Уроки гор. Бахчисарайский Свято-Успенский монастырь

0
170
Время на чтение 9 минут
1.

Когда в 1475 году Османская империя покорила в Крыму генуэзские колонии, владевшие причерноморской торговлей, и княжество Феодоро, последнюю твердыню Византийской империи, христианское население полуострова оказалось как бы между молотом и наковальней, принужденным жить среди двух мусульманских народов - турок и татар. Крымские греки (и готы, конечно, и аланы), дети Византии - тысячелетней православной империи, были обречены претерпевать многие притеснения не лишь в своей политической и экономической жизни, но и, главное, в религиозной. В частности, им запрещалось на своих храмах ставить кресты.

Заметим, это положение и доныне сохраняется в Турции. А кому-то мечтается возобновить это правило и в Крыму.

Вид из ущелья

Определённая часть греков была готова ассимилироваться, забыть язык, обычаи и веру предков, раствориться в мусульманстве; такие бывали довольны, когда их сыновей забирали в янычары, обеспечивая «будущее» - возможность сделать карьеру в Стамбуле. Но другая часть выказывала удивительную стойкость в стоянии за веру. Этой силы им хватило на три сотни лет мусульманского ига.

Помимо того, что греки обязаны были платить налог деньгами, был налог и сыновьями (налог кровью - девширме). Греки уходили в горы. Жили в пещерах, строили и возобновляли в горах храмы и монастыри, воспитывали детей в истине, передавали им предания, хранили свой великий язык. Власти вели за ними охоту. Выслеживали. Разоряли.

Бывали времена, когда из христианских поселений пятую часть мальчиков забирали в Турцию раз в пять лет. Родители, как могли, всеми способами укрывали детей (женатых в янычары не брали, поэтому известны случаи ранних браков). В непокорных селениях отбор, по преданию, осуществлялся самым чудовищным образом. Мальчика на глазах родителей ставили рядом с колесом арбы и ударяли саблей над ободом. Если выше колеса - оставался лежать с разрубленной головой. Если малыш - увозили в Стамбул, там его обращали в ислам, воспитывали в турецкой семье; лучшие становились янычарами - оплотом власти султана.

Осознавая своё катастрофическое положение, народ нашёл адекватный образ для понимания сути своего врага - образ змия, змия, пожирающего людей и скот. Турецкий отряд, растянувшийся по ущелью, ведущему в горное селение, несомненно, был подобен чудовищу. Самая страшная сказка - милостивей кровавой реальности. Змий - враг рода человеческого.

На что им было надеяться?.. Откуда могло прийти спасение?

Когда, казалось, уже и надеяться совсем не на что, Богородица, как это бывало во все времена, явила Своим верным Свою святую помощь.

Вход на среднюю террасу Свято-Успенского монастыря

Однажды некий пастух по имени Михаил пас на склоне ущелья за Бахчисараем скот и был поражён, увидев высоко на скале икону Пресвятой Богородицы и горящую свечу. Поразило и обрадовало это и тех людей, которых он привёл и показал такое чудо.

В своей «Скифской истории» Андрей Иванович Лызлов (ок. 1655-1697) записал (хочется оставить текст без перевода на современную лексику, не убояться труда чтения, как бы взглянуть через дивный кристалл на нашу историю): «Есть еще тамо в оных каменных горах близко Бакшисарая чудесный образ Пресвятыя Девы Богородицы. О его же явлении сице поведают. Бысть некогда во оных каменных горах змий великий, людей и скоты пожирающий, и того ради людие от места того отбежавши пусто оставиша. Но яко тамо во оно время жили еще греки и генуенсы - молишася Пресвятей Богородице, дабы их от змия свободила. И тако единаго времяни в нощи узреша в горе той свещу горящу, идеже не могуще крутыя ради и острыя горы взыти; вытесавше степени ис камени и приидоша тамо, идеже свеща горяше. И обретоша образ Пресвятыя Богородицы и свещу пред ним горящу. Тамо же блиско того образа и змия онаго обретоша разседшася. И тако радосни будущи воздаша велие благодарение Богоматери, избавшей их от таковаго зла змиа онаго, его же изсекши в части сожгоша огнем. И от того времяни жителие тамошнии часто начаша ходити тамо и молитися Пресвятей Богородице...»

2.

Внутри скалы, на которой обретена была дивная икона, вырубили церковь и освятили её в честь Успения Пресвятой Богородицы: икона была явлена людям в Праздник Успения - 15 (28) августа. Перед тем местом на скале, где была явлена икона, вырубили балкон. Вскоре на склоне был устроен Успенский монастырь. В конце XV века он становится резиденцией митрополита.

