10 апреля 2012 года исполняется 100 лет со дня рождения румынского старца архимандрита Клеопы (Илие). Поскольку этот славный юбилей приходится на Страстную седмицу, предлагаем читателям проповедь старца Клеопы на великие и спасительные Страсти Христовы.
Страсти Христовы |
Именно это побуждает меня говорить вам немногим, пришедшим сюда с великим трудом, под дождем, по грязи, через горы, на которые вам пришлось взбираться, и холмы, вам, пробравшимся сюда со всей твердостью и дошедшим досюда, - вы получите большую награду, чем те, кто приходит сюда лишь в хорошую погоду.
Чем больше усилий просит доброе дело, тем большую награду оно получает от Бога. Доброе дело, когда оно совершается с малым трудом, получает меньшую награду, а то, которое ты совершаешь с большим усилием, с трудом, большую награду получит от Пресвятого Бога.
* * *
За восемь дней до того, как подняться на гору Фавор, Петр засвидетельствовал о Спасителе, сказав: Ты - истинный Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 16: 16), и Спаситель очень похвалил Петра за это свидетельство, такое верное и истинное, и сказал ему: блажен ты Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это... и Я говорю тебе: ты - Петр (то есть камень веры, Кифа, ибо его Симоном звали), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16: 17-18).
Здесь нам показано, что на правой вере Петра и всех, кто будет верить подобно ему, будет стоять Церковь Христова, и врата ада, которые суть уста сектантов и еретиков, хулящих правду Церкви, не одолеют ее, как объясняет это святой Афанасий.
Не говорите плохо о Церкви, ведь она основана на краеугольном камне - Христе.
Но тогда же, за восемь дней до Преображения, Петр, заслуживший такую великую похвалу за свою правую веру, слышит и отповедь от Христа. Ибо Спаситель начинает проповедовать о страстях Своих, о страданиях, которые Ему предстояло перенести в Иерусалиме, и говорит: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет (Мф. 20: 18-19).
Петр, очень любивший Спасителя, попытался остановить Его, чтобы Он не пошел на распятие: «Господи! да не будет этого с Тобою! (Мф. 16, 22)! Пощади Себя, Господи! Не ходи в Иерусалим! Оставайся здесь, не умирай!»
Тогда Спаситель поворачивается к Петру и говорит ему гневно: отойди от Меня, сатана! ибо ты думаешь не о том, что Божие, а что человеческое (ср.: Мф. 16, 23). И называет Петра сатаной, ибо слово «сатана» означает «противник», ведь он противился Христу, чтобы таким образом не исполнился план спасения рода человеческого, чтобы Он не пошел на смерть. В этом смысле Он называет его сатаной. То есть говорит:
«Ты останавливаешь Меня, чтобы Я не пошел на смерть? Но если Я не пойду на смерть, не спасется род Адамов, страдающий в аду вот уже 5508 лет.
Если Я не пойду на Голгофу, чтобы пострадать до смерти, и смерти Крестной, то весь род человеческий не может быть спасен. А Я ведь для того и пришел в мир, чтобы пролить кровь Свою за род человеческий по любви, которой люблю его.
Ты хочешь, чтобы Я остался на Фаворе? А на Голгофу кто пойдет?
Если Я, Петр, останусь на Фаворе и не понесу Креста на Голгофу, то как же исполнится пророчество Исаии, который говорит: Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания (Ис. 50: 6)?
Если Я, Петр, останусь на Фаворе, то как исполнится Писание, которое говорит: нет в Нем ни вида, ни величия, Муж скорбей и изведавший болезни, и ранами Его мы исцелились (Ис. 52: 2, 3, 5).
Если Я, Петр, останусь на Фаворе, то как же исполнится Писание, которое говорит: и к злодеям причтен был (Ис. 53: 12), - Его ведь распяли между двумя разбойниками. -
Если Я, Петр, останусь на Фаворе, то как же исполнится Писание, которое говорит: воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, - ведь Меня пронзят копьем в ребро по предсказанию Захарии пророка (Зах. 12: 10)?
Если Я, Петр, останусь на Фаворе, то как исполнится пророчество Давида пророка, который говорит: дали Мне в пищу желчь, и в жажде Моей напоили Меня уксусом (Пс. 68, 22)?
Если Я, Петр, останусь на Фаворе, то как исполнится пророчество Писания, которое говорит: делят ризы Мои между собою и об одежде Моей бросают жребий (Пс. 21, 19)?
Если Я, Петр, останусь на Фаворе и не пойду, чтобы всю кровь Свою пролить на Кресте, то где же будет пророчество псалма, который говорит: можно было бы перечесть все кости Мои, а они смотрят и делают из Меня зрелище (Пс. 21, 18)?
Если Я, Петр, останусь на Фаворе и ты устроишь Мне шалаш, то как же исполнится пророчество, которое говорит: пронзили руки Мои и ноги Мои и распяли Меня (Пс. 21: 17)?
Если Я, Петр, останусь на Фаворе, то как исполнится Писание, которое говорит: Он изъязвлен был за грехи наши и мучим спасения нашего ради, и ранами Его мы исцелились (Пс. 53: 5)?
И если Я останусь на Фаворе, Петр, то кто же откроет эти медные ворота, ведь Писание говорит: поднимите врата, князи, ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы (ср.: Пс. 23: 7, 9)?»
И так Петра стала укорять совесть, ибо он пытался остановить Спасителя, чтобы Он не пошел на распятие. А Христос говорит:
«Я открываю вам на Фаворе, Кто Я, но мы с вами пойдем туда, на другую гору, на Голгофу, и там Я пострадаю, чтобы исполнить Писание и войти в славу, которую имел у Отца Моего прежде создания мира, и вознести естество Адамово и поставить его одесную славы в вышних».
Спаситель благоволил взять с Собой трех апостолов - Петра, Иоанна и Иакова, брата его, - и подняться с ними на вершину горы Фавор. Там трое апостолов, устав от подъема в гору, уснули. По Промыслу Божию, когда они проснулись, Спаситель преобразился перед ними, и они увидели, что Он стоит на воздухе и говорит с двумя великими пророками, с Моисеем и Илией.
Итак, гора Фавор сделалась, как говорит святой Ефрем[2], образом Церкви. Отец говорил с неба, Сын преобразился, Дух Святой был в виде облака, Новый Завет представлен был тремя апостолами, упавшими ниц и оцепеневшими от света Божества, а два пророка, Моисей и Илия, представлявшие Ветхий Завет, стояли на воздухе и говорили с Ним.
И так Фавор стал образом Церкви Христовой в минуту преображения Спасителя нашего Иисуса Христа.
Вот какая великая тайна открывается на Фаворе, чтобы затем Спасителю пойти в Иерусалим, где Он был предан, пойман, избит, оплеван и распят, а напоследок воскрес из мертвых.
Перевела с румынского Зинаида ПейковаПеревод выполнен по: Ne vorbeşte Părintele Cleopa. Vol. 7. Ed. a 2-a. Editura Mănăstirea Sihăstria, 2001
[1] См.: Мф. 13: 8. [2] См. его Слово на Преображение Господа и Бога Спасителя нашего Иисуса Христа.
http://www.pravoslavie.ru/put/52801.htm