Шутка ли? Ведь Гузара в епископы рукоположил «сам» верховный архиепископ Иосиф Слипый, еще 2 апреля 1977 года, причем тайно, с целью такой же тайной отправки на Советскую Украину. Напомним, что Иосиф Слипый - это тот самый духовный иерарх, что прославлял Адольфа Гитлера, благословлял украинские эсэсовские дивизии. Уже в наши дни память о нем (добрая или недобрая - зависит от политических предпочтений) взорвала общественную атмосферу в связи с установкой властями Харькова мемориальной доски на месте бывшей пересыльной тюрьмы, в которой И. Слипый находился некоторое время до высылки в Сибирь.
Представители экспертного сообщества, сумевшие усмотреть в акте «отстранения» Л. Гузара руку Рима, резонно предположили, что униаты решили перестроить ряды и активизироваться, дабы отправиться на Восток с оранжевым реваншем.
В соответствии с уставом, регламентирующим принципы избрания папы Римского, в поселок Брюховичи, что под Львовом, со всего мира съехались униатские иерархи, имеющие право голоса. Они четыре дня заседали в комфортабельном реколлекционном центре имени все того же Иосифа Слипого. Заседали как-то полусекретно, никаких комментариев не могли дать даже компететные лица. В итоге греко-католическую паству Украины по решению большинства из 40 голосовавших 27 марта епископов впредь будет окормлять 40-летний епископ из Буэнос-Айреса Святослав Шевчук. Папа Римский Бенедикт XVI сразу же одобрил выбор синода. И уже 30 марта главный униат отправился в Рим к нему на аудиенцию.
Новый глава УГКЦ Святослав Шевчук
Но до того, как кардинал Святослав отправился к папе, в воскресенье, 27 марта, в Киеве (!), а не во Львове, как это было с большинством его предшественников, в недавно возведенном униатском Патриаршем соборе Воскресения Христова состоялась интронизация новоизбранного главы УГКЦ.
А пока новый глава униатов ехал в Рим, президент Украины Виктор Янукович поздравил греко-католиков с интронизацией их нового главы: «Желаю всем, и, в частности, новоизбранному верховному архиепископу УГКЦ Святославу Шевчуку добра, мира, здоровья и благодати».
Звучит несколько официозно, но, как сказал бы предшественник Виктора Федоровича, и вполне толерантно.
Если не считать того обстоятельства, что киевский собор Воскресения Христова построен на Левом Берегу Днепра и высится там теперь как ракетоподобная цитадель униатства, нависающего над украинским каноническим православием, над Левобережьем, перейдя при В. Ющенко за ту границу, которую униаты не переступали лет 400, со времен Брестской унии, конфессионно разделившей жителей будущей Украины. Теперь - переступили...
Униатский Патриарший собор Воскресения Христова в Киеве
Кроме того, церемония самой интронизации началась с публичной акции, с крестного хода от церкви Благовещения Богородицы до главного храма украинских греко-католиков - Патриаршего собора Воскресения Христова. Обратим внимание, что собор называется «патриаршим», хотя никакого патриарха униатов на Украине нет!
Нет? Ну так, значит, будет! Помните, как говорил руководитель похоронного оркестра из миниатюры Жванецкого, «вы же еще не слышали нашего звучания!». Ведь, кроме всего прочего, во время интронизации архиепископ Львовский Игорь (Возняк), который до того выполнял обязанности администратора УГКЦ, передал владыке Святославу патриаршие (выделено автором) жезл и митру. Теперь взошедшего на престол главу УГКЦ Святослава Шевчука будут именовать верховным архиепископом Киево-Галицким, митрополитом Киевским, епископом Каменец-Подольским, но (тут униатская казуистика!) в дальнейшем литургийно будут величать как патриарха. Следует, правда, помнить, что Рим, несмотря на оказываемое униатам покровительство, тем не менее до сих пор не предоставил Украинской Греко-католической Церкви патриаршего статуса.
О кардинале Шевчуке сказано, что он не является выходцем из эмигрантской среды, а родился 5 мая 1970 года в райцентре Стрый Львовской области, образование получил в Аргентине и Львовской духовной семинарии УГКЦ, в которой потом работал префектом и вице-ректором. Несколько лет в начале 2000-х был личным секретарем Любомира Гузара.
Новый «выбор» сонма епископов-униатов вызвал большое удивление не только у сторонних наблюдателей, но и у самих униатов. Ведь Святослав Шевчук, прыгнул из церковных «капитанов сразу в маршалы», опередил не только умудренных жизненным опытом епископов, но и куда более влиятельных коллег по епископскому облачению, первым среди которых называют самого авторитетного униатского иерарха, архиепископа Львовского Игоря (Возняка).
Не следует забывать: несмотря на то, что глава украинских униатов именуется «главой церкви», «блаженнейшим», «первоиерархом», он находится в полном иерархическом подчинении у первого лица католиков - папы Римского.
И верно отмечают эксперты, что избрание молодого и рьяного, сориентированного на Рим главы УГКЦ, который хочет сразу добиться патриаршего титула, может существенно повлиять на развитие Украины в ближайшее десятилетие.
