Служение в СИЗО как средство от пастырского выгорания

0
407
Время на чтение 11 минут
Окормление паствы в следственном изоляторе - это особый вид служения. И весьма нелегкий. Но, несмотря на сложную паству, настоятель Покровского храма в Бутырской тюрьме протоиерей Константин Кобелев видит в таком служении немало плюсов для пастыря. В чем конкретно они заключаются, он и рассказал сайту «Православие.ру».

* * *

Высокое напряжение

- Отец Константин, вы говорите, что пастырское окормление в СИЗО - это особенная форма служения. В чем особенность?

- В том, что подследственные и те, кто получили свой срок, но пока не знают, куда их отправят отбывать наказание, находятся в состоянии сильного стресса. И в этот момент требуется весь твой священнический опыт, все умение и навыки, чтобы поддержать такого человека, пробудить и укрепить в нем веру в Бога, чтобы он не отчаялся и спокойно принял выпавший ему жребий. Ведь когда обвиняемый попадает в следственный изолятор и пока идет следствие, судьба ставит его перед серьезным духовным выбором - либо озлобиться на весь мир (тюрьма же ломает человека), либо простить своих обидчиков, обратиться к Богу и изменить свою жизнь. Я сравниваю это состояние с тем, как если бы человек заболел раком. Ведь в тюрьме человек совершенно по-другому думает о Боге, и Бог по-другому открывается ему, чем когда он был на воле.

Протоиерей Константин Кобелев
Протоиерей Константин Кобелев
Обратите внимание, что даже в СИЗО, если сравнить тех, кто под следствием, и тех, кто работает в хозотряде (хозотряд - это колония внутри тюрьмы), отношение к причастию разное. Осужденные из хозотряда, если и придут на службу, то причащаются два или три человека из 50. С ними трудней работать, они менее отзывчивы на проповедь.

А из числа подследственных (их обычно до 15 человек приходит на литургию) семь-десять всегда причащаются. И у нас есть разрешение причащать даже в том случае, если человек перед причастием позавтракал или не постился накануне. Потому что, с одной стороны, для них пост - это тюрьма, а говение - сидение в камере. Человек уже все продумал, он готов к принятию Тела Христова. И мы причащаем его на том же основании, что и больного. А с другой стороны, никто не знает, что с ним будет завтра. Может быть, его завтра убьют или он окажется в колонии, где нет храма. А иногда бывает и так: человек может писать полгода прошение, чтобы его привели в храм, и вдруг неожиданно, без всякого предупреждения накануне, его приводят на литургию.

- Почему же так получается? Разве трудно его предупредить?

- Предупреждать не входит в обязанности сотрудников СИЗО, у них и без этого достаточно работы. Они должны водить заключенных в баню, на прогулку; для мусульман приводить муллу, для иудеев - раввина и т.д. Нужно также проверить следственные дела, чтобы подследственные по одному делу не встретились случайно в храме и не могли между собой договориться. Кроме того, идет сокращение сотрудников. Сейчас в Бутырке сидит 1800 человек (раньше было от 3 до 5 тысяч), желающих прийти на литургию очень много. А сотрудников не хватает.

Для нас это проблема. Мы сейчас разрабатываем систему привлечения волонтеров, которые смогут приходить в камеры и заранее предупреждать и готовить людей к причастию.

- Вы уже около десяти лет несете послушание тюремного священника. За это время как-то изменилось отношение к вам сотрудников и осужденных в Бутырке или их отношение друг к другу?

- Сейчас это стало заметным. Например, если прежде ходатайствуешь о каком-то заключенном, сотрудники говорят: «Ладно, батюшка, мы сделаем, как вы просите, - но вообще-то, раз он сидит - значит виноват. Вы бы почитали его уголовное дело - узнали бы тогда, какой он хороший». То есть они и не допускали никаких судебных ошибок. Но несколько лет назад в их сознании произошел переворот. Я понял это, когда один из воспитателей рассказал мне, он знает среди осужденных человека, который отбывает наказание совершенно незаконно.

Это очень важно - такое понимание, что здесь не бандиты, не все преступники, кто-то попал сюда и несправедливо. И это уже не враги народа, а люди. Я считаю: это главное достижение присутствия Церкви в СИЗО. Исходя из этого, такой сотрудник, может быть, изначально будет относиться к каждому зэку как к человеку, хотя и оступившемуся. А значит, в этой системе будет меньше жестокости, равнодушия и формализма.

Так уж сложилось, что служение Церкви в тюрьме зависит от доброй воли сотрудников тюрьмы. Нужно, чтобы сотрудники были соработниками в общем деле. Неформально что-то исполняли... А не так, чтобы, например, сказали им: приводите на литургию каждый раз по 20 человек, - они и будут приводить, но только из одной и той же камеры. Так же проще! И совсем другое дело, когда, все проверив, чтобы подельников не было, из разных камер будут отбирать, по-человечески подойдут.

