Знаете ли вы, где в Москве находится летний Кремль? Первый раз слышите? В своем неведении вы не одиноки. А ведь в допетровской Руси, до переноса столицы в Санкт-Петербург, в Москве было два Кремля. Да. В том, что на Красной площади, царь жил зимой. А летом со всем двором и домочадцами переезжал туда, где река, свежий воздух, сады яблоневые да луга заливные. В Коломенское. Ныне одноименная станция метро. Лето же на Руси длилось не три месяца, как сейчас, а с праздника Пасхи до праздника Покрова. Вот и считайте сами - аккурат полгода выходило. И так приглянулось нашим царям село Коломенское, что в XVII веке, при втором из династии Романовых - Алексее Михайловиче Тишайшем, из просто летней царской дачи становится Коломенское официальной царской резиденцией - летним Кремлем.
Дж.Кваренги. Панорама сел Коломенское и Дьяково. 1795 г. |
Так было. А теперь о том, как стало.
Когда во время экскурсии по Государеву двору подводишь иностранных туристов к церкви Вознесения Господня, построенной в честь рождения первого русского царя (еще из рода Рюриковичей) - Ивана Грозного, они очень удивляются не только ее уникальной архитектуре, но и самому факту ее существования. Почему же в советское время ее не разрушили? Ведь это прямой след начала самодержавия на Руси! Люблю, когда иностранцы задают этот вопрос. И удивляюсь, почему наши никогда не спрашивают. Запомните это имя - Петр Дмитриевич Барановский. Именно по его инициативе в 1923 году в Коломенском был создан один из первых советских музеев. Мало ли в Москве красивых заповедных мест? Но, видимо, Барановский понимал, что если музей будет здесь, то не тронут. Ни церковь Вознесения Господня (1532), ни до сих пор действующую Казанскую (1651), ни Георгиевскую колокольню (1530-е гг.), ни Спасские ворота, ни Передние, ни сады яблоневые. Так летний Кремль стал советским музеем. Во спасение. А экскурсоводы, уже в наши дни, встречают туристов на Государевом дворе в костюмах боярынь XVII века.
- Кто такой Иван Грозный? - спрашиваю у школьников, приехавших в Коломенское на масленицу.
- Поэт! - отвечают дети весело и дружно. А родители и учителя смущенно улыбаются. Неловко им за деток. Не за чужих. За своих.
- А почему на церкви Вознесения под крестом полумесяц? Это что, означает победу христианства над исламом? - частенько интересуются особенно неравнодушные.
Храм Вознесения Господня. Фото: Патриархия.Ru |
Слушают. Думают. Молчат.
И никого не оставляет равнодушным тот факт, что у царя Алексея Михайловича было 16 детей.
- От одной женщины? - в ужасе как-то воскликнул 12-летний чеченский мальчик. Детей из г. Грозного привозили в Москву на каникулы.
Что ответить ребенку, воспитанному по закону гор?
- На Руси никогда не было многоженства, - говорю и вижу, как легкая грусть пробежала по глазам чеченских женщин, сопровождавших в поездке в Москву этих детей, и уточняю: - 13 родила первая жена, а уже после ее смерти и положенного года вдовства царь женился во второй раз.
Люблю рассказывать про Державную. Но не всем, а кому это интересно. Музей-то светский, все должно быть политкорректно и ненавязчиво.
Чудотворная икона Божией Матери «Державная» |
Видели бы вы их глаза - глаза тех, кому я говорю все это и кто меня слушает. Ради этих глаз стоит жить.
На гульбище церкви Вознесения показываю Царское место - трон, предназначенный не для царя земного, а для Царя Небесного - Иисуса Христа. Уже тогда, в XVI веке, наши предки ожидали Его второе пришествие, готовились к нему. И ожидали это второе пришествие не в Палестине, а на Руси, в Коломенском, и даже трон для Него приготовили, на который Он воссядет и будет вершить Свой праведный суд.
- «Москва - третий Рим, четвертому не бывать?» - с еле уловимым акцентом самостоятельно делает вывод учитель русского языка из американского Балтимора.
