Воскресение в Бутырке

0
458
Время на чтение 14 минут

На пути к спасению

Загрузить увеличенное изображение. 800 x 600 px. Размер файла 140792 b.
 Старший священник бутырского храма отец Константин Кобелев
Старший священник бутырского храма отец Константин Кобелев
«Я желаю вам, чтобы радость Пасхи, которую и на свободе не всегда можно так духовно ощутить, как у нас здесь, в тюремном храме, была с вами не только сегодня и завтра, а всю вашу жизнь. Христос воскресе!» - такими словами завершил пасхальное богослужение в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Бутырской тюрьме старший священник этого тюремного храма Константин Кобелев. Для многих присутствовавших на службе - и тех, кто «работает» в СИЗО № 2 г. Москвы (так официально именуется Бутырская тюрьма), и тех, кто пребывает в тюремных стенах не по своей воле, - эти слова были наполнены особым смыслом. Придя к вере в этом «месте печали и страданий», они только тут поняли, что значит настоящая радость - радость души, обретшей надежду на спасение.

Душепопечительское служение в Бутырской тюрьме ведется уже давно. И администрация этого СИЗО сознает всю его важность.

- Нужно любить людей, относиться к ним по-человечески, делать добро - это самое главное в жизни. И именно в этих вот стенах, в которых за столько лет было столько страданий. Негатива здесь очень много - он должен сниматься. И то, что вы делаете, неоценимо, никакими словами не выразить, - сказал, обращаясь к священникам, окормляющим паству тюремного храма, начальник СИЗО Сергей Вениаминович Телятников после праздничного богослужения. - И все мы, все сотрудники наши все возможное для этого делаем. И хвала Господу, что многие нам в этом помогают.

Без помощи Божией и людской невозможно было бы и возрождение храма Бутырской тюрьмы.

Загрузить увеличенное изображение. 800 x 600 px. Размер файла 204317 b.
 Исповедь в тюрьме
Исповедь в тюрьме
Сергей Вениаминович рассказал, что работы в здании храма предстоят еще значительные: нужно переделать крышу, убрать некоторые детали в верхней части фасада, чтобы купол с крестом были видны сразу при выходе из тюремного корпуса. Большую помощь в проведении восстановительных работ оказывает попечительский совет Бутырского СИЗО - специалистами, техникой, материалами. Уже сделано главное: убраны плиты перекрытия, которыми при советской власти рассекли помещение церкви на три этажа. В результате восстановлен купол - объем храма увеличился в несколько раз. Предстоят роспись стен, возведение большого иконостаса и много других работ. Начальник тюрьмы выразил уверенность, что для этого удастся найти благотворителей.

Храм Бутырской тюрьмы - особенный: он омыт слезами 216 новомучеников.

- На самом деле тех, кто прошел через Бутырку в годы сталинских гонений, гораздо больше, - рассказывает отец Константин Кобелев. - О многих ведь в житиях написано: находился в одной из московских тюрем. А тюрем этих было не так уж много; следовательно, процентов 30 осужденных были в Бутырке. Так что к списку собственно бутырских новомучеников надо прибавить еще человек сто.

Загрузить увеличенное изображение. 800 x 600 px. Размер файла 165758 b.
 Заключенные просят крестики и иконки
Заключенные просят крестики и иконки
Здание, в котором сейчас находится храм, в советское время называлось внутренней бутырской пересылкой. То есть человека из зала суда везли сюда. Когда он получал приговор, то в свою камеру уже не возвращался, а оставался в здании церкви, в котором сделали три этажа с большими камерами. Условия здесь были наиболее тяжелыми, переполненность камер самая большая. Именно здесь сидели приговоренные, зная, что одних отправят на Соловки или Колыму, а других - в Бутово: отсюда вывозили и в лагеря, и на высшую меру наказания. Но иногда прямо в тюрьме приводили приговор в исполнение.

- Почему нам здесь, несмотря ни на что, особенно радостно служить? Потому что здание намоленное. А мы только добавляем к этому, - заключает отец Константин.

