Хранитель всей Вселенной

0
968
Время на чтение 8 минут

Одна из главных святынь христианина - крест. На Кресте свершилось наше спасение, и таинственная глубина этого события ведома Одному Господу. В то же время перед начинающим христианином часто встают вопросы, связанные с местом креста в повседневной жизни. На вопросы читателей отвечает наместник Свято-Троицкого Ионинского монастыря, главный редактор «Отрокa» архимандрит Иона (Черепанов).

Почему именно крест стал символом христианства? Ведь крест - это орудие позорной казни, а христианство - религия светлая, радостная.

 

Бог стал человеком, чтобы человек стал богом. Бог был поруган и унижен, чтобы мы были вознесены. Бог умер на позорном кресте, чтобы мы были избавлены от смерти и прославлены бессмертием. Крест из орудия безобразного убийства стал орудием победы над смертью. Своей крестной смертью, Своим Крестом Христос попрал смерть, упразднил ад, дал нам вечную жизнь. Как после этого нам, дотоле безнадежно обреченным на смерть, не радоваться и не иметь Крест знамением победы над смертью?

Носили ли крест первые христиане? Правда, что вместо креста на шее носили изображение рыбы?

Первые три века христианства - период практически не прекращавшихся гонений, клеветы, притеснений, унижений верных. Естественно, об открытом исповедании себя христианином в большинстве случаев не могло быть и речи. Поэтому первые христиане зачастую использовали для «идентификации» различные символы, например, рыбу (по-греч. Ίχθύς - первые буквы этого слова являются аббревиатурой фразы «Иисус Христос Сын Божий Спаситель»), Доброго Пастыря, агнца. Носить же крест открыто стало возможным только после Миланского эдикта (313 г.), когда христианство стало господствующей религией. Кстати, это событие связано с явлением императору Константину перед решающим сражением креста на небе, после чего он повелел сделать несколько изображений креста и нести их перед войсками. Бой окончился победой. По преданию, один из этих крестов ныне сохраняется в монастыре Ватопед на Святой Горе Афон за престолом соборного храма.

Что означают буквы «I.H.Ц.I.» на Кресте, когда они стали изображаться?

Здесь уместно будет сказать о символике изображения восьмиконечного креста, где основные перекладины образуют, собственно, сам крест. Верхняя маленькая перекладина символизирует табличку, на которой была написана вина Спасителя: и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский (Мф.27, 37). Нижняя перекладина символизирует подножие, где стояли прибитые ноги Спасителя. Восьмиконечный крест часто изображается утвержденным на Голгофе, в недрах которой изображен череп Адама, по преданию, погребенного на Голгофе. Кровь Спасителя, пролитая на месте погребения первого человека, омыла его первородный грех.

Рядом с крестом могут быть изображены копие, которым сотник пробил ребро Спасителя, и трость с губкой, с которой Спасителя напоили уксусом (Мф. 27, 48; Мк. 15, 36; Лк. 23, 36; Ин. 19, 29).

Крест императора Константина. Монастырь Ватопед, Афон.Теперь о написаниях. В Евангелии от Иоанна говорится: Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей. Царь Иудейский... и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Со временем надписи на крестах приобрели нынешнее многообразие, надпись на доске или титле сократилась до начальных букв и соответствовала по-гречески «I.N.B.I.», по-римски «I.N.R.I.», по-славянски - «I.Н.Ц.I.», «IСХС Ніка» - Иисус Христос Победитель (смерти и диавола). Црь Слвы - Царь Славы. КТ - копие и трость. МЛРБ - место лобное рай бысть. ГГ - гора Голгофа. ГА - глава Адама.

Можно ли снимать нательный крест в некоторых бытовых ситуациях (в бане, например, или чтобы не потерять при купании)?

