Молитвы и мольбы

О книге Павла, Патриарха Сербского

0
192
Время на чтение 5 минут

Молитвы Богу не объясняются; моления не восхваляются. Человека, с молитвами и молениями обращающегося к своему Господу, не восславляют - его слушают и читают с той же смиренностью, с которой он, верующий христианин, молится о спасении. Как же тогда такую книгу и ее автора ввести в нашу профанированную ритуальность представления книги? Как нам своим профанированным языком не нанести вред   евангельской сущности ее?

С таким недоумением и страхом, господа архиереи Сербской Церкви, дамы и господа, я скажу несколько слов перед Патриархом Сербским Павлом - человеком, которого из живых современников среди   нашего народа я больше   всех уважаю.

У меня нет образования, чтобы говорить о глубинах и светоносности его религиозной мысли. Скажу лишь несколько слов относительно его мыслей о нас, людях, о сербском народе, об исторических событиях, принесших нам тяжкие страдания, испытания, для которых мы не имели духовной силы и ответственности на уровне своего человеческого и национального долга. Знаю, что в самой попытке моей выступить   содержится гордость, не приличествующая «Молениям и мольбам», а также неприемлемая для   того, кто их произносил. Поэтому   прошу Его Святейшество Патриарха Сербского господина Павла, чтобы он и относительно моего слова о нем и его книге имел в виду , что мы, «воистину, все за все виновны».

Мы получили в дар книгу человека, который в настоящее время на сербском языке убедительнее всех и честнее всех произносит призыв и завет: «Будем всегда и всюду людьми!» В этом молитвенном наказе Патриарха - чтобы мы были разумными и честными, чтобы уважали себя и других, чтобы защищали себя от врагов, а врагов от себя, чтобы жили по нравственным заветам Христа, чтобы во всем отличались от нелюдей - содержится самое существенное для спасения нас и нашей национальной общности при таком историческом ненастье, которое выворачивает наши жизненные корни. Понимая необходимость оборонительной борьбы сербского народа за свободу, за свои права и за   свою жизнь на своей земле, Сербский Патриарх призывал, советовал и просил вести себя в духе святосаввского и косовского определения, держаться   «человечности и доблести». Он советовал: отстаивая свою свободу и свое право, не посягать на свободу других; защищая свои святыни, не разрушать чужих; защищая свое достоинство и свою честь, не попирать достоинство и честь других. Что бы мы ни делали, за что бы ни боролись, чтобы «сохраняли свою душу и свою честь образ». А мы не всегда поступали так.

«Молитвы и моления» свидетельствуют: от истории, от ее поворотов, оборотов и круговертей Сербский Патриарх не удалился в алтарь; от мерзкой реальности не укрылся в богословской библиотеке.   сне отнимать (не посягать на?оду и свое правохе святосаввского и косовского определения, придерживаясь "земле, Сербский ПатриарИз всех сербских архиереев он наиболее значим не только в Церкви, но и   среди народа; он дольше всех молится и короче всех говорит; он всегда там, где для человека и народа нужно спасение. О церкви он заботится как слуга Божий; о народе заботится как хозяин, о людях заботится как отец. Действия свои он подчинил служению своему, своей вере и людям; функцию Патриарха он поднял до литургического значения. Он воистину исполнил завет Христа: «Кто хочет быть среди вас первым, пусть будет всем слуга». Он откликался на каждое обращение помочь советом; принимал и верующих и неверующих, достойных и недостойных, примирял раскольников, противоборствующих политиков, враждующих братьев по обе стороны Дрины - всегда со взглядом в глубины исторического трагизма нашего бытия и ответственностью за сохранение сербского народа. Во всех делах, имеющих жизненное историческое значение для нашего народа, Сербский Патриарх поступал по Евангелию. «Молитвы и моления» густо засеяны духовными семенами Христа и Его апостолов. И говоря о политических и государственных делах, он говорил с евангельской мудростью, всегда с любовью к правде и справедливости. В некоторые сложные моменты моей государственной службы он приходил, давал мне советы, по-отечески и по-братски, благородно подбадривая меня, чтобы выстоял, мягко напоминая мне, что народу служат без условий, и это служение оценивается не публичным успехом, а своей собственной совестью. Никто мне тише не говорил более значительной истины.