Отношение сотрудников к священникам, когда я начинал случить в зоне, было априори доброжелательное. Но со стороны осужденных и подследственных, когда мы приходили в камеру, чувствовалось настороженное отношение. Иногда спрашивали: у вас пиар-акция какая-то? Но постепенно все поменялось. И сейчас среди отбывающих наказание авторитет Церкви достаточно велик. Они же видят, что батюшки не стукачи, что священник не выдает их секретов. У отца Глеба Каледы я читал, и сам тоже замечал, что в тюрьме человек на исповеди кается в тех грехах, которые не инкриминируются ему следствием...

«Я сижу незаконно»

- Что вы имеете в виду?

- Ну, например: «Я сижу здесь незаконно, мне подкинули в карман пачку наркотиков. А вообще- то на мне три убийства! Но о них никто не знает. Они давние - и я понимаю, что я не просто так здесь сижу». Ну, если понимаешь это - сиди, неси свой крест. Но я никогда не предложу ему пойти и рассказать про те давние грехи. Потому что он уже сидит, пусть и за другое. И никогда не станешь советовать ему ухудшить условия наказания. Господь знает, какую ему меру страданий отмерить, чтобы он покаялся во всем и его душа очистилась. Ведь мы общаемся не с бандитами, а с раскаявшимися грешниками, с теми, кого нужно привести к этому покаянию. Но, конечно, если бы он на воле ко мне пришел бы с этим, тогда другое дело: я его просил бы понести наказание.

Фото: Юлия Руденко
Фото: Юлия Руденко
- Но как же так? Если на тебе три убийства, за них же надо отвечать?

- Так он уже в тюрьме. Уже отвечает. И даже если я дам ему совет рассказать следствию о тех преступлениях, он меня не послушает. Кто же пойдет на себя доносить? Другое дело, если он захочет - может спросить благословения и взять на себя такое наказание. Но никто так не станет делать.

- Встречались ли вам случаи, когда люди оказывались в тюрьме из-за судебной ошибки? И какое утешение вы находили для них?

- Таких случаев много. Вот, например, приходят на литургию в храм бывшие военнослужащие. Они вышли в отставку, занялись коммерцией, не очень в ней разбираясь, их подставили конкуренты, и их по экономической статье всех посадили. А если разобраться, они и не виновны вовсе. Или вот, например, человек сидит за то, что незаконно выдал своим сотрудникам зарплату. Его вина в том, что он для этого с одного счета перевел деньги на другой. Себе, кстати, ничего не взял. А конкурирующая фирма только этого и ждала: сразу проверка - и понеслось: следствие, суд, срок. Ему обида жить не давала!..

Фото: Юлия Руденко
Фото: Юлия Руденко
В таких случаях я говорю обычно, что своих обидчиков нужно просто предать в руки Божии. В любом случае, законно наказание или нет, обида осужденного на тех, кто его посадил, есть у всех. И она разрешается таким образом: полюбить ты его не можешь, он же теперь враг твой, но хотя бы не мсти ему, не думай о мести. Доверься Богу и отойди в сторону. Потому что в таком духовном состоянии нельзя причащаться, когда человека жжет обида и жажда мести. И вот задача священника - снять с души всю эту накипь. Времени - час-полтора, на каждого - минут по семь-десять, чтобы человек сбросил с души эти незримые кандалы.

Просветление верой

- А бывают ситуации, когда опыт служения в зоне в чем-то и вам самому помогает?

- Знаете, иногда с большим трудом и внутренним понуждением идешь в тюрьму. У всех у нас случаются какие-то проблемы - по службе или дома, которые не добавляют оптимизма. Настроение такое: лишь бы отслужить побыстрей. И вдруг получается так, что на исповедь ко мне подходят только убийцы. Кто сам убил, кто за «дядю» сидит, то есть его «подставили». И после такой службы выходишь как на крыльях, совершенно обновленный. Сам этому удивлялся: как же так, ведь на тебя выливается столько грязи?! Но ты их исповедуешь и видишь, какой поток веры в человеке просыпается. Ты видишь отклик. Он подходит к тебе очень унылый, в сильной депрессии, но уходит совершенно другим. У него свет в глазах, улыбка на лице. И в такие моменты как-то особо чувствуешь и видишь, что Господь принимает их покаяние, и чувствуешь результат своего священнического служения тут же, в течение двух часов. Это очень воодушевляет. Вот в последние годы говорят о синдроме пастырского выгорания. Я считаю, что служение в СИЗО - это лучшее средство от такого выгорания.

- Вы идеалист. Это, может быть, всего лишь порыв, когда на тебя сходит благодать. Но потом все возвращается на круги своя, разве нет?

