Поиски нового языка и экспертиза эскизных проектов

Мысли после конкурса

0
446
Время на чтение 4 минуты
От редакции: 16 декабря вечером вынесено экспертное заключение жюри конкурса «Современное архитектурное решение образа православного храма». Мы предлагаем вниманию читателей размышления члена Экспертного совета конкурса протоиерея Константина Островского.

На прошедшем в конце 2013 года, организованном Союзом архитекторов России конкурсе «Современное архитектурное решение образа православного храма» было рассмотрено более ста эскизных проектов строительства церквей, и конкурс выявил очень широкий спектр подходов к церковной архитектуре. На одном краю этого спектра можно было видеть, например, проект часовни в виде нескольких сгруппированных на плоскости стаканов, на другом – проекты более привычные для взгляда церковного человека.

Не скрою, что самому мне по душе традиционный облик православного храма, а старание многих архитекторов обязательно придумать что-то новенькое представляется неуместным при проектировании церкви Божией. Не потому, что новое плохо само по себе, а потому что искать нужно не новое, а истинное. Но об этом уже было много говорено.

С другой стороны, творческие поиски как таковые это неплохо. И если они бывают не вполне удачными, что ж… поисков без ошибок не бывает. На мой взгляд, если кто-то из архитекторов сочинил какой-то причудливый проект, это само по себе не беда. В художественном творчестве предполагается свобода. Кстати, следует отличать божественную свободу в заповедях Христовых от греховного своеволия, но это дело совести самого человека, в данном случае архитектора.

Однако, поскольку речь идёт о создании несамостоятельных художественных произведений, которыми являются, скажем, живописные картины, а о строительстве действующих церквей, то, говоря и размышляя об эскизных проектах храмов, следует различать, по крайней мере, две больших темы. Первая – это эскизный проект как некое произведение искусства. Вторая – приемлемость конкретного эскизного проекта для возведения по нему храма Божьего.

МодернизмРабота архитектора может быть очень талантливой, яркой, захватывающе интересной; может содержать в себе очень перспективные идеи. Но при этом проект может оказаться неприемлемым с церковной точки зрения.

И наоборот, автор может предложить добротную копию не раз использованного проекта, умело вписав её в конкретную архитектурную ситуацию. Для профессионала такой проект может быть малоценным и неинтересным из-за своей вторичности, но для строительства конкретного храма в конкретных условиях он будет вполне подходящим.

В этом смысле, прошедший конкурс «Современное архитектурное решение образа православного храма», на мой взгляд, удался и имеет большое значение с архитектурно-художественной точки зрения в качестве смотра, так сказать, молодых (и не только) талантов.

Но с точки зрение церковных задач, значение прошедшего конкурса невелико. Для тех, кто будет служить и молиться в храме, почти не важно, есть ли в его архитектуре какая-то новинка, или нет, хотя бы по той причине, что храм строится не для выставки или конкурса, а для постоянного богослужения и, как всем верующим хотелось бы, на многие годы. А за многие годы любая новость перестаёт быть новостью, и любая пикантность приедается. Не перестаёт и не приедается только истинное и вечное.

Поэтому заботой Церкви в отношении облика проектируемых храмов является то, чтобы они являли собой образ Царства Небесного, насколько это, вообще, возможно на грешной земле во временном мире. Достижение абсолютной гармонии здесь недостижимо, но кое-что Бог нам открыл, и какие-то стили храмовой архитектуры Церковь уже усвоила. Открыта Церковь и к новому, но принимать это новое она должна сама и не может передоверить принятие решений в области облика православных храмов просто специалистам, хотя бы и верующим.

Идеально, когда правящий архиерей имеет рядом с собой заслуживающих доверия профессионалов, мнения которых он учитывает, но по данной ему архипастырской благодати сам принимает решения. Так обстоит дело, например, в епархии города Москвы, где при Епархиальном совете действует Искусствоведческая комиссия. Аналогично, в Московской областной епархии есть Консультативно-экспертный совет, действующий при Епархиальном отделе по реставрации и строительству. Имеется Архитектурно-искусствоведческая комиссия в Донской митрополии. Епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий сам – профессиональный архитектор и художник, иконописец.

Но в Русской Православной Церкви на территории только России имеется более полутора сот епархий, среди которых немало новообразованных. Как обстоят дела «в глубинке»? Где-то, может быть, и очень хорошо, но, думаю, не везде. Во всяком случае, в Отдел по реставрации и строительству Московской областной епархии, который я возглавляю, неоднократно обращались за советом клирики из других областей, и из разговоров с ними выяснялось, что в их епархиях за консультацией по вопросам проектирования и строительства храмов обратиться не к кому.

Насколько я знаю, от группы ведущих церковных архитекторов в адрес священноначалия поступало предложение создания некоего центрального церковного органа, отвечающего за качество храмовой архитектуры и церковного искусства. На мой взгляд, к этой идее – в общем, правильной – следует относиться с большой осторожностью.

Первая опасность – заорганизованность. Экспертиза проектов может растягиваться на месяцы и даже годы; по незначительным причинам проекты могут отправляться на доработку. Вторая опасность – нечестность. К сотрудникам предполагаемого экспертного органа могут попытаться протоптать дорожку ходоки отзанимающихся проектированием и продвижением проектов организаций с тем, чтобы ускорить рассмотрение именно своих предложений и повлиять на решения экспертного органа.

Если этих опасностей не удастся избежать, то плодом деятельности новой структуры окажется не столько чаемое благолепие возводимых храмов Божиих, сколько затяжка или даже срыв их строительства, раздражение в связи с этим против высшего священноначалия, клевета на Церковь, а в ряде случаев и просто игнорирование центрального экспертного органа, что вполне возможно из-за огромного числа епархий и строящихся там храмов. Вместо пользы может получиться вред.

Избежать указанных опасностей, я думаю, можно, но конкретное обсуждение этого вопроса – отдельная большая тема.

Протоиерей Константин Островский, председатель Епархиального отдела по реставрации и строительству (Московская областная епархия), член Экспертного совета открытого профессионального конкурса «Современное архитектурное решение образа православного храма»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Поиски нового языка и экспертиза эскизных проектов

Мне кажется, что экспериментаторство в области церковной архитектуры – вещь совершенно ненужная и к тому же небезопасная, отвлекающая от главного - молитвы. Как и при создании иконы, где художник лишь отдаёт себя, свои руки во власть Духа Божьего, а Тот всецело творит, так же и с архитектурой храма. Классические формы его, в привычном нам облике, созданы Свыше, испытаны и проверены веками. Так зачем модернизировать то, что нам даровано через подвижников, очищавших себя долгим молитвенным подвигом и постом? Особенно в наше трудное, бесплодное, апостасийное время, где форма господствует над духом. Частенько в старину храмом становились просто скальные пещеры, безформенные подземелья, построенные стихиями. Разве это делало их менее ценными для верующих? Приведенное фото пугает. Я бы назвал его «техногенная интрузия в живое или сон униата». Простите за высказанное мнение.
рБ Борис / 17.12.2013, 20:04
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Константин Островский
Все статьи Протоиерей Константин Островский
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
15.11.2024 20:53
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.11.2024 20:51
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 20:24
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
15.11.2024 19:58
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 19:37
Россия выдержала удар Запада
Новый комментарий от Кожухевич
15.11.2024 19:09
«Столыпин» без Столыпина
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 18:45