Царь наш прежде века содела спасение посреде земли (Пс. 73, 12). Даже само место, в котором произошло это историческое событие, становится знаменательным и почитаемым. На Кресте в Иерусалиме произошло событие мирового масштаба, которое изменило мир, дало Богу возможность приобщить человека к вечной жизни, изменить тот страшный порядок господства греха и смерти, которое воцарилось в результате человеческого грехопадения.

Христос называется новым Адамом, Он Бог и человек одновременно. Пришествие Богочеловека в этот мир и Его Воскресение - это основа христианской веры. Недаром апостол Павел пишет: Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна... то мы несчастнее всех человеков (1 Кор. 15, 17-19). Секулярный же мир готов увидеть во Христе человека, праведника, учителя нравственности, но не Бога, потому что это влечет за собой необходимость следовать за Христом и меняться.

- Почему во время богослужения, и не только пасхального, мы часто слышим, как о каком-то событии говорится в настоящем времени?

- Когда мы в Церкви вспоминаем какое-либо событие из Священной Истории, мы никогда не говорим о нем в прошедшем времени. Мы становимся его соучастниками. Во время богослужения мы видим ряд символических действий, правил, которые являются попыткой показать с помощью внешних средств иную божественную реальность. Верующие являются не сторонними наблюдателями, а непосредственными участниками этих событий. Как это происходит? В результате Искупительной Жертвы Христа в человеческой душе открывается возможность личной победы над грехом и смертью, личной причастности событиям Священной Истории. Поэтому каждый человек в своем сердце переживает Пасху снова и снова, совосстает со Христом, сораспинается с Ним. И это видно в каждое мгновение жизни человека: как он живет, какими принципами руководствуется. Если он Христа ради терпит поношение, страдания, то он сораспинается, состраждет Христу и через это совоскресает вместе с Ним.

- Как празднование Пасхи влияет на годовой круг богослужений?

- Пасха является не только центром человеческой истории, но и той отправной точкой, от которой отсчитывается годовой круг. Это переходящий праздник, дата которого рассчитывается по специальным таблицам, определяющим взаимосвязь большого количества календарно-астрономических величин. Соответственно, в зависимости от этой даты исчисляются даты начала Великого поста, праздников Входа Господня в Иерусалим, Вознесения, Пятидесятницы и другие.

Что касается самого характера богослужения, до праздника Вознесения Господня 40 дней совершается попразднство Пасхи. На Светлой седмице отменяется пост, каждый день служится воскресная служба, которая совершается в день Пасхи. В последующие дни богослужение приобретает обычный вид, но в него добавляются пасхальные стихиры, тропари, в канонах происходит изменение. Особенно это заметно в воскресные дни. До Пятидесятницы в храме отменяются земные поклоны, по средам и пятницам возможно вкушение рыбы. Таким образом, даже в чисто внешних проявлениях мы можем увидеть значимость этого праздника.

- На протяжении долгого времени мы постились, старались больше молиться, чаще посещать богослужения. Наступает радостный праздник, влекущий значительные послабления в молитвенном правиле, отменяющий пост. Как не впасть в расслабленное состояние духа?

- Нужно следовать уставу Церкви, которая знает все наши недостатки и немощи, склонности. Приходит Великий пост, предполагающий отказ от пищи, увеселительных мероприятий. Наступает Пасха, отменяется пост, обычное молитвенное правило заменяется на часы Пасхи. Мы можем отдохнуть, сходить в гости к друзьям и близким. Но проходит время Светлой седмицы, и нужно вернуться к обычному уставу.

- Все знают, что только накануне православной Пасхи в Иерусалиме в Храме Гроба Господня сходит Благодатный Огонь. Почему это явное чудо никого не убеждает в истинности христианства, Православия?

- Потому что чудеса на самом деле не могут уверить человека в истинности происходящего. Об этом все давным-давно сказано в Евангелии. Христос, когда к Нему подошли фаресеи и стали просить от Него знамения, материального подтверждения Своего Божественного достоинства, ответил: Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка (Мф. 16, 4), то есть знамения Его Воскресения из мертвых.

