На богослужении иногда читают псалом 108, в котором
псалмопевец призывает проклятия на своих врагов: «Скитаясь, да
переселятся сыновья его и нищенствуют, да будут изгнаны из развалин
своих...» Меня очень смущает этот псалом, разделить ненависть автора я
никак не могу, его проклятия меня ужасают. Что делать, если внутренне не
соглашаешься с молитвой? Дмитрий
Отвечает протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ, настоятель Успенского храма
города Красногорска Московской области, благочинный церквей
Красногорского округа Московской епархии:
-
Уважаемый Дмитрий! Могу только поделиться личным опытом. Если какой-то
текст Священного Писания неприемлем для меня как моя молитва, я читаю
его просто как Слово Божие, смысл которого иногда понятен мне, а иногда
не понятен. Но если что-то мне не понятно, я не вижу в этом причины для
смущения - мой ум, да и вообще человеческий ум, ограничен, и не все нам
открыто в Священном Писании. Святитель Игнатий Брянчанинов писал, что на
Псалтыри лежит покров некоторой неясности и что не случайно Бог
возложил этот покров.
Вызвавший ваше смущение отрывок из 108-го псалма Давидова мне тоже
приходилось не раз читать. Читая, я не молился этими словами о наказании
своих или чьих бы то ни было врагов, а воспринимал их как пророчество -
предупреждение Божие грешнику, какие кары постигнут его вследствие
греха.
В книге Исход Бог сам говорит о себе: «...Господь, Господь, Бог
человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и
истинный, сохраняющий милость в тысячи [родов], прощающий вину и
преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину
отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх. 34:
6-7).
Это проречение остается в силе и в наше время, хотя и не всегда мы это
ясно видим. Но ни благословение (в тысячи родов!), ни проклятие за грех
предков до четвертого рода не связывают свободы человека. И тот, кто
терпит наказание за грех родителей (скажем, человек, родившийся со
СПИДом от матери-наркоманки), не лишен способности верить в Бога,
благодарить Его и со смирением нести свой тяжкий жизненный крест. А это
уже привлекает милость и благодать Божию, и проклятие может обернуться
благословением.
И наоборот: носитель великого родового благословения, если не оправдает
его своей верностью Богу, своим личным усилием жить по воле Божией,
будет ответствен за то, что пренебрег Божиим благословением.
Я думаю, нам никогда не следует смущаться никакими словами Священного
Писания, надо относиться к ним с детской доверчивостью. В Священном
Писании нет никакого зла и неправды, а если истинного смысла каких-то
слов Библии я не могу постигнуть, Господь не спросит с меня за это, не
отнимет Своего благословения и не накажет моих потомков до четвертого
рода.
Текст: Леонид ВИНОГРАДОВ
http://www.nsad.ru/index.php?issue=9999§ion=10000&article=1636&print=1