Елена Борисовна Делоне |
«В нашей семье есть святая»
- Дорогая Елена Борисовна! Я знаю, что Ваша семья связана родственными узами с матерью Марией. Когда впервые Вы о ней услышали?
- Моя мама и мать Мария- двоюродные сестры. Мать Мария, в девичестве Елизавета Пиленко была дочерью Юрия Дмитриевича Пиленко и Софии Борисовны (урожденной Делоне), родной сестры моего дедушки Николая Борисовича Делоне. Пожалуй, впервые я услышала о матери Марии в начале 60-х. И связано это было с появлением маленькой заметки, кажется, в «Комсомольской правде», о том, что Елизавета Пиленко- монахиня и героиня движения «Сопротивления». Маме позвонил её старший брат известный математик, член-корреспондент Академии наук СССР, Борис Николаевич Делоне и рассказал об этой заметке, утверждая, что Елизавета - святая. С этого он начал разговор: «Таточка, ты знаешь, в нашей семье есть святая!» Это известие заинтересовало меня, и мама поведала мне все, что знала о Лизе Пиленко. Мама никогда с ней не встречалась, возможно, из-за большой разницы в возрасте: Лиза была старше нее на 15 лет. Кроме того, мамино семейство с 1906 года жило в Киеве, где и встретило революцию и гражданскую войну. А Пиленки тогда были в Петербурге. Знал Лизу мамин старший брат Борис Николаевич. С детства они виделись в родовом поместье Пиленок Джемете близ Анапы (сейчас это известный курорт), а потом, в студенческие годы,- в разных компаниях в Петербурге. Дядя, как и Лиза, любил поспорить на разные философские и политические темы, хотя сам не принимал участие в каких-либо партиях или кружках. Мама с его слов мне рассказывала о горячем нраве Лизы, о её бесстрашной, мятущейся натуре, о поэтическом даре и близости к кругам декадентов, о том, что она принимала участие в вечерах на «Башне» Вячеслава Иванова, была дружна с Александром Блоком (которым я тогда увлекалась!), рано вышла замуж за В.Д.Кузьмина-Караваева. Затем мама прибавляла: «А о судьбе, постигшей семью Пиленок после революции, ничего неизвестно!»
Елизавета Пиленко |
О ней мы узнавали постепенно из рассказов знакомых, из небольших публикаций. В 1976 году мне как родственнице матери Марии подарили редчайшую в Советском Союзе книгу «Мать Мария: стихотворения, поэмы, мистерии, воспоминания об аресте и лагере в Равенсбрюк», изданную в Париже в 1947 году трудами Даниила Скобцова и ставшую для нас откровением. В 1980 году мы познакомились с трудом отца Сергия Гаккеля о матери Марии. В 1982 году вышел на экраны фильм «Мать Мария». Главную роль в нем блестяще сыграла Людмила Касаткина. Так перед нашей семьей все ярче вырисовывался образ необыкновенного человека: поэтессы, художницы, философа. Мать Мария всегда находилась в вихре общественных и политических событий - то она член партии эсеров, выполняющий рискованные поручения, или городской голова в родной Анапе, то разъездной агитатор-миссионер во Франции. И всюду ее первое стремление- помочь страждущим.
- Что лично Вас поразило больше всего в матери Марии?
- Поразила кипучая энергия и неиссякаемый творческий азарт ко всему, будь то высокохудожественное шитье, или поэзия (от стихов и поэм до сложнейшего жанра мистерий), или философские и публицистические статьи на актуальные темы, полемика с богословами парижской школы. И все это на фоне полнейшей отдачи себя несчастным, одиноким, брошенным и сбившимся с пути людям. Поразила совершенная небрезгливость к любой «черной» работе. Поразило умение быть всегда и во всем на передовой. Поразила духовная стойкость и необыкновенная физическая выносливость, всеобъемлющая любовь к человечеству. Ей хотелось обнять, укрыть, накормить, утешить всех.
Елизавета Скобцовас детьми - Настей, Юрой, Гаяной. Сербия 1922 г. |
- Путь жертвенного служения ближнему был присущ её характеру изначально или сформировался из-за постигших её семью и Россию бедствий?