Вообще во всем, что здесь делается, чувствуется молитвенная помощь бутырских святых, благодаря которой воплощаются в жизнь самые дерзновенные планы. Рассказывает староста храма Александр:

- Алтарь, купол, крест - мы все сделали своими руками, без эскизов. И как-то все получилось. Архитектор Сергей Васильевич Демидов приходил, просил показать чертежи. «А мы, - говорим, - работаем не по бумаге». Он был очень удивлен. Конечно, все с Божией помощью. Сколько здесь нахожусь - и чем дальше, тем больше убеждаюсь: Бог нам помогает по молитвам святых.

Загрузить увеличенное изображение. 450 x 600 px. Размер файла 107470 b.
 Окропление тюремного замка
Окропление тюремного замка
Восстановленный тюремный храм - зримый символ той работы, что здесь совершается ежедневно - по возрождению погибших душ. Легко возлюбить ближних, которые стремятся к спасению души, совершив грех - каются, обидев - просят прощения. Но попробуйте возлюбить воров, грабителей, убийц, сидящих в Бутырке...

- Когда сюда иду, за два перекрестка начинаю ощущать тяжесть... Кровь. Она давит, демоны крутят-вертят. Ведь здесь столько зла, все пропитано кровью, ненавистью, убийством, - говорит настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Газетном переулке иерей Владимир Лапшин, окормляющий и заключенных Бутырской тюрьмы. -Но наша задача - выстоять здесь и постараться кого-то утешить. Доброе слово - самое главное, что в этом месте может быть. И еще важнее - евангельское слово.

Важность евангельского слова в тюрьме понимает и руководитель Центра духовной поддержки православных общин в местах лишения свободы миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Наталия Владимировна Пономарева. Вместе со своими единомышленниками она уже четыре года посещает по воскресеньям Бутырский изолятор. В хозотряде СИЗО был создан кружок Евангельских чтений. Недавно он преобразовался в секцию духовно-нравственного воспитания.

- Группа изучения Священного Писания оказалась такой ячейкой, которая сама в хозотряде миссионерствует, - рассказывает Наталия Пономарева. - Мы читаем Евангелие, и ребята так вдохновляются, так много пониманий у них возникает! Они потом с другими делятся своими впечатлениями, сомнениями, рассуждениями.

Своим опытом члены кружка и их наставники готовы поделиться со всеми следственными изоляторами Москвы, а потом и всей России.

«Тюремное служение учит прощать»

Загрузить увеличенное изображение. 450 x 600 px. Размер файла 101343 b.
 Крест на Покровском храме
Крест на Покровском храме
О важности душепопечительства в местах лишения свободы и тех плодах, что приносит тюремное служение священников, мы беседовали и со священником Константином Кобелевым.

- На последних Рождественских чтениях председатель синодального отдела по тюремному служению епископ Красногорский Иринарх привел парадоксальное высказывание патриарха Кирилла: от тюремного служения зависит судьба Русской Православной Церкви. Отец Константин, как вы понимаете эти слова?

- Мне кажется, что тюремное служение - это лакмусовая бумага, которая свидетельствует о состоянии общества.

Главное для каждого христианина - это смирение и послушание, и если кто-то обидел, то надо простить. Тюремное служение основано на этих принципах. Если общество не может принять людей, вышедших из тюрьмы, в свою обычную нормальную жизнь, а толкает их опять на путь преступления, то это общество погибающее. Если, допустим, есть 70 процентов рецидива, то есть большинство освобожденных опять попадают в тюрьму, то это подобно раковой опухоли, которая непрерывно разрастается и в конце концов убивает организм. Этот процент должен быть снижен до какой-то определенной цифры. Тогда начнет уменьшаться количество и преступлений, и заключенных в стране. Сейчас всячески стараются этого достичь: изменяются основания и условия ареста, принципы расследования, наказания, идет изменение уголовной системы. Так, если раньше Уголовный Кодекс за какие-то преступления в качестве наказания предусматривал срок от двух до пяти лет, и суд не мог своим решением дать меньший, чем два года, то сейчас отменен предустановленный минимальный срок, а за некоторые правонарушения человека вообще не сажают в тюрьму, а ограничиваются штрафом либо принудительными работами.

Но главное все же не это, а отношение общества. Тюремное служение изменяет отношение к заключенным, учит не только тех, кто служит в тюрьме, но и православных людей, которые помогают тюремным священникам и храмам, вовлекаются в эту деятельность. Она учит прощать. Она учит любить человека независимо от обстоятельств его жизни - заключенного, осужденного...

