- Неужели это ваше появление в команде принесло "Зениту" долгожданное чемпионство? - спрашиваю у спортивного молодого человека, которому почему-то удивительно идет ряса.
- А вы сами как думаете? - улыбается батюшка.
Вообще-то называть его "батюшкой" язык не поворачивается: Глебу Грозовскому - 28 лет. Многие игроки "Зенита" - его сверстники, а кое-кто и постарше. Но этот батюшка для них совсем не чужой.
В отрочестве Глеб Грозовский окончил "зенитовскую" десятилетку - спортшколу олимпийского резерва. Нынешний вратарь "Зенита" Вячеслав Малафеев тогда защищал ворота "Смены" - юношеской команды-противника. И ему сильно доставалось от форварда Грозовского. На пару классов младше в "Смене" учился Андрей Аршавин. И юношеские достижения у будущего отца Глеба были исключительно футбольными: в 15 лет после матчей в Германии он получил титул лучшего бомбардира.
- Кто бы мне сказал, что я оставлю футбол и стану священником, - никогда бы не поверил! Всегда думал, что стану футболистом или в крайнем случае - тренером...
Но была и вторая половинка жизни. Отец Глеба Грозовского, актер и режиссер питерской Александринки, в 40-летнем возрасте вдруг оставил театр и пошел служить простым дворником в Духовную семинарию. И всех своих детей - а их в семье Грозовских было девять! - воспитал людьми глубоко верующими.
- Религия и футбол могут так тесно сосуществовать? - интересуюсь у отца Глеба.
- А почему нