В рамках XVI Международного фестиваля «Радонеж», 5 декабря в Доме
кино состоялась одна незапланированная ранее встреча, на которой были
рассмотрены проблемы, жизненно важные для всего православного медиа -
сообщества. Эту встречу возглавил президент Фестиваля Евгений Никифоров,
прошла она в Доме кино, и участников было не так уж много - не более
десятка. У присутствующих завязался живой разговор на вечно актуальную
тему: как выжить в условиях кризиса? (Наше православное кино и
телевидение, похоже, из него не выйдет никогда!) Один из возможных
путей, который был предложен гостями из Самары - закупка «на корню»
телестудий епархиями и крупными монастырями с переориентированием их
деятельности на цели православного просвещения и миссионерства. Как
пример были приведены Свято-Елизаветинская студия в Минске, телестудия в
МДА (г.Сергиев Посад), и несколько других. Это безусловно перспективный
путь развития. Такие студии становятся производящими компаниями. Они
приглашают профессионалов и те делают отличное профессиональное кино.
Таким образом мы уходим от приходской самодеятельности, которой сколько
не повышай квалификацию она ею же и останется. Если идти по этому пути -
решаются и многие другие проблемы. В частности, связанные с авторскими
правами. Согласно существующим правилам, автору, не обладающему этим
правом, хотя бы и снявшему самый лучший и нужный фильм, распространять
его запрещено. А крупным телекомпаниям-правообладателям даже на
коммерческой основе это малоинтересно, потому что мелочь.
На Западе
ширится движение за свободу получения информации, создаются и успешно
существуют так называемые «пиратские партии». Некоторые из них даже уже
заседают в национальных парламентах. «Я первый вступлю в такую партию,-
заявил Евгений Никифоров,- Наше дело миссия. Даром получили - даром
отдайте. Выбили грант на съемки и забудьте о мелочных продажах». Но пока
пиратство, хоть и православное незаконно. Вставлять хорошие фильмы в
сетку вещания ТВ-каналы не заинтересованы, так как связаны коммерческим
характером деятельности. Тут вступают в дело рейтинги, доли и пр. утехи
рекламодателей. На скромные гранты из Федеральных агентств можно
распространить всего 3-4 фильма тиражом до 2-3 тыс. экземпляров для
некоммерческого социального распространения (школы, детские дома, и
т.д.). Тем не менее, как отметил Евгений Никифоров, у «Радонежа» есть
хотя бы возможности размещать православные фильмы на своем сайте. «У нас
нет коммерческой заинтересованности, - подчеркнул он,- наша
деятельность ясна и прозрачна. А что пираты тиражируют - слава Богу!».
Да и мировая тенденция в пользу зрителя. Сейчас все можно скачать через
Интернет, поэтому ситуация для коммерческого распространения
неблагоприятная. Умирают даже музыкальные магазины.
Есть огромная
потребность в хороших, качественных сценариях, которая пока не
удовлетворяется. 80-90% текстов, которые приходят в адрес фестиваля
являются графоманством.
Светские телеканалы требуют яркости и
остроты сюжета. По отношению же к православным фильмам и телепрограммам
есть стойкое предубеждение - они безконфликтны, там сплошной
«мармелад». И честно сказать, часто это правда. «Но в православии
остроты как раз хватает,- заявил Никифоров,- вспомните, как Христос
сказал: «Не мир принес Я вам, но меч». И на нашем фестивале таких
пронзительных, не боящихся прямо говорить правду и показывать тяжелые
конфликты фильмов много.»
В то же время, как отмечалось на
пресс-конференции, есть тенденция у руководства каналов как раз такое
пламенеющее православие и не пускать. «Давайте что-то обтекаемое,
духовность вообще, без лишнего акцентирования православия, а то
мусульмане с иудеями обидятся». Но кто им делегировал представлять
интересы мусульман с иудеями? Настоящих верующих людей ни крест, ни
полумесяц, ни шестиконечная звезда ни каким образом не оскорбляют. Эта
идея, что религиозная символика способна кого-то оскорбить, выдумана
агрессивным секуляризмом, которому действительно до тошноты противны
любые проявления религиозности. Поэтому не надо покупаться на эту
злонамеренную риторику. В целом условия, в которых растет и входит в
силу православное телевидение, тепличными назвать трудно...
Когда-то у
Ханжонкова был «отдел разумного кино», с консультантами-профессорами.
Затраты покрывались за счет фильмов с участием Веры Холодной и других
«звезд» того времени. В рамках кинопроизводства была заложена и успешно
существовала заведомо бездоходная, просветительная структура. Не пора ли
вернуться к хорошо забытому старому? Даже в нынешних, суровых условиях
рынка?