Значит ли это, что Рим готовит «модернизацию», активное движение униатов с Запада на Восток Украины? Можно полагать, что да. Об этом красноречиво свидетельствуют уже первые публичные выступления нового главы УГКЦ.
«До патриаршего достоинства нужно дозреть... 20 лет были периодом дозревания... Я представлю в Риме определенные элементы зрелости нашей», - заявил молодой претендент на звание униатского «патриарха». Также Святослав Шевчук безапелляционно заявил, что УГКЦ будет открывать свои храмы и на Юго-Востоке Украины. «Я думаю, что мнение о том, что мы являемся церковью региональной, уже совершенно не соответствует действительности. Мы сегодня церковь глобальная. Мы существуем очень далеко за пределами Галичины. Не только на Восток, Запад, а также Север и Юг», - заявил Святослав Шевчук в интервью радио «Свобода».
Что ответят на подобные амбициозные (но не беспочвенные!) заявления Юг и Восток? Пока что они, ведомые политико-административными беспринципными вождями, открывают мемориальные доски своим идеологическим оппонентам.
Примечателен и показателен уже сам факт чрезвычайно повышенного внимания всех телеканалов к избранию и возведению на престол главного униата Украины. Картинка просто-таки не сходила с экранов, телезрителям методично вдалбливали в сознание значительность происходящего.
Некоторые наблюдатели обратили внимание на тот факт, что «при прямой трансляции возведения в сан Шевчука в глаза сразу бросилось то, что это служение в значительной мере копировало собой возведение в сан Патриарха Московского Кирилла, что было удивительно, поскольку до последнего времени униаты всячески дистанцировались от православия и подчеркивали свою близость к католицизму. Видимо, униаты будут стараться понравиться верующим юго-востока Украины, демонстрируя им (при финансовой и административной помощи Ватикана), что "мы такие, как и вы, давайте жить дружно и вместе... под нашим отеческим (папским) руководством"».
Это дальновидная мысль, поскольку замещение - самый эффективный способ вытеснения. И что с того, что на сегдняшний день около 93% униатских общин сосредоточено в западных областях страны, а в остальной части Украины они представлены в ничтожно малом количестве?
Кстати, из-за того, что униаты правят службы по восточному обряду, Рим взирает на их претензии на патриархат с сомнением и недоверием, опасаясь как галицкого национализма, так и сепаратизма, самостийности, заимствованной от раскольников-автокефалистов, то есть откола от Рима. А если учесть, что Московский патриархат категорически не принимает амбиции УГКЦ, вряд ли Бенедикт ХVІ решится на обострение отношений с Русской Православной Церковью.
Доктор церковной истории В. И. Петрушко в статье «О развитии идеи "Киевского патриархата" в украинском униатстве» сделал такое заключение: «Представляется, что отказ Ватикана на данном этапе учредить Киевский патриархат обусловлен не только негативной реакцией, которую уже высказали по этому поводу Поместные Православные Церкви, но и сохраняющимся внутри Римской курии отсутствием единства по вопросу о целесообразности создания греко-католического патриархата на Украине... Учреждение униатского патриархата позволило бы перехватить... инициативу у Украинской Православной Церкви, которая, являясь наиболее многочисленной и влиятельной конфессией в государстве, тем не менее, имеет лишь статус митрополии и является для националистически настроенных украинских политиков крайне трудным партнером. Украинская Православная Церковь, во-первых, находится в каноническом единстве с Московским Патриархатом, а во-вторых, не желает объединяться на равных с раскольничьими структурами, неизменно ставя условием церковного единства покаяние раскольников. Униатская Церковь, напротив, готова идти на сближение с раскольниками, что уже подтвердила совершением вместе с ними совместных богослужений».
В. И. Петрушко отмечает также, что «в вопросе об учреждении униатского патриархата на Украине возможно появление трудностей канонического порядка, так как до сих пор еще не было исторического прецедента учреждения Святым Престолом какого-либо восточного униатского патриархата de novo (хотя II Ватиканский собор отмечал возможность принятия такого решения). В составе Католической Церкви в настоящее время находятся 6 восточных Униатских Церквей, имеющих статус патриархатов. Но все они происходят от Церквей, уже имевших патриарший статус на момент заключения унии с Римом и Папу Римского нельзя признать каноническим источником патриаршего достоинства предстоятелей этих Церквей.
В Украинской Православной Церкви и Московском патриархате в случае создания Киевского униатского патриархата этот шаг, безусловно, будет воспринят как открытый вызов со стороны Католической Церкви. Тем более что в таком случае будет образована не просто параллель православной Киевской митрополичьей кафедре, а патриаршая структура, имеющая для православного сознания более высокое достоинство. Поэтому наиболее масштабным для Католической Церкви негативным результатом реализации проекта униатского патриархата станет полное свертывание диалога с Русской Православной Церковью и, как следствие, серьезный кризис католического экуменизма в целом. Можно также прогнозировать, что с образованием греко-католического патриархата на Украине станут возможными новые острые межрелигиозные конфликты».