- Все равно я убежден, что духовный опыт, который он приобрел на исповеди, ему будет светить уже всю жизнь. И за это Господь, может быть, все ему простит в конечном итоге. Эта рыбка уже поймана, как бы там ни было. Вот скажи ему: нет Бога! А он ответит: как нет?! я уже видел Его. Они почувствовали Бога, милость Божию, почувствовали, что такое храм. А ты понимаешь, что милосердие Божие - во всепрощении, что нет такого греха, который бы Бог не простил. Причем самое главное, что они эту радость своей души разносят по тюрьме, и отсюда меняется все: меняется тюрьма, отношение осужденных к священнику. Ведь первое время, когда мы приходили, спрашивали, что им нужно, они или молчали, или говорили: ручку, блокнот и т.д. А сейчас мы приходим, они говорят: почему нас не приводят в храм? мы уже три недели назад заявление написали! Одним надо Евангелие, кому-то Молитвослов, Псалтирь... Люди уже четко понимают, когда пришел батюшка, что у него надо просить, что говорить.

- Члены семей осужденных обращаются к вам с просьбами?

- Бывает, человек, долгое время пребывая в СИЗО, никак не дождется, чтобы его привели в храм, пишет и пишет просьбы. Мне звонят его родственники и просят посодействовать. И через начальника тюрьмы напрямую просишь обратить внимание на эту проблему. Иногда родственники звонят в синодальный отдел, просят, чтобы их осужденным принесли духовную литературу. Обращаются и члены семей сотрудников: кому-то дом освятить, кому-то машину. Один человек попросил его отца, пенсионера, ветерана ФСИН, уговорить лечь в больницу. И несколько раз по духовным вопросам ко мне обращался. Но сотрудники не ходят ко мне на исповедь и причастие. Они при осужденных избегают это делать, хотя есть и такие сотрудники, кто часы читает в храме на службе. Но все же в основном алтарничают осужденные. Единственный праздник, когда сотрудники причащаются с осужденными из одной чаши, - это Покров, а в остальные дни - нет.

- На ваш взгляд, какой должна быть сегодня структура пастырского служения в СИЗО?

- Я считаю, что у священников, которые служат в тюремном храме, обязательно должен быть и приходской храм на воле. Потому что, с одной стороны, в обычном приходском храме ты все-таки отдыхаешь. А с другой - из своих прихожан ты обеспечиваешь тюремный храм певчими, помощниками (например, нужна вот мне табуретка там или ковер), специалистами. Вот сейчас мне требуется флорист. А где в мужском СИЗО я его найду? Кроме того, ты приучаешь свой вольный приход исполнять заповедь Христову о заботе о заключенных, приучаешь к милосердию. Известно: если батюшка окормляет тюремный храм, у него на приходе отношение к осужденным более человечное, чем обычно. Я всегда рассказываю, что у нас в СИЗО творится: какие радости, горести. И прихожане в курсе всех дел и помогают, если что нужно. Но при всем при этом в СИЗО должен быть священник, который бывает там чаще других. И хорошо бы, чтобы это был иеромонах. Нужен по-настоящему хороший хозяйственник и организатор, который мог бы всю систему окормления тюремного храма организовывать. Например, нас в Бутырке 12 священников служит по графику, но у нас еще в своих приходских храмах много всяких дел. Да приходскому батюшке надо и семью кормить. А иеромонаху в этом плане попроще.

- Был ли в вашей практике хотя бы один случай, когда по вере человека произошло его спасение от неминуемого несправедливого приговора?

- Один человек был осужден на 11 лет. Назовем его Николай. Он служил в полиции. И рассказывал, что, пока к Богу не пришел, сам нарушал закон. Но, придя к вере (это случилось до его осуждения), Николай стал внимательно следить за собой и избегать должностных преступлений. Но, видно, это кому-то не понравилось, и его посадили свои же сослуживцы. Он проводил проверку на рынке, а его потом обвинили, что он кого-то там избил. Причем на суде сама «пострадавшая» заявила, что дала ложные показания под давлением следователя. Но суд на это внимания не обратил. Николай подал кассационную жалобу. Накануне кассации случилось так, что в Бутырку не пришел хор. Алтарников у меня не было, и я попросил Николая петь и в алтаре помогать. Он был очень тронут этим доверием к нему. Я видел, что всю службу у него текли по щекам слезы. Наверное, за эти полтора-два часа он очень много о своей жизни всего передумал. И совершенно неожиданно для всех нас случилось чудо. При пересмотре дела его оправдали, хотя нашли при этом другие «преступления», за которые тоже был положен срок. Но раз он его уже отсидел во время следствия, то его быстро освободили.

С протоиереем Константином Кобелевым беседовал Максим Алексеев


http://www.pravoslavie.ru/guest/55184.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Константин Кобелев
«Удивительно, насколько глубокими получились его книги»
Слово протоиерея Константина Кобелева о почившем Владимире Филипповиче Смыке
25.09.2017
Сидеть им еще много лет - но души их уже на свободе
Фоторепортаж с праздника Покрова в Бутырской тюрьме
20.10.2015
Все статьи Протоиерей Константин Кобелев
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06