А зачем? Если из практических соображений, то, когда металлический крест в бане раскаляется, его обычно кладут на плечо, и он, приобретая температуру тела, не обжигает. Мытью в душе крест тоже никак не может помешать. Но самое главное: крест - не украшение, это - исповедание нашей православной веры, это, как поет Церковь, «хранитель всей вселенной», тем более каждого носящего его на себе. Без крайней нужды (операция на горле, например) снимать его не стоит. А если боишься потерять крест - сделай цепочку короче.

Можно ли делать татуировки в виде креста? Тогда крест всегда будет «на теле».

Татуировка является в большинстве случаев средством эпатажа окружающих. Изображения на теле делаются «на публику». Каждому любопытствующему придется объяснять смысл своего поступка. Если хочешь, чтобы крест всегда был «на теле», носи крепкий крест на крепкой веревочке.

Но, как в любом правиле, существуют исключения. Христиане-копты, живущие в Египте, имеют традицию делать татуировку с изображением креста на запястье. Учитывая то, что они сравнительно малочисленны и живут в мусульманском окружении, это является действительно исповеданием веры, а никак не позерством.

Как должен выглядеть православный крест, отличается ли он от католического?

Православие по сравнению с католицизмом - религия более аскетичная и мистичная, у католиков же очень много внимания уделено плотскому, чувственности и душевности. Это ярко сказывается на ставрографии, в частности, на манере изображения распятого Спасителя. Если в христианском искусстве до отпадения Рима и в Православии Спаситель изображен на Кресте одухотворенно, как Царь Славы, не теряя Своего Божественного достоинства, то на западных изображениях Его пишут натуралистично - поруганным; по словам одного средневекового автора, Христос в западном искусстве «яко немчин брюхат и толст учинен». Для лиц, не являющихся специалистами в иконографии, основным критерием отличия католического изображения Распятия от православного является поздняя (с XII-XIII вв.) западная традиция изображения ног Спасителя, пробитых не двумя, а одним гвоздем.

На куполах православных храмов встречается крест, расположенный над полумесяцем. Что это означает - превосходство христианства над исламом?

Данное предположение неоднократно опровергалось во многих изданиях и многими авторами. Ошибочно оно хотя бы потому, что ислам и его последователи стали вступать в конфликты с христианами значительно позже, чем появились ранние изображения подобного креста. Крест с расположенным внизу полумесяцем является изображением якоря как символа надежды.

Имеет ли какое-то особое значение тот крестик, с которым нас крестили?

Крестильный крест ценен и дорог нам потому, что с ним обычно связаны какие-то теплые воспоминания, касающиеся Таинства крещения. Это или радость познания Христа в сознательном возрасте, или осколочек воспоминания о тех, кто принес нас креститься в младенчестве. Придавать же крестильному крестику некое особое мистическое значение - неправильно.

Видя крест на куполе, многие христиане осеняют себя крестным знамением. А если храм не православный, нужно ли креститься?

«Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему». Мы, видя крест на куполе храма, осеняем себя крестным знамением и совершаем поклонение в первую очередь дому Божию, увенчанному крестом. Человек, мыслящий православно, знает, что в неправославных храмах Бог не пребывает, и потому креститься в их сторону столь же логично, как в сторону станции метрополитена или других гражданских сооружений.

Что нужно знать о силе крестного знамения? Для чего мы его совершаем? Имеет ли значение правильное сложение пальцев? Важно ли совершать крестное знамение с особым благоговением, ведь зачастую мы крестимся чисто механически?

Здесь уместно привести слова свт. Иоанна Златоуста: «Никто не стыдись достопоклоняемых знаков нашего спасения, коими мы живем... Но, как венец, будем носить крест Христов, ибо чрез него совершается все, что для нас нужно: нужно ли родиться - предлагается нам крест; хотим ли напитаться таинственною сею пищею, нужно ли принять рукоположение или другое что сделать - везде предстоит нам сей знак победы. Потому-то мы со всяким тщанием начертываем его и на домах, и на стенах, и на дверях, и на челе, и на сердце. Ибо крест есть знамение нашего спасения, общей свободы и милосердия нашего Владыки, Который, как овца, веден был на заклание (Ис. 53, 7). Когда знаменуешься крестом, пусть на челе твоем выражается живое упование, а душа твоя делается свободною. Когда при нас крест, тогда демоны уже не страшны и не опасны, смерть уже не смерть, а сон. Крестом все враждебное нам низложено и попрано».