И в умилительном восторге я забываю про вечно гудящие ноги и ломающиеся связки (ноги и голосовые связки - профессиональные заболевания экскурсоводов). Все не зря! Все для чего-то! И веду своих туристов дальше, к 600-летнему дубу, который помнит не только всех русских царей, но и великих князей Московских и у которого можно загадать желание. А потом в Домик Петра I (1702), который Барановский перевез из-под Архангельска еще в 1930-е годы. И рассказываю, как добраться до «восьмого чуда света» - восстановленного дворца царя Алексея Михайловича Романова, в котором 26 теремов, 270 комнат и 3000 окон.
Георгиевская церковь, 1685 год |
Выписка из списка памятников архитектуры местного значения. Под № 300 значится: «Георгиевская церковь, 1685 год, деревянная, бесхозная, неиспользуемая. Общее состояние - неудовлетворительное». Это значит, что перекрытия частично обрушились, кровля протекает, железо проржавело, общая осадка и гниль. В 2003 году ее случайно обнаружили прямо среди леса. Стояла она там одна одинешенька, а вокруг на 40 км - ни души. Несколько лет изучали, что можно сделать, чтобы ее спасти. Ведь одно бревно тронешь - вся стена рухнет. Это же не то что строить на пустом месте из новых материалов. Реставрация - это наука и искусство. В итоге все получилось. Разобрали, перевезли, установили. Иконостас не сохранился, поэтому алтарная часть без перекрытия. Когда я зашла и увидела деревянный алтарь, стены, которые помнят молитвы XVII века (а дерево - это материал, который имеет память), меня не покидало ощущение тайны. Тайны перед соделанным реставраторами и соделанным Промыслом Божиим. Все не просто так. Все для чего-то.
Еще в 2005 году музей направлял письмо на имя Святейшего Патриарха Алексия II с просьбой о благословении на перенос разрушающейся церкви из архангельского леса в музей «Коломенское», понимая, что непросто деревяшки будут перевозить, а дом Божий, хоть и «бесхозный». На фотовыставке, устроенной в ее подклете, есть копия резолюции Его Святейшества:
«11.04.2005 г. - Перенос на территорию ГМЗ "Коломенское" памятника храмового зодчества - Георгиевской церкви из Архангельской области - в целях сохранения, с последующим использованием в научно-просветительских и экспозиционно-выставочных целях - благословляется».
И снова ощущение тайны. Все не просто так. Все для чего-то. Особенно в свете развернутой кампании по возвращению музейных ценностей Церкви. Оказывается, все можно делать просто и понятно, по любви и согласию.
Воссозданный дворец царя Алексия Михайловича. Фото: mir_na_karte.livejournal.com |
И если, прочитав все это, вам непременно захочется самим прикоснуться к тайнам Коломенского, то приезжайте туда в будни. По выходным наш летний Кремль напоминает тот, что на Красной площади. Толпы народа, все что-то жуют, пиво пьют, милых доиашних собачек выгуливают, еще и загорают в одних трусах прямо на площади перед церковью Вознесения. И никто замечания им не сделает: музей-то светский. А у самих понимания, где они находятся, не хватает.
В прежние времена устраивали в Коломенском медовые ярмарки, и для летнего Кремля это было органично. Сейчас медовые ярмарки исчезли и на смену им пришли: Ысыах - якутский национальный праздник встречи лета; общегородской татаро-башкирский праздник Сабантуй и даже «Red Bull Crashed Ice 2011» - третий этап чемпионата мира по скоростному спуску на коньках. Воробьевы горы их почему-то не прельстили.
Как много в Москве парков культуры и отдыха, больших и разных. Но по-прежнему тянет малые народы (и, как выяснилось, не только их) в Коломенское. Как в былые времена шатры вокруг Государева двора разобьют, танцы свои танцуют, песни свои поют. Иногда так громко, что и колокольный звон воскресной литургии в Казанской перекрывают.
Кому интересен праздник в каком-нибудь ЦПКиО имени «кой-кого»? Государев двор в Коломенском - совсем другое дело. Можно будет потом с гордостью сказать: мол, не где-нибудь, а в летнем Кремле гуляли! Все-то к русским царям поближе.
Все не просто так. Все для чего-то.
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/47597.htm