Загрузить увеличенное изображение. 800 x 600 px. Размер файла 194175 b.
 Наталия Владимировна Пономарева с одним из своих подопечных
Наталия Владимировна Пономарева с одним из своих подопечных
Наше священническое служение в тюрьме идет по послушанию: нас посылает сюда владыка. Но мы стараемся служить не ради каких-то похвал, а за совесть и страх перед Богом. Как и миряне, которые помогают тюремным батюшкам.

Смысл тюремного служения не только в изменении заключенных, но и в изменении людей с воли. И очень важно, что священник служит не только в тюремных камерах, но и в приходском храме, к которому он приписан. Там он настраивает мирян на тюремное служение. В тюрьме он опекает, грубо говоря, сто человек, а на приходе - пять тысяч. И он готовит общество принять этих сто человек при выходе их на свободу.

- В тюрьме немало людей прилепляются к Церкви. Выйдя на свободу, они становятся «авторитетами» в своем кругу, но необычными - проповедниками Православия.

- Да, мы посылаем заключенных Бутырки на служение в мир. Они разъедутся из тюрьмы по колониям c этой миссией. И мы им говорим, что вы как апостолы там будете. Если там нет храма, то должны создавать его. Если есть молельная комната - то строить храм настоящий. Если храм деревянный - то, может быть, каменный строить нужно.

Загрузить увеличенное изображение. 800 x 600 px. Размер файла 168648 b.
 Начальник управления Федеральной службы исполнения наказаний РФ по Москве полковник Виктор Алексеевич Дежуров вручает почетную грамоту ветерану Великой Отечественной войны и ветерану Бутырки Ивану Лукичу Бушмину
Начальник управления Федеральной службы исполнения наказаний РФ по Москве полковник Виктор Алексеевич Дежуров вручает почетную грамоту ветерану Великой Отечественной войны и ветерану Бутырки Ивану Лукичу Бушмину
Я сказал о чисто внешних вещах, а есть и некие внутренние. Если заключенный вовлекается в активную церковную жизнь, то получается так, что он раньше выходит на свободу. Когда он выполнит свою миссию, возложенную на него Богом, ради которой он и попал в тюрьму...

Заключенный получает тогда, например, условно-досрочное освобождение, которое могут дать человеку, «отсидевшему» полсрока. У обычного заключенного очень часто первая попытка добиться этого оказывается неудачной, ему говорят: «Ты пока недостаточно исправился, еще подумай-посиди». Но у нас есть множество фактов, которые свидетельствуют, что когда человек становится верующим, то его по первому прошению освобождают.

- Выходит, это не случайно?

Загрузить увеличенное изображение. 800 x 600 px. Размер файла 193162 b.
 Насельники Бутырки выходят на крестный ход с иконами новомучеников
Насельники Бутырки выходят на крестный ход с иконами новомучеников
- Не случайно: он уже выполнил свою миссию в заключении, и ему там делать нечего.

- И тогда он продолжает свою миссию на свободе?

- Естественно, что такой человек, выйдя на свободу, не теряет связи с Церковью.

Те люди, которые серьезно пришли к вере в тюрьме и сохранили связь с Церковью после освобождения, уже не попадают вновь в застенки. Вот в Европе поставили такой эксперимент: один из корпусов тюрьмы отдали христианской общине. Там все были христиане: и надзиратели, и обслуживающий персонал... Были, конечно же, и священники. В результате христианского перевоспитания из вышедших на свободу возвратилось в тюрьму раз в десять меньше людей, чем из тех, кто отбывал наказание в других корпусах.

Загрузить увеличенное изображение. 450 x 600 px. Размер файла 141750 b.
 Чтение Евангелия
Чтение Евангелия
Мы имеем много примеров, когда, осознав свои грехи, уверовавшие осужденные, освободившись, резко изменяли свою жизнь. Даже были люди, которые, воцерковившись в тюрьме, возвратились в семьи, брошенные ими до заключения. Они восстановили связь со своими женами и живут счастливо, рожают и достойно воспитывают детей. Это результат того, что люди стали верующими, у них появились другие ценности, и они действительно изменили к лучшему свою жизнь.