- Чувство сострадания к ближнему и жертвенность были ей присущи с рождения. Но и семейные традиции, и необыкновенная дружба с К.П.Победоносцевым сыграли, я бы сказала, решающую роль в формировании её личности. Я думаю мало кто в 15 лет мог бы столь серьезно задать этот лаконичный и глубочайший вопрос: «Что есть истина?» Его задала Лиза своему другу детства обер-прокурору Святейшего Синода Константину Петровичу Победоносцеву. И вот что ответил ей этот умудренный жизненным опытом, уже немолодой человек: «Милый мой друг Лизанька! Истина в любви, конечно. Но многие думают, что истин а- в любви к дальнему. Любовь к дальнему - не любовь. Если бы каждый любил своего ближнего, настоящего ближнего, находящегося действительно около него, то любовь к дальнему не была бы нужна. Так и в делах: дальние и большие дела - не дела вовсе. А настоящие дела - ближние, малые, незаметные. Подвиг всегда незаметен. Подвиг не в позе, а в самопожертвовании, в скромности». Лиза запомнила эти слова на всю жизнь и несла их в сердце до самой крестной кончины. Эти слова были для неё, как знамя, с которым она бросалась в бой с обыденщиной. Эти слова были для нее, как доспехи, которые защищали ее, когда она спасала - несчастных русских беженцев от отчаяния, еврейских детей от преследования фашистов, измученных узниц немецкого концлагеря от зверств мучителей.
Русские беженцы во Франции
- Нам, привыкшим к шарму современного Парижа, уже трудно представить себе атмосферу 30-х-40-х годов. Как выживали тогда русские люди во Франции?
Англо-русский съезд РСХД. Сидят Ф.Т.Пьянов, ЕлизаветаСкобцова, |
- Для того, чтобы выжить, надо было действовать. Знаете, как в мороз: садиться нельзя- замерзнешь. На руках у Елизаветы Юрьевны были трое детей, престарелая мать и муж, которому не всегда удавалось найти работу. В русской газете, выходившей в Париже, «Последние новости», она дала объявление: «Чищу, мою, дезинфицирую стены, тюфяки, полы, вывожу тараканов и других паразитов». Она не гнушалась никакой работой! Обладая недюжим здоровьем, Лиза могла сутками не спать, а если и спала, то всего пару часов.
Оторванные от Родины и выброшенные на чужбину русские люди тогда поняли, что без помощи Божией им не выжить. Многие, даже отошедшие от Бога, обрели веру. В Париже один за другим открывались храмы, часто устроенные в старых гаражах или городских квартирах. Это сплачивало людей. В те же годы митрополит Евлогий (Георгиевский) организовал Русское студенческое христианское движение (РСХД), объединившее активную верующую молодежь. В рамках РСХД действовали детские летние лагеря, четверговые приходские школы, проходили съезды и семинары, на которых выступали отец Сергий Булгаков, В.В.Зеньковский, А.В. Карташев, Л.А. Зандер. Елизавета Скобцова почти сразу же стала разъездным агитатором РСХД и ездила по Франции, посещая самые отдаленные уголки, где русские трудились на шахтах, заводах, в портах. Она видела русских людей, которые все ниже и ниже опускались на дно жизни. Молодые женщины выходили на панель. Старики в одиночку, впроголодь, не имея крыши над головой, доживали свои дни. Елизавета поняла острую необходимость открыть приюты для них и создала христианско-социальное общество «Православное дело», в котором участвовали К.В.Мочульский, Ф.Т. Пьянов, И.И. Фондаминский. Одно из первых его дел-приобретение дома для больных хроническими заболеваниями в Нуази лё Гран. Позднее был куплен запущенный особняк на Лурмель 77, в котором устроили общежитие и столовую для неимущих. Посетители этой столовой обязательно платили за обед хотя бы су, чтобы не чувствовать себя униженными."Голубой ангел" |
- Продолжала ли мать Мария свои занятия творчеством?
- Любое творчество для нее было отдыхом. Вспоминают, как мать Мария появлялась на съездах РСХД высокая, статная, добрая, улыбчивая, в очках, и всегда с рукоделием в руках.
