В ночь на 22 июня возле храма Святых мучеников Адриана и Наталии в деревне Старо-Паново под Петербургом соберутся люди. Они будут петь у костра, читать стихи, а потом в церкви отслужат панихиду по всем солдатам, не вернувшимся с войны.
Не было бы церкви, если бы не 84-летняя Антонина Петровна Осипова. Это ее многолетними усилиями были собраны деньги на возведение храма, она ходила по всем церковным и светским инстанциям. Недавно на звонницу водрузили 370-килограммовый колокол, на который она потратила все свои сбережения.
- ...А на стене снаружи сделать панно! - ударяя сухонькой ладошкой по столу так, что чашки звенят, Антонина Петровна увещевает молодого настоятеля храма отца Антония. - На панно - солдат: то он со штыком идет, то он упал!.. Храм-то солдатам, они нас защищали!..
Антонина Петровна живет в стареньком домике. На калитку цепочка кое-как намотана, чтоб не раскрывалась. Но все равно раскрывается. Сразу за калиткой - остатки сарайчика для угля. Еще недавно Антонина Петровна углем топила печку. Но очень тяжело таскать уголь на старости лет. И она долго копила деньги, чтобы газ провели. Держала козочек, продавала молоко, а деньги откладывала. Накопила-таки, а газ провели бесплатно! Вот на эти накопления она и заказала колокол на 370 килограммов. А на нем - надпись: "Отлит колокол сей в дар храму святых мучеников Адриана и Наталии от р.б. Антонины в память о погибших и пропавших без вести под Ленинградом".
- Она ведь храм строила, можно сказать, в одиночку, - мягко улыбается отец Антоний. - За свои деньги сделала проект, сама выправила всю документацию. Зарегистрировала приход. Добилась благословения митрополита Иоанна...
По понятным причинам до конца 80-х о строительстве новой церкви можно было только мечтать. Но в 90-м Антонина Петровна взялась за дело.
- Сходила я в епархию, узнала, как это все делается, - рассказывает она. - Владыка меня и научил: у тебя, говорит, есть в районе предприниматели. Обещал меня благословить, но только если они мне будут помогать. Ни один не отказал!
"Ребята" - так она до сих пор называет предпринимателей, которые давали деньги, выделяли стройматериалы. Конечно, "ребята": главной "застройщице" было за 60. Но они только дивились ее энергии и силе и раскошеливались.
- Один оплатил фундамент, - перечисляет она с удовлетворением, - другой подвозил бетонные блоки, тот дал денег на цокольный этаж... Вот губернатор Яковлев: он дал целых 500 тысяч!
Она даже ухитрилась съездить в Пикалёво, за 300 километров, и выцарапать не только цемент, но и вагон, чтобы доставить его к месту строительства.
В 1997-м начали строить. В 2000-м был готов цокольный этаж. В 2005-м на первом этаже прошла первая служба.
И вот он, этот храм - совсем рядом, в пяти минутах ходьбы от дома Антонины Петровны.
- У нас большинство памятников имеют милитаристическое направление, - объясняет отец Антоний. - А мы хотим показать войну как большую боль, как трагедию. Поэтому одновременно с первыми службами мы начали историческую деятельность.
Две комнаты при церкви отданы под музей. В одной - история Старо-Панова в фотографиях, какие-то семейные реликвии, которые люди приносят в церковь уже как экспонаты. Другая комната целиком посвящена солдатам - погибшим и пропавшим без вести. Там на стенах закреплены длинные полотнища с именами погибших.
- Это только те две тысячи имен, которые нам удалось восстановить, - отец Антоний показывает рукой на списки. - На этом месте два с половиной года шли такие бои, что хоронить возможности не было. Только за 10 дней старо-пановской наступательной операции в 42-м году на этом "пятачке" погибло три тысячи человек! А за два с половиной года? Никто не знает...
Стоит церковь. Встает золотой купол над кроваво-кирпичными стенами и долго не дает взгляд оторвать. Уже этим летом, обещает Антонине Петровне священник, стены оштукатурят и станет церковь, как и задумано, белой-белой.
http://www.izvestia.ru/obshestvo/article3143145/