Конечно, Христос воскрешал и исцелял людей, но делал это не потому, что хотел кого-то своими чудесами поразить и привлечь. Мы видим, что истинные ученики пошли за Христом не благодаря Его чудесам, а чудеса стали следствием веры человека в Бога. Помните, когда Христос исцелял бесноватого отрока, Он сказал отцу: Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему, а тот ответил: верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9, 23-24).

Когда человек хочет уверовать, стремится к Богу, тогда Господь посылает ему какие-то подтверждения Своего присутствия, чтобы душа могла немного оттаять. А когда человек просто ждет чуда, чтобы поверить, то ничего доброго из этого, как правило, не выходит. Таких примеров в истории масса. Мы видим, что Христос исцелял, кормил, были явные чудеса, при этом сколько людей кричали: «Распни, распни Его!».

Страшно, когда человек подходит к вере уж слишком рационально, пытается найти в ней обретение каких-то благ, материального достатка. Это свидетельствует о косности, о черствости сердца человеческого. Чудо придет, когда человек по-настоящему начнет искать Бога. Мало ли на свете совершается чудес - исцелений по молитвам от тяжелой болезни, спасения от смертельной опасности. Скептики объясняют их совпадением, случаем, медицинской помощью. Но ведь чудо не нарушает естественного хода порядка, установленного Богом в окружающем нас мире. Чудо совершается в нужное время, в нужный час для конкретного человека, чтобы что-то сказать его сердцу.

- В дни Пасхи внимание светских средств массовой информации часто привлекают народные традиции и обычаи. А насколько вообще важны национальные традиции и обычаи в праздновании этого общечеловеческого праздника?

- Этот вопрос возникает в том обществе, в том народе, где были растоптаны и раздавлены собственные традиции, собственная история. К сожалению, это произошло и с нашим народом. Ведь народные традиции в большей степени связаны с религиозной жизнью, неважно, о ком идет речь - о православных, католиках или, к примеру, о диких племенах, живущих в Африке. Традиционная форма жизни всегда связана с религией.

С нами произошла страшная трагедия, когда, борясь с религией, из-под ног русского народа выбили ту почву, на которой зиждилась вся народная жизнь. Люди потеряли национальную самоидентификацию. Поэтому когда люди проявляют желание вернуться к своим корням, традициям, связанным напрямую с Православием, это вполне естественно и оправданно.

Но при этом нужно понимать, для чего выполняется то или иное действие: для чего красят яйца, пекут куличи, освещают яблоки. И очень странно видеть, когда в течение всего года человек не обращается к национальной традиции, связанной с христианством, а вспоминает о ней за два-три дня перед Пасхой. Этим он очень обедняет свою жизнь, лишает ее глубокой осмысленности. Это как фразу выдернуть из контекста, как прочесть одну страницу из книжки и спрашивать, хорошо или плохо так поступать. Да это не хорошо и не плохо, это никак. Нельзя понять, зачем печь кулич и красить яйца, если человек не постился, не готовился к посту и дальше не проявляет той веры, которая породила русские традиции.

Но если кто-то только начинает свой путь к вере с попытки приобщиться к традиции своего народа, переосмыслить свою жизнь, в этом нет ничего плохого. Только я бы посоветовал сделать следующий шаг и посмотреть, чем наш народ жил в следующую неделю или за неделю до Пасхи.

- Что бы Вы пожелали нашим читателям в праздник Светлого Христова Воскресения?

- Постараться со вниманием и сердечным чувством отнестись к этому празднику, не растерять того, что мы собрали Великим постом, не разменять истинную Пасху на внешние увеселительные мероприятия, одним словом, не променять Воскресение Христово на куличики и яички.

Беседовала Марина Шмелева

http://www.pravpokrov.ru/church_life/?SECTION_ID=62&ELEMENT_ID=788

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Епископ Покровский и Николаевский Пахомий (Брусков)
Все статьи Епископ Покровский и Николаевский Пахомий (Брусков)
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07