Вокруг нее собирались люди и завороженно наблюдали за удивительными узорами, выходившими из-под её иглы. Работала быстро, никогда не наносила предварительно на ткань контура вышивки и всегда за вышивкой вела задушевную беседу. В бесконечных поездках по стране она не расставалась с рукоделием. По сей день в храмах Парижа хранятся вышитые ею иконы и облачения (на мой взгляд, самые замечательные- икона «Голубой ангел» и богородичное облачение с вышитыми образами на оплечье). Даже в концлагере мать Мария умудрилась вышить на косынке сцену высадки союзных войск в Нормандии. Вышивку она сделала по подобию средневековой вышивки в Байё, а надпись воспроизвела благодаря своей феноменальной памяти, запомнив текст, написанный ей всего однажды соузницей на старо-английском языке. Косынка сохранилась чудом. Её нашли в складках обвисшей от истощения кожи на талии одной из сокамерниц матери Марии, выжившей и попавшей в тяжелом состоянии в больницу после освобождения Союзными войсками лагеря Равенсбрюк.
Вышивка на косынке «Высадка союзных войск в Нормандии», |
Несколько лет тому назад я ездила в Нуази лё Гран и видела часовню, которую устроила из сарайчика в саду мать Мария. В часовне все сделано ее руками, даже оконные витражи. А во дворе дома на Лурмель трудами матери Марии и её помощников был превращен в церковь гараж. Расписывать этот храм помогала Юлия Рейтлингер, будущая монахиня Иоанна. Почти все облачения, хоругви и иконы мать Мария выполнила сама.
В эмиграции мать Мария оставила поэтическое творчество, и только после перенесенной трагедии, когда у нее на руках скончалась младшая дочь Настя, она снова смогла взяться за перо и тогда сочинила свои знаменитые мистерии «Анна» и «Семь чаш». Ум матери Марии постоянно был занят философско-религиозной мыслью. Её полемическая работа «Типы религиозной жизни» вызывает интерес по прошествии более, чем полувека с момента написания. Кроме нее в эмиграции были опубликованы работы о Хомякове, Достоевском, художественная и автобиографическая проза матери Марии, обработанные ею жития святых.
В пустыне человеческих сердец
Успение. Вышивка на священническом облачении |
- Как родилась у матери Марии идея о принятии монашества?
- Путь к монашеству матери Марии был долгим. Она очень рано начала поиски истины. Вспомним о её многолетней детской дружбе с К.П.Победоносцевым и юношеском вопросе к нему, что есть истина. Позже, в 1913 году, ей тогда было уже 23 года, по благословению митрополита Петербургского она, первая женщина в России, прослушала курс богословия в Петербургской Духовной Академии и успешно сдала экзамены. А в 1926 году уже в Париже записалась слушательницей на богословские курсы Свято-Сергиевского института. Многие из ее преподавателей - выдающихся богословов впоследствии сделались её близкими друзьями. Это Н.А.Бердяев, Г.П.Федотов, К.В.Мочульский и И.И.Фондаминский, Л.А.Зандер. А отец Сергий Булгаков стал её духовником.
Когда она разъезжала с лекциями по Франции и видела, в какой нищете и безысходности жили многие русские, ее сердце разрывалось. Она все отчетливее понимала, что ее призвание - не в чтении лекций, а в том, чтобы выслушивать и утешать, оказывать практическую помощь людям во имя Христа! Сколько раз она повторяла евангельские слова: «Придите ко Мне все страждущие и обременённые, и Я успокою вас». Принятие ею монашества после всего пережитого и передуманного мне кажется вполне естественным завершением пути: быть каждую минуту с Богом и постоянно служить страждущим и обремененным.
Лекция о.Сергия Булгакова на Лурмель |
Мать Мария имела дар всеобъемлющей любви и сострадания. Недаром после пострига многие стали её звать просто «Мать». Когда она объявила о постриге дома, семья смирилась с её решением. После смерти Насти отношения с мужем, Даниилом Скобцовым, были натянутыми, он не разделял кипучего желания супруги всем помогать и дал разрешение на церковный развод, что канонически позволило Елизавете принять монашество. При этом до конца дней между ними сохранились дружеских отношениях, и Даниил Скобцов помогал матери Марии на Лурмель, не оставлял своего сына Юрия. Решение о принятии монашества поддержали отец Сергий Булгаков и митрополит Евлогий, который благословил Елизавету на монашество в миру: «Нарекаю тебя в честь Марии Египетской. Как та ушла в пустыню к диким зверям, так и тебя посылаю в мир к людям, часто злым и грубым, в пустыню человеческих сердец».
