«Боль помогает человеку открыть себя настоящего»

0
450
Время на чтение 5 минут
«А мог бы жизнь просвистать скворцом,
Заесть ореховым пирогом,
Да, видно, нельзя никак...».
О. Мандельштам

ОТ ТРУДНОСТЕЙ НЕ УЙТИ

Писатель Генрих Белль, который очень хорошо знал, что такое настоящие жизненные трудности, любил повторять ирландскую поговорку: it could be worse. Причем именно по-английски, поскольку на родном языке - могло быть хуже - звучит очень тривиально.

В этом на первый взгляд весьма непритязательном суждении скрывается, между тем, большой смысл как для верующего человека (каким и был Белль), так и для безбожника. Действительно, иногда кажется, что «хуже» может быть только смерть. Но пока мы можем хотя бы пробормотать эту поговорку, - все еще не совсем плохо: значит, мы еще живы и можем кое-что исправить.

Наверняка нельзя придумать какого-то универсального способа отношения к жизненным трудностям, потому что одно дело - это, например, смерть или неизлечимая болезнь любимого человека, другое дело - своя собственная болезнь, несчастье с детьми, потеря работы, пожар, да мало ли что еще. И причины наших неприятностей столь же различны: собственная оплошность, собственные грехи, которые всегда имеют дурные последствия. А может быть, чей-то злой умысел, явление природы или то, что мы называем несчастным случаем, а в действительности - проявление той непрочности мира, разрыва «ткани бытия» в случайном месте, которые являются следствием совокупного человеческого греха. Об этом, кстати, говорил Господь Иисус Христос, когда объяснял, что восемнадцать жителей Иерусалима, погибших под рухнувшей Силоамской башней, вовсе не были самыми страшными грешниками (см.: Лк. 13, 4). Наверное, это же имел в виду и писатель Достоевский, высказавший устами любимого своего героя - старца Зосимы - далеко не очевидную мысль: всякий перед всеми за всех и за всё виноват.

И все же совсем без ответа нельзя. Только нужно понять, что ответа будет, по меньшей мере, два: для атеиста - один, для христианина - другой.
Неверующему человеку ответили философы-экзистенциалисты.

«Несчастия составляют подлинную глубину человеческой жизни», - говорили они. Только в беде, болезни, страхе и трепете открывается подлинное бытие, только в пограничной ситуации, на рубеже жизни и смерти человек повседневности достигает подлинного существования. Жизнь без плача - это торжество неодухотворенной плоти, это тот самый «смех без причины», который является признаком известно чего.

Верующий человек получает несколько иной, хотя и похожий ответ. Но получает его не от измышления человеческого ума, хотя бы и гениального, как у Хайдеггера, а от Самого Господа, из Его Откровения, то есть Священного Писания.

В Новом Завете в послании апостола Павла к римлянам читаем: «любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу» (Рим. 8, 28). Всё! В том числе и несчастье! Причем любое! И то, в котором виноват сам, и то, которое падает неизвестно откуда как снег на голову.

СГИБАЯСЬ, НО НЕ ЛОМАЯСЬ

Чтобы принять это, без веры не обойтись. Образ Креста встречается в Евангелии задолго до распятия. Обращаясь к ученикам - не тем двенадцати апостолам, ничего не требовавшим от Учителя и готовым перенести с Ним все беды и испытания, - а к тем, которые жаждали чудес и которых с какого-то момента становилось все больше и больше, Христос говорил: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). Крест в данном случае - символ страданий, которые надлежит претерпеть человеку в его земной жизни. Как видим, без терпеливого несения креста, то есть без терпеливого проживания исполненной страдания человеческой жизни невозможно быть христианином. Ну или, следуя экзистенциалистам, - невозможно стать человеком в подлинном, полном, а не повседневном смысле.

Крест помогает «отвергнуться себя», то есть отвергнуть случайное, второстепенное, наносное в себе и открыть себя настоящего. По большому счету - высвободить Образ Божий в себе из-под многочисленных наслоений греха.

Нетрудно заметить, что люди, много претерпевшие на своем веку, много страдавшие, много потерявшие, гораздо терпимее и добрее тех, кто, образно говоря, всю жизнь питался одними сладкими пряниками. Страдание учит состраданию, а оно, если верить тому же Достоевскому, есть «главнейший и, может быть, единственный закон всего бытия человеческого». Понять беду, боль, одиночество другого человека по-настоящему может только тот, кто все это испытал сам. Попросту говоря, личное страдание помогает выполнить главную заповедь Евангелия: «Возлюби ближнего, как самого себя» (Мф. 22, 39).

Сострадание, помимо всего прочего, помогает облегчить и собственное страдание. Парадоксальным образом свой крест становится заметно легче, когда кроме него одного пытаешься взвалить на свои плечи хотя бы одну перекладину чужого креста. Главное - не жалеть себя...

И все же... Где взять силы, когда одна беда следует за другой, когда подступает отчаянье и страдание кажется совсем невыносимым? Там же, в вере, в Священном Писании, в жизни Церкви. Ведь Бог никому не посылает испытаний сверх его сил. Апостол Павел пишет своим ученикам: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так, чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10, 13).

Именно поэтому не нужно бояться Церкви и стесняться переступить порог православного храма. Конечно, и здесь можно столкнуться с грубостью и глупостью, но вероятность получить дельный совет все же далека от нуля. Дело даже и не в совете, а в самой благодати, помогающей приобрести и укрепить веру. Сам Господь сравнивал веру с растением, которое начинает свой рост с малого семени и только потом, иногда много лет спустя, превращается в дерево, в могучих ветвях которого гнездятся птицы. Начни с молитвы, исповедуйся в грехах, попроси у священника разрешения на Причастие.

Не нужно только развлекаться, как бы компенсируя навалившиеся неудачи. Герой Беранже, который всегда «как яблочко румян», - не пример для подражания. После выпивки всегда бывает похмелье, после бездумного веселья - тягостная душевная пустота. Следует просто жить, терпеливо проходить жизненное поприще, сгибаясь, но не ломаясь, падая и вставая.
Что-то похожее, хоть и в барабанных стихах, говорит Редьярд Киплинг. Вот одна только строфа:

Умей поставить, в радостной
надежде,
На карту все, что накопил
с трудом,
Все проиграть и нищим стать,
как прежде,
И никогда не пожалеть о том.
Умей принудить сердце, нервы,
тело
Тебе служить, когда в твоей
груди
Уже давно все пусто,
все сгорело
И только Воля говорит: «Иди!»

Заменив одно только слово «воля» словом «вера», получим вполне христианское стихотворение. Впрочем, и его, не теряя смысла, можно заменить всего одной строкой из апостола Павла: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 13).

Протоиерей Михаил ВОРОБЬЕВ,
настоятель храма в честь Воздвижения Креста Господня
г. Вольска

http://www.vzsar.ru/special/2011/01/13/bol_pomogaet_cheloveku_otkryt_sebya_nastoyaschego.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Михаил Воробьев
Все статьи Священник Михаил Воробьев
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.11.2024 02:21
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Русский Иван
12.11.2024 20:05
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Рабочий
12.11.2024 19:51
Не прекращающее сокрытие следов преступного злодеяния
Новый комментарий от Очевидец
12.11.2024 18:47
Гессенские принцессы и Россия
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.11.2024 17:41