Место явления чудотворной иконы

На противоположной стороне ущелья греческая деревня стала называться по имени Царицы Небесной - Мариамполь, Город Марии. Татары называли ущелье - Марьям-дере, «ущелье Марии». Примечательно, что и Крымский хан, перенесший столицу в Бахчисарай и устроивший свой дворец несколько ниже православного монастыря, почитал чудотворную икону. Андрей Лызлов, между прочим, сообщает: «Некогда же и хан крымской имянем Ачи-Гирей, воюющи притиво супостат своих, просил помощи от Пресвятыя Богородицы, обещающися знаменитое приношение и честь образу Ея воздати...»

Известный (но недооценённый) русский историк и археолог Николай Иванович Репников (1882-1940) в начале XX века в Мариуполе видел икону Одигитрии, вывезенную греками из Успенской Бахчисарайской обители, и подтвердил её древнее происхождение, датировав написание иконы VIII-IX веками.

Архимандрит Дионисий (настоятель Успенского скита в 1864-1868 и 1877-1883 годы) писал о наших средневековых единоверцах: «В чудесном явлении святой иконы христиане получили Божественную помощь, покров самой Богородицы. Они снова шли на брань за исповедание святой веры, с твердою надеждою, что Пресвятая Богородица не оставит их без своей защиты. Храм, иссеченный в скале, где явилась икона, стал особенным местом молитвы для них: здесь они укреплялись духом во время страшных истязаний, в храме они чувствовали себя одною семьею Отца Небесного, защищающего их своим Божественным промыслом».

3.

Русские Государи, во всяком случае со времён Фёдора Иоанновича и Бориса Годунова, посылали в монастырь милостыню, сочувствуя единоверным грекам, помня о неволе собственных предков, переживших татаро-монгольское иго. Этот сочувственный трепет сохранился в русском сердце на века. Жив он и ныне, в эпоху глобалистского ига, но усыплён, хочется верить, до срока.

Открытка до 1917 года

Проблема Крыма для России - во все времена - проблема безопасности. Нескончаемые набеги крымских татар опустошали русские пространства; десятки и десятки тысяч русских угонялись в рабство. Работорговля являлась важной статьей экономики Ханства. Пленников продавали в Турцию, на Средний Восток и, случалось, в европейские страны. Подсчитано, что на крымских рынках за два века было продано более трех миллионов христиан - выходцев из Малой и Великой Руси, а так же Польши.

После ликвидации Иваном Грозным агрессивных соседних ханств - Казанского и Астраханского, перед Россией встала задача решить и Крымскую проблему. Но и у Крымского ханства, соответственно, стратегической задачей было усмирить Москву, возобновить независимость Казани и Астрахани. В 1571 году хан Девлет-Гирей вторгся на Русь и сжёг Москву, в рабство было угнано 50 тысяч человек; Русь была обложена данью. Зависимость России от Крымского ханства длилась до времён царствования Петра Первого. При этом между Россией и Крымским ханством поддерживались дипломатические связи. Наши послы после завершения дел с ханской администрацией непременно совершали в Успенском монастыре благодарственный молебен.

Впервые русская регулярная армия овладела Крымом в царствование Анны Иоанновны в 1736 году. Бахчисарай был взят 17 июня. Но у армии под командованием генерала Христофора Антоновича Миниха (1683-1767) был недостаток продовольствия и фуража. Крым был оставлен.

Примечательно, что в походе 1736 года отличился 14-летний князь Василий Михайлович Долгоруков, под командованием которого русские войска через 35 лет, в 1771 году, разобьют в Крыму две турецкие армии, что станет серьёзным шагом в деле решения Крымской проблемы.

Впереди были ещё годы и годы русско-турецких войн. Но христиане Крыма именно тогда получили реальную независимость от иноверных.

4.

В последние годы появилось немало спекуляций на тему исхода греков из Крыма в 1778 году. Этот исход теперь даже называют насильственной депортацией. Но вот что «критиками исхода» - прямо-таки в атеистическом духе - почему-то совершенно упускается из вида. Митрополит Готфейский и Кефайский Игнатий (Гозадини, 1715-1786), инициатор исхода, был молитвенник, от юности воспитанный Святым Афоном. Несомненно, исход этот был не личным его делом, но делом, врученным ему в молитвенном труде.

Перед входом в древнюю Успенскую церковь

В Житии святителя Игнатия сказано: «Став пастырем и пройдя все иерархические степени священства, вплоть до епископского сана, он проявил себя как добрый и неленостный пастырь, за что снискал любовь и уважение своих пасомых...» Святителя современники характеризуют как «мужа честного, богобоязненного, доброго нрава, скромного по внешнему поведению и душевному расположению, монаха с юности целомудренного, бдительного...»