- «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо» (Лк. 6,26). Матери Марии в этом смысле повезло: были и те, кто ее боготворил, были и те, кто злословил и не понимал. Чем Вы объясняете столь полярное отношение к матери Марии?
- Мать Мария раздражала многих своей неуемной энергией, своим видом, своими выступлениями. Не всем нравится, когда их пробуждают от сна или безделия, будоражат их тихую, повседневную жизнь. Еще хуже, если им напоминают, что нужно принять участие в помощи страждущим. С другой стороны, есть те, кто сам не способен организовать помощь нуждающимся, но рад поучаствовать в ней. Часто матери Марии помогали неожиданные люди: кто-то инкогнито жертвовал крупные суммы денег, кто-то приходил после трудового дня и помогал по хозяйству на Лурмель, кто-то приносил одежду. А французы-лавочники на ночном рынке «чрево Парижа» (многие из них и не знали о православии!), завидев высокую фигуру матери Марии с заплечным мешком и повозкой, подзывали её и отдавали по самой дешевой цене или даром товар. Многие из тех, кого она спасла от неминуемой гибели, стали её самыми преданными помощниками. Рядом с ней они чувствовали себя защищенными от жизненных невзгод. Большой опорой для Лизы были её близкие: хорошо понимавшая ее мама, Софья Борисовна, и дети, старшая дочь Гаяна и особенно сын Юрий, в дальнейшем поступивший в Свято-Сергиевский институт и возведенный в чин чтеца.
Монахиня Мария |
Пусть отдам мою душу я каждому,
Тот, кто голоден, пусть будет есть,
Наг - одет, и напьется пусть жаждущий,
Пусть услышит неслышащий весть.
С.Б Пиленко, Юра Скобцов, м. Мария, о. Димитрий Клепинин |
За такие слова, за такую жизнь многие ее не принимали. Да и сейчас не принимают, находя для успокоения своей совести изъяны в ее биографии.
Конец огнепальный
- Для христианина важно, как он встречает свою кончину. Какими были последние дни матери Марии?
- Пожалуй, это самое трудное - рассказать о последних днях матери Марии. Казалось, она всегда знала, как она умрет. О том свидетельствуют её стихи:
У каждого имя и отчество,
И сроки рождения и смерти.
О каждом Господне пророчество:
Будьте внимательны, верьте.
И ещё до войны в 1938 году она написала:
От хвороста тянет дымок,
Огонь показался у ног
И громче напев погребальный
Но мгла не мертва, не пуста,
И в ней начертание креста -
Конец мой - конец огнепальный!
В Европе Вторая мировая война разразилась в 1939 году. Осенью 1940 года в Париже началась немецкая оккупация. Настали трудные времена, особенно для обездоленных и гонимых. Мать Мария старается помочь каждому, кто нуждается в её помощи, вместе с отцом Дмитрием Клепининым, священником церкви Покрова Божией Матери на Лурмель, и сыном Юрой. Известен такой случай: в июле 1942 года за ночь было арестовано 13 тысяч евреев. Их всех собрали на зимнем велодроме в Париже, где продержали долгое время без воды и еды. Мать Мария проникла туда и три дня помогала добровольцам Красного креста. В этих невероятных условиях ей удалось спасти троих детей, уговорив мусорщика спрятать их в ящик с мусором и вывезти за город.
8 февраля 1943 года арестовали отца Димитрия Клепинина, Юру Скобцова, еще нескольких человек и сообщили матери Марии, которой в то время не было в Париже, что её сына освободят, если она явится в гестапо. Мать Мария явилась в гестапо. И в результате, никого не освободив, схватили её. Как вспоминала Софья Борисовна Пиленко, гестаповец Гофман кричал на неё: «Вы дурно воспитали свою дочь, она только жидам помогает!» На это она ответила: «Это неправда, моя дочь настоящая христианка, и для нее нет «ни эллина, ни иудея», но есть человек. Если бы Вам грозила беда, она и Вам помогла бы». Мать Мария улыбнулась и сказала: «Пожалуй, помогла бы». Дальше были лагеря: Компьень, Равенсбрюк и страшный Югендлагерь.
