Тематика «круглого стола», место и время его проведения вызвали широкий интерес педагогической общественности не только вузов Сибири, но и других регионов нашей страны, прежде всего тех, где сохранилась и развивается подготовка профессиональных социологов, испытывающих сегодня новый прессинг, властвующих элит, актива «дикого бизнеса» и криминала, ? правда народной жизни всегда была и остается как кость в глотке. А сегодня это так еще и потому, что и социология и русская художественная литература с ее стремлением видеть, мыслить судьбу каждого человека в социальном, общественном контексте бытия стали явно недружественным оппонентами активистов радикальных либерально-рыночных реформ, вернувших Россию в социально-историческое время эпохи первоначального капиталистического накопления.
Активность участия педагогической общественности в этом «круглом столе», очевидно, была вызвана и тем, что до его проведения был организован обмен информацией точками зрения авторов в очно-заочной форме с использованием интернета. В результате был собран богатый материал, который сейчас готовится к печати.
Нам же здесь хотелось бы обратить внимание на некоторые идеи и предложения участников «круглого стола», которые носят особое, стратегически важное значение, являются по-настоящему инновационными, хотя иногда оказываются связанными с ...использованием древнерусской литературы в обучении и воспитании социологов современной литературы (идея и опыт д.с.н., профессора, чл-корр. РАО С.И. Григорьева). Мы акцентируем внимание прежде всего на то, что участники «круглого стола» по преимуществу критически оценивают результаты и современное состояние реформирования социологического образования, высшей школы России в целом на основе компетентностного подхода как основы оценки качества вузовского образования, «болонизации» высшей школы нашей страны. При этом уже на стадии вхождения в Болонский процесс, введение в действие ГОС ВПО третьего поколения Россия, ее система высшего образования оказалась в ситуации разрушения, деградации, в том числе вузовское социологическое образование.
Участниками «круглого стола» были приведены аргументы, данные о снижении качества социологического образования, разрушения его основ. Так, например, В.В. Зырянов, заместитель председателя УМС по социологии, социальной антропологии и организации работы с молодежью, заместитель декана социологического факультета МГУ им. М. Ломоносова подтвердил информацию о том, что с 2000 года, когда под давлением либерально-рыночных элит страны социология была исключена из числа обязательных социогуманитарных дисциплин вузов России, объем учебного времени на преподавании социологических дисциплин в наших вузов сохранился уже к 2005 году более, чем на треть, а к сегодняшнему дню - фактически ?. Во многих вузах страны социология социология сейчас вообще не преподается, исключена из учебного процесса. Это сильно напоминает нам известные советские времена, когда социология, когда социология, будучи признанной буржуазной наукой, была запрещена в СССР, точнее заменена на политэкономию и научный коммунизм, а также социальную философию.
Сегодня социология также либо вовсе исключается из учебного процесса, либо заменяется юридическими, экономическими или психологическими дисциплинами. Целью такой редукции в главном выступает ограничение влияния социологии на сохраняющееся и растущее влияние людей, ответственных политиков к социальной проблематике, коллективным, корпоративным процессам, вопросам становления общества управляемой социоприродной эволюции, идущего на смену буржуазному потребительскому стихийно-эксплуататорскому обществу.
Еще одной темой, которая заинтересовала фактически всех участников «круглого стола» стала проблематика оптимизации проблематика содержания и методов преподавания социогуманитарных дисциплин при подготовке социологов, что связано не только с «причудами» властвующих элит и их доверенных лиц в Высшей школе экономики, молящихся на рыночный фундаментализм и экономоцентризм, но с объективными процессами роста объемов информации, которую нужно давать студентам и оформлять, анализировать преподателям в условиях информационно-коммуникативной революцией и роста темпов социокультурного развития современного общества.
В этой связи явно повышается роль использования различных - Коэффициентов интеграции, сжатия информации, мониторингов различных процессов и явлений, их художественно-образного восприятия, осмысление сути происходящих социальных процессов. При этом было акцентировано внимание на возможности отечественной художественной литературы. И тем более, что на «круглом столе» были представлены интересные разработки целого ряда кафедр вузов Сибири, в том числе Алтайской академии образования им. В.М. Шукшина, Горно-Алтайского госуниверситета, использующих художественную литературу в преподавании социальных и гуманитарных наук.
Специально был рассмотрен опыт использования произведений В.М. Шукшина в преподавании социологии, представленный в виде учебного пособия С.И. Григорьева «Творчество В.М. Шукшина в преподавании современной социологии». Эта работа была рассмотрена как важное направление развития научно-педагогической школы социологического витализма, возглавляемой автором данной публикации.
Завершился «круглый стол» принятием проекта решения рабочей группы УМС по социологии, социальной антропологии и организации работы с молодежью УМО классического университетского образования и оргкомитета конференции, где рекомендуется использование отечественной художественной литературы в преподавании социальных и гуманитарных наук.
Участники «круглого стола» приняли специальное заявление «О необходимости обеспечения культуроцентричности современного социального и гуманитарного образования».
Интересной частью работы «круглого стола» стала экскурсия по музею В.М. Шукшина, которую великолепно, вдохновенно провела директор музея Л. Гудкова, что вызвало большой интерес и благодарность всех, кто был участником этого интересного мероприятия на Алтае.
Е. БРЕЖНЕВ, журналист
(г. Барнаул, Алтайского края);
А.В. КОВАЛЕВА, д.с.н., профессор
факультета социального управления
Горно-Алтайского госуниверситета