Святитель Игнатий,митрополит Мариупольский. Гравюра с автографом святителя

Крымскую кафедру он занял в 1769 года, когда уже шла очередная русско-турецкая война. Христианское население всегда в подобных ситуациях оказывалось заложником турок. В 1771 году, после удачного похода князя Долгорукова, святитель обратился в Святейший Синод Российской Империи, а в 1772 году к самой императрице Екатерине II с просьбой вывести христиан из Крыма вглубь России. И вот по прошествии нескольких лет, после Пасхальной Божественной Литургии, 23 апреля 1778 года в пещерной церкви Свято-Успенского скита митрополит призвал верных начать подготовку к исходу из страны рабства и унижения.

Не может вызывать сомнений, что его духовному взору было открыто то, что ныне и упускается из виду. В этом контексте стоит помнить о турецком геноциде армян 1915 года. Из Крыма в 1778 году вышло около 31 тысячи христиан. Примерно половина армян, половина греков. Расселены греки и армяне были отдельно. Заметим, сейчас в Мариуполе и его окрестностях (Донецкая область) проживает 77,5 тысячи греков, потомков тех, чей выход благословил святой Игнатий Мариупольский.

Русской казне этот исход стоил 230 тысяч (для сравнения: корова стоила 8 рублей). Хану, чтобы тот не чинил препятствий, было выдано 50 тысяч. Исход греков и армян из Крыма обрушил экономику ханства и ускорил присоединение Крыма к России. Присоединение завершилось договором 1792 года. За пять лет до этого императрица Екатерина Великая совершила своё знаменитое путешествие в Крым. В глазах мирового сообщества это был сильный дипломатический ход. Её путь отмечался особыми знаками. Одну из «Екатерининских миль» и сейчас можно видеть в Бахчисарае напротив дворцовых ворот. В 1818 году на ней были высечено на русском и татарском языках: «Благородной памяти Императрица Екатерина II-я изволила быть въ Бакчисараъ въ 1787 году Маія 14».

С тех пор многие члены Царского дома Романовых, посещая Крым, молились в Свято-Успенском скиту.

Император Александр Павлович посетил древнюю обитель в упомянутом 1818 году. Он спросил: где была явлена чудотворная икона? Ему показали место. Государь велел приставить к скале лестницу и подать свечу. Он поднимался, укрывая огонь от ветра. Взгляд вбок - ущелье, разнообразно покатые серые скалы, глубокая лощина, древние пещеры. Император приблизился к образу Пречистой, молился, стоя на перекладине, держась одной рукой за верхнюю перекладину; укрепил свечу под иконой на выступе...

После исхода греков монастырь был возобновлён в 1850 году. В годы Крымской войны здесь располагался госпиталь. На монастырском кладбище могилы воинов той войны.

5.

В 1921 году большевистские власти обвинили монастырское духовенство в заговоре, монастырь закрыли, разграбили. На территории обители устроили трудовую колонию имени одного из своих безбожников. Православные верующие, конечно, не забыли святой обители, приходили молиться, приходили к святому источнику. Ежегодно 28 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы, православные Крыма собирались в разорённой святыне. В 1927 сошлись полторы тысячи паломников. Ворота были закрыты. Верующие попытались сорвать замки; милиция была начеку. Некоторых арестовали, остальных разогнали.

Кто-то, конечно, скажет, что это случайность, что первый как бы предупредительный толчок Большого Крымского землетрясения произошёл в День Всех святых, в земле Российской просиявших, - в воскресенье 26 июля 1927 года. Сокрушительный удар стихии произошёл в ночь с 11 сентября, когда Церковь со скорбью вспоминает Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Землетрясение разрушило монастырские храмы, расположенные на верхнем плато, за исключением древней Успенской церкви.

* * *

Ныне монастырь восстановлен. Благоденствует. Нескончаем поток туристов. Но приметны среди них и паломники - «белые платочки» и «бороды».

Судьба монастыря - как горящая на ветру свеча, рывками высвечивающая спасительные смыслы, соединяющая историю Византии и историю России.

28 августа - праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, праздник надежды на спасение.

Правславне в этот день поют величание:

Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное успение Твое.

http://odnarodyna.com.ua/topics/11/469.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Слепынин
Жители города, но не люди
Два рассказа
20.01.2022
Тайна исповеди
Заявка на сценарий
24.11.2021
Все статьи Олег Слепынин
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 21:54
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 21:18
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:43
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Hyuga
19.04.2024 19:58
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35