Сохранились свидетельства тех, кто был рядом с ней до ее последнего шага навстречу Христу. Как всегда, мать Мария всем старалась помочь и несла слово Божие. Вспоминает ее соузница племянница Шарля де Голля Женевьева де Голль-Антониоз: «На своем тюфяке она устраивала настоящие кружки, где рассказывала о русской революции, о коммунизме, о своем политическом и социальном опыте и иногда более глубоко о своем религиозном опыте. Мать Мария читала отрывки из Евангелия и Посланий по «Настольной книге христианина», которая уцелела у одной из соузниц во время обыска. Она толковала прочитанное в нескольких словах. Подле нее мы молились и порой пели тихими голосами. Мать Мария часто посещала блок русских девушек, «солдаток», которые принимали её с любовью». Даже в лагере мать Мария продолжала писать стихи, вышивать и тут же раздаривать или выменивать на хлеб или нитки свои работы.
Копия иконы, вышитой м. Марией в лагере.С.А.Раевская-Оцуп. 1950-е гг. |
О смерть, нет, не тебя я полюбила
Но самое живое в мире,
Вечность...
- Знают ли о матери Марии современные французы?
Конечно. Они знают ее как участницу Сопротивления и русскую монахиню. После войны появились воспоминания узников концлагерей, в том числе Жаклин де Голль. О матери Марии выходили книги на французском языке. О ней говорили православные, протестантские и католические богословы Европы. В конце 90-х годов по французскому телевидению прошла серия документальных фильмов, созданных протоиереем Николаем Озолиным. 9 февраля 2003 года состоялось торжественное открытие памятной доски, посвященной матери Марии и отцу Димитрию Клепинину перед входом в здание на улице Лурмель. Французы гордятся этой необыкновенной монахиней, отдавшей свою жизнь за други своя. Недаром уже после ее канонизации Константинопольской Церковью в 2004 году в лике преподобномученицы на иконах с образом матери Марии появились надпись «святая мать Мария Парижская».
Быть для каждого каждымИкона преподобномученицы Марии |
- Меня поразили когда-то слова матери Марии: «Путь к Богу лежит через любовь к человеку, и другого пути нет». Вопрос социального служения всегда актуален для Церкви. В чем, на Ваш взгляд, корень «социального служения» матери Марии?
-«Быть для каждого каждым». В своей работе «Вторая евангельская заповедь» мать Мария приводит слова Исаака Сирина: «Пусть тебя гонят, ты не гони. Пусть тебя распинают, ты не распинай. Пусть тебя обижают, ты не обижай. Пусть на тебя клевещут, ты не клевещи... Веселись с веселящимися и плачь с плачущими, ибо это признак чистоты. С болезными болезнуй. С грешными проливай слезы. С кающимися радуйся. Будь дружен со всеми людьми, а мыслею своею пребывай один». Далее мать Мария пишет: «Мне представляются эти слова воистину огненными». Вот её кредо.
Далее мать Мария разбирает принципы социального служения: «К плоти брата своего у человека должно быть более внимательное отношение, чем к своей плоти. Мы должны дать ему и нашу последнюю рубашку и наш последний кусок хлеба. Тут одинаково оправданы и нужны как личное милосердие, так и самая широкая социальная работа. В этом смысле нет сомнения в призвании христианина к социальной работе... Важно лишь, чтобы его общественная работа строилась на любви к ближнему, не имела подспудных личных, карьерных или материальных целей». «К каждому из нас предъявляются требования напрячь все свои силы, не боятся никакого самого трудного подвига, аскетически самоограничиваясь, жертвенно и любовно, отдавая душу свою за други своя, идти по стопам Христовым на нам предназначенную Голгофу»,- и эти слова можно воспринимать как завещание нам.
Святая Мати Мария Парижская моли Бога о нас!
Фотографии к статье предоставлены Еленой Борисовной Делоне.
http://www.taday.ru/text/950245.html