Выборг в переводе означает «Священный город». Кто его так назвал — шведы? Или, может быть, шведское название города есть простой перевод-калька более древнего финского или славянского слова? Теперь это уже не определить. Какую святыню хранило это поселение, ныне уж никто не помнит. Языческую, наверное, — хотя как знать? С самой древности звучала в этих землях христианская проповедь: скажем только о Сергии и Германе Валаамских — а ведь сколько было у них учеников и сподвижников… Недавно, проводя раскопки в черте Выборга, археологи нашли остатки православной церкви, построенной задолго до татаро-монгольского нашествия. Так что утверждать, что Выборг искони шведский город, будет, пожалуй, преувеличением… А в Русской земле святынь было много всегда — не исключено, что одна из них находилась в этом северном крае.
Ну а потом пришли шведы… Теперь каждый школьник знает: католики хуже татар. Татары с Православием не боролись, а шведы… Сперва они боролись с Православием как завоеватели — но это было полбеды. Хуже стало, когда шведы превратились в союзников Московского царства. Шведы-завоеватели просто принуждали православных поменять веру; шведы-союзники, призванные Москвой, введя на территорию Выборга войска, огнём и мечом уничтожили все наши храмы, а православных людей частью перебили, частью увели в полон. Таково-то западное союзничество! Когда Пётр Великий вернул России эти старинные славянские земли, в Выборге не было уже ни одного православного храма, а люди, несмотря ни на что оставшиеся верными вере отцов, молились подпольно, тайно, по своим домам. И первое, что сделал здесь Пётр, — приказал разбить на главной площади большой шатёр и освятить его как храм во имя свв.апп.Петра и Павла. Эта полотняная церковь простояла в Выборге целых 16 лет, пока наконец не возвели первый настоящий собор. А ещё Пётр не замедлил водрузить на шпиле шведской крепости Андреевский флаг, пояснив для всех: «Крест Святого Андрея того ради нами взят, что от сего апостола приняла Россия Святое Крещение». Вообще первый русский император внимательно следил за тем, чтобы Выборг вновь стал православным: даже специально приезжал сюда из Питера помолиться — показать пример местным жителям, приободрить их: не надо, мол, больше бояться шведов, с вами сам царь…
Однако Православие возвращалось в Выборг непросто и не разом. Лютеран из города никто не изгонял, а они держались за прежнее место крепко и по-прежнему продолжали мутить умы окрестных крестьян, обращая их в лютеранство. Но шёл «просвещённый» XVIII век, и после смерти Петра никому в русской столице не было дела до этих бед. Лишь во второй половине XIX века спохватились: стали присылать сюда миссионеров, начали помогать православным через благотворительные общества. Организовали, например, «Общество взаимопомощи русских людей», — как в его уставе было сказано, «чтобы ни один русский человек не чувствовал себя здесь духовно одиноким и не оставался безпомощным». Вот, значит, как чувствовали себя русские на этой принадлежащей России земле…
Нетрудно понять, что и после 1945 года православным людям в Выборге жить стало не легче. Никогда не знаешь, откуда грянет беда: Выборгу не повезло тем, что в числе его освободителей был и небезызвестный Григорий Семёнович Жаренов — будущий ленинградской уполномоченный по делам религии. Он, заняв свой высокий пост, говорил так: «Я этот город освобождал от фашистов, я освобожу его и от церковников!» Там, где нельзя было воевать против Церкви простыми запретами, в ход шли интриги. Нынешний благочинный Выборгского округа, отец Лев Церпицкий, рассказывал:
— Жаренов постоянно грозился закрыть наш Преображенский собор — главный храм нашего города. Чтобы не дать ему сделать это, меня, ещё студента Духовной Академии, постоянно посылали в командировку в Выборг: пусть службы служатся, а у начальства не будет повода для закрытия собора. Но Жаренов не унимался: он сумел так поссорить между собой общину, что порой сюда даже милицию приходилось вызывать, чтобы разнять очередную склоку. Как людей ссорили? Да с помощью денег, разжигая в душах зависть. Но, с Божией помощью, мы сумели и это нестроение преодолеть. Всё-таки община состояла не из одних завистников: люди были удивительные, святые люди. Помню, когда начали восстанавливать собор, нечем было заплатить рабочим — и тогда одна раба Божия продала свой дом и принесла деньги в храм: «Берите, батюшка, это для нашей церкви! А мне и без того есть где жить…» Сейчас времена пошли другие — другие прихожане, другая власть, другие враги… Со светской властью Выборга у нас отношения, слава Богу, хорошие; прихожане, пришедшие в храм после 1990 года, постепенно воцерковляются; а враги… Ни лютеране, ни католики на нас сейчас не нападают, но на их место пришли всевозможные сектанты… Мормоны, например… Вы знаете, что Выборг — первый в России город, где построен мормонский храм?.. Наступление с Запада продолжается, но будем уповать на помощь Божию. Всё пройдёт, пройдёт и это…