В книге Патриарха отражена в равной степени забота о Церкви и государстве, о вере в Бога и вере в человека. Родолюбие Сербского Патриарха Павла отождествляется с человеколюбием, истинолюбием и правдолюбием. Этот человек совершил подвиг в среде разбоя и во время лжи: он не погрешил неправдой ни перед одним врагом своего народа и не сказал неправды тогда, когда человеку и народу было труднее всего слышать правду. Но он не осуждает и не проклинает людей иных убеждений. Это действительно духовная мощь, которая во время всеобщих разделений сливалась в единое нераздельное слово нашего языка - слово, призывавшее нас, чтобы «честью друг друга делали бόльшими». Сербский Патриарх не делит людей по   признакам веры и убеждений, он нас делит на людей и нелюдей. Вот существенная в философском, антропологическом и психологическом планах отличительная особенность этой книги мудрости, любви и доброты.

Уважая волю югославских народов не жить вместе, выступая за демократию в нашем государстве, за власть народного спасения, критикуя материализм, атеизм и тоталитаризм, Сербский Патриарх делал это не во имя клерикальной доктрины, а во имя свободы человека, которая обоснована в учении Христа как отличительная особенность человеческого существования, как ответственность перед Богом, народным сообществом и каждым человеком,   И наполнял ее духовным и этическим содержанием, смыслом.

В условиях нигилистической надменности, которая захлестнула дух и души нынешних поколений, Сербский Патриарх «Молитвами и мольбами» обозначает ценности, которые определяют нравственные основы человека и сербский народа. На вере в Христа и на лучших народных традициях Патриарх основывает надежду на избавление из пропасти, в которой мы  оказались. Автор «Молитв и молений» восстанавливает ценности, на которых держится человек разума и совести, а также идентичность и этос сербского народа - растерянного, униженного, под угрозой исчезновения. И верующие, и не верующие, и те, кто ходит в церковь, и те, кто ходит лишь мимо церкви, должны услышать и прочитать «Молитвы и моления» и задуматься над своей сербской судьбой. Без архиерейской и всякой иной гордости да самоуверенности, свободные от богословской патетики, которая, по моему нескромному мнению, отягощала и отягощает христианскую мысль на сербском языке в этом веке и в наши дни - которая слишком самоуверенна в своем высокоумии и красноречии, богословскую ученость предпочитает душевной простоте и искренности, иногда и удаляя православие от его евангельской сущности, -  «Молитвы и моления» Сербского Патриарха Павла возвращают христианскую мысль к языку Вука [Караджича], к речи народной, простой, всем понятной. В литературном смысле и значении такие чистота и своеобразие языка, стиля и выражения книги Патриарха являются   настоящей драгоценностью. В эти дни духовного и нравственного упадка, беспутья - вот издание, которое восстанавливает утраченную роль книги, вот слова, которые в обедневшем языке нашей повседневности восстанавливают библейскую мысль евангелиста Иоанна. Вот книга, содержащая итог жизненного и духовного опыта правильного человека нашей среды и нашего времени. Каждое слово в этой книге прожито, выстрадано, обдумано, взвешено, подтверждено волей и сознанием нашего современника - человека, которому все верят. При длительном национальном и человеческом унижении, в котором мы живем, духовная высота и душевная теплота Патриарха Павла - это благородное утешение. Значит, сейчас и здесь можно быть настоящим человеком. Но и ответственно быть современником Сербского Патриарха Павла.

* * *

(Из интервью Сербскому телевидению после упокоения Святейшего Патриарха Сербского, 16 ноября 2009 г.)

Это чудо случилось, что во время наибольшего нравственного кризиса нашего народа, в настоящей агонии, во время, когда мы находились в концлалагере, когда Сербия оказалась в концлагере Европы, а в этом лагере существовали и существуют албанские лагеря для сербов Косова, во время общего распада нравственного, во время стихии нигилизма во главе Церкви был святой.

Перевод Ивана Чароты
Добрица Чосич, писатель, академик САНУ

http://www.voskres.ru/bratstvo/chosich2.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Добрица Чосич
«Усиление России - судьбоносный вопрос для всего мира»
Беседа со знаменитым сербским писателем и мыслителем
24.05.2010
Какую книгу заслужит это время?
Фрагменты из «Заметок»
16.05.2010
Россия разломного периода
Записки писателя
14.11.2006
Все статьи Добрица Чосич
Последние комментарии
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Бузина Олесь
18.12.2024 21:53
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Ил76
18.12.2024 20:40
«Мы можем и должны остановить своё вымирание»
Новый комментарий от prot
18.12.2024 20:23
Очередной «удар по Самодержавию»?
Новый комментарий от ipopov
18.12.2024 20:21
Суд да дела Василия Бойко-Великого и Божий Суд
Новый комментарий от Леонид Болотин
18.12.2024 20:10
О либерализме
Новый комментарий от Игорь Бондарев
18.12.2024 19:48
Если России не будет – на Земле будет ад
Новый комментарий от Игорь Бондарев
18.12.2024 19:36