Однако первые амбициозные слова Святослава Шевчука в качестве главы УГКЦ свидетельствуют: униаты если и не вступают в полосу прямой конфронтации с Украинской Православной Церковью, то, несомненно, продолжают интенсивно расширять свое присутствие на Украине. Напомним: если в первой половине ХХ века здесь действовали лишь 3 униатских епархии, то сегодня - 8. Больше того, Киево-Галицкой митрополией созданы три экзархата, охватившие остальную территорию Украины. Вопиющ и такой факт: 21 августа 2005 года кардинал Гузар объявил, что с этого времени его местопребыванием становится Киев, а титул отныне не «митрополит Львовский и Галицкий», но «митрополит Киевский и Галицкий»!
А что же обо всем этом думает руководство Украинской Православной Церкви? Какое, как пишется в церковных документах, «имеет суждение»? И чьими устами сегодня озвучивается эта позиция? На интронизации Святослава Шевчука миллионы телезрителей могли наблюдать, как епископ УПЦ передал вновь избранному главе УГКЦ поздравление православного митрополита и произнес приветственную речь.
Д. Скворцов, обозреватель киевского еженедельника «2000», в заметке «Оранжевая верхушка УПЦ уступила наглости униатов» напоминает: «А еще каких-то 6 лет назад, когда кафедра главы украинских униатов была перенесена из Львова в Киев, это вызвало решительный протест УПЦ. Ведь Ватикан ранее заверял, что никакой экспансии на каноническую территорию Православной церкви не осуществляет, поскольку это противоречит его же положению о том, что Православие для него "Церковь-сестра". Непосредственный же подчиненный Папы Римского украинский кардинал Гузар был более искусным, оправдывая перенос своей кафедры тем, что Киев - и его каноническая территория. Мол, когда было разделено польское королевство в конце XVIII в., униатов просто "вытеснили из Киева во Львов", причем вытеснили "российские оккупанты"».
Далее обозреватель еженедельника «2000», ссылаясь на статью А. Попова в том же издании «Главное достижение Любомира Гузара», тезисно очерчивает историческую реальность:
«Уход униатских епископов из Киева датируется 1-й пол. ХVII в. (а не 2-й пол. ХVII в.). Тогда польский король Владислав IV, перед своей коронацией пошел на уступки православным, и подписал 1 ноября 1632 г. "пункты умиротворения". По этому документу за униатами на Киевщине (включая Киев) оставался только Выдубицкий монастырь. Длительность владения прочими храмами была ограничена сроком жизни главы униатской церкви, но Софийский собор передавался православным сразу же. Последние и заняли его через погода.14 марта 1635 г. польский сейм принял постановление, которым отредактировал "пункты умиротворения". По нему униатам пришлось покинуть Выдубицкий монастырь и переехать в Гродно. Итак, Киев фактически перестал быть резиденцией униатских владык уже в 1635 г. Тогдашний глава униатов Иосиф Рутский умер в 1637 г. в Дермани (ныне Ровенщина), а похоронен был в Вильне. Его преемники также заканчивали свой земной путь далеко от Киева. Поляки фактический контроль над Киевом потеряли с начала войны с Хмельницким, а с 1667 г. по Андрусовскому перемирию Киев официально стал частью России. Понятно, что в это время униатских владык в городе быть не могло. И ни один исторический источник об их пребывании там не говорит. Итак, даже если забыть, что уния в Малороссии и Белоруссии вводилась, мягко говоря, насильно, то Киев ее канонической территорией был максимум 29 лет. При более чем 1000-летней истории здесь православия».
В тревожные времена чуждой экспансии мы живем, православные! Парадоксально, но активность униатов сегодня становится даже выше, чем при оранжевых властях. А как же мы отвечаем на духовную брань наших непримиримых и активных оппонентов?
За что же стоял духовным стоянием один из отцов Русского Православия, уроженец Коломыи Иван Железо (преподобный Иов Почаевский), проживший сто лет и почивший в 1651 году?
Это он защищал Почаевский монастырь в судах от натиска униатов и писал расходившиеся по всей Украине антиуниатские полемические сочинения. До последних дней своих он не оставлял работу по написанию сочинений в защиту православия. Сохранилась одна из его книг: «Книга Иова Железа, игумена Почаевскаго, властною его рукою написанная» (в 1889 году была издана под названием «Почаевская Пчела»).
В 1620 году он принимал участие в Киевском Соборе, осудившем унию и постановившем твердо стоять за православие. Под постановлением этим есть и его подпись: «Иоанн Железо, игумен Почаевский».
Иоанн Железо, игумен Почаевский
В Акафисте этому святому внятно поется: «Против лжемудрований Запада непреоборимый защитниче и поборниче...»
Отче Иове, преславный угодниче Божий и обители Почаевския украшение, столпе веры, промыслом Божиим на крайнем западе Российския земли водруженный, да всем от веры и праотеческаго благочестия заблуждшим сыновом запада иноземнаго путь добрый к истинному правоверию, моли Бога о нас!