Не является ли профанацией, когда некрещеный человек, не принадлежащий к Православной Церкви, совершает крестное знамение?

Можно провести параллель со словами Евангелия Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня (Мк. 9, 39). Если человек считает нужным осенять себя крестным знамением, значит, в душе у него происходят процессы, способные в конечном итоге привести его к познанию Истины.

Иногда в качестве аргумента убеждения в споре звучат слова «вот те крест!» Допустимо ли это?

Если слова «вот те крест!» произносятся как присказка, наподобие словосочетаний «Ах, Боже мой» и «Ой, Господи» - то к этому можно отнести заповедь «не поминай имя Божие всуе». Но если заглянуть в прошлое, то увидим, что наши благочестивые предки зачастую осеняли себя крестным знамением в знак подтверждения истинности своих слов. Из их уст эти слова исходили с благоговением и трепетом.

На бутылках кагора, на этикетках, листовках и открытках встречаются изображения креста. Очевидно, что вскоре все эти артефакты попадут на мусорную свалку. Как должен поступить христианин с подобными вещами?

Существует традиция, согласно которой священные изображения, пришедшие в негодность (к ним изначально относятся подобные этикетки), сжигаются.

А если крест ты увидел, скажем, на подошве новоприобретенного модного ботинка? Расценивать ли ношение такой обуви как попрание святыни?

Процитирую Правило Шестого Вселенского Собора, которое гласит: «Поcкольку Животворящий Крест явил нам спасение, то подобает нам всякое тщание употреблять, да будет воздаваема честь тому, чрез что мы спасены от древнего грехопадения.

Посему и мыслью, и словом, и чувством поклонение ему принося, повелеваем: изображения Креста, начертываемые некоторыми на земли, совсем изглаждать, дабы знамение победы нашей не было оскорбляемо попиранием ходящих. И так отныне начертывающих на земле изображение Креста повелеваем отлучать».

Носящий ботинки с крестами, во-первых, сам попирает крест, во-вторых, множит изображения крестов в грязи, под ногами прохожих. Поэтому лучше воздержаться от покупки обуви производителей, которые дерзают предавать крест попранию. Если уже такая обувь имеется, то нетрудно срезать одну из перекладин креста, чтобы получилась буква «т».

Если соединить вместе все имеющиеся в православном мире частицы Креста Господня, получится несколько крестов. Насколько важна для нас подлинность святыни? Нужно ли вообще об этом задумываться?

Несомненно, существуют подделки Креста, которые получили распространение на Западе в средние века, когда дело доходило до прямой торговли святынями. В наше маловерное время практически невозможно проверять подлинность святыни чудесным образом, как встарь, когда от прикладывания ко Кресту Господню воскресали мертвые и исцелялись больные. Узнать о подлинности святыни мы можем только зная историческое происхождение каждой отдельной частицы Креста. Но даже если частица неподлинна, Господь, видя нашу веру и упование, Своей благодатью воздаст нам все недостающее.

http://otrok-ua.ru/sections/art/show/khranitel_vsei_vselennoi.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архиепископ Обуховский Иона (Черепанов)
На этом пути не будет легко
Собеседник «Отрока» - Блаженнейший Митрополит Онуфрий
03.02.2018
«Смирение - то, к чему должен стремиться каждый архиерей»
Беседа с епископом Обуховским Ионой
17.10.2014
Все статьи Архиепископ Обуховский Иона (Черепанов)
Последние комментарии
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 08:21
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Андрей Садовский
23.11.2024 02:15
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
23.11.2024 01:05
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
22.11.2024 23:46
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00