У нас в тюрьме даже бывают венчания, когда жена приходит с воли. Мы даем заключенному хороший костюм, чтобы он красиво выглядел во время торжественного обряда. Венчальные венцы, которые несколько лет не использовались, заключенные с большой любовью отреставрировали. Теперь венчающиеся предстоят в них перед Богом.

И опять же к тому, о чем я говорил выше: недавно у нас венчался один заключенный - после этого, очень быстро, я встречаю этого человека уже на свободе. Когда он исполнил закон Божий, обвенчался со своей женой, случилось так, что его досрочно освободили.

Загрузить увеличенное изображение. 800 x 600 px. Размер файла 217066 b.
 Перед причащением
Перед причащением
- Приведенные вами примеры свидетельствуют об очень утешительной закономерности: если вы живете для Бога, то Он не оставит вас в беде?

- Все мы люди грешные, совершаем ошибки. Нам надо скорее каяться в своих грехах. И тогда Господь простит нас.

Надо крепче держаться за Христа Спасителя, всю свою жизнь строить в соответствии с Его заповедями. Стараться постоянно думать о Нем, не забывать Его, иметь страх Божий в душе. И если мы не можем всегда молиться, то должны хранить постоянную память о Боге. А когда это не получается, просить у Бога прощения и возвращаться на путь спасения.

«Служить, служить, служить»

Загрузить увеличенное изображение. 800 x 600 px. Размер файла 173719 b.
 Пасхальное целование
Пасхальное целование
Отец Константин в Бутырке уже не первый год, а настоятель храма Живоначальной Троицы в Поленове иерей Алексий Дарашевич (он в числе других 12 священников служил праздничную службу в Бутырском храме, а потом ходил по камерам тюрьмы, раздавая пасхальные подарки заключенным, беседуя с ними и утешая их) побывал в тюрьме впервые:

- Удивительное дело: у самого благополучного человека на земле, как бы он ни жил сыто и довольно комфортно, в душе есть ощущение, что недостоин он этого. В каждой душе есть ощущение виноватости - это голос совести, голос Господа. И потому, наверное, у нас, русских людей, всегда было особое отношение к заключенным, преступникам. Какое-то сочувственное всегда было отношение. Конечно, это образ русской души. Она особенная - в этом мы убеждаемся всю жизнь свою. А еще в душе есть христианское Божие ощущение того, что мы все ведь в чем-то преступники, в чем-то нарушители Божией какой-то правды. И, наверное, от этого идет желание пожалеть другого человека, потому что сами мы тоже не без греха. «Кто без греха, - Господь сказал, - брось первым камень...» - и никто не смог бросить.

Загрузить увеличенное изображение. 800 x 600 px. Размер файла 139871 b.
 Барсик Бутырский
Барсик Бутырский
Я впервые оказался в тюрьме и вдруг ощущаю такую же радость, как на свободе, только еще какую-то особую. Знаете, есть мелодия, а в ней еще нота какая-то немножко щемящая - и все равно, Господи, хочется слушать еще. Здесь, в этих стенах, идет осознание себя, своего недостоинства. Рождается желание служить, служить, служить. И в этом служении и будет спасение.


http://www.pravoslavie.ru/put/46539.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Константин Кобелев
«Удивительно, насколько глубокими получились его книги»
Слово протоиерея Константина Кобелева о почившем Владимире Филипповиче Смыке
25.09.2017
Сидеть им еще много лет - но души их уже на свободе
Фоторепортаж с праздника Покрова в Бутырской тюрьме
20.10.2015
Все статьи Протоиерей Константин Кобелев
Последние комментарии
Почему «Орешник» никогда не победит Левиафана?
Новый комментарий от Агафон
26.12.2024 18:55
«Борьба идёт за души людей, а не за деньги!»
Новый комментарий от РОНОЛ
26.12.2024 18:39
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Русский танкист
26.12.2024 18:39
«Почему не бьём?»
Новый комментарий от Калужанин
26.12.2024 18:02
Сторонники взятия Киева и наше нелёгкое будущее
Новый комментарий от АБС
26.12.2024 17:12
Астафьев – русский писатель
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.12.2024 16:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Владимир С.М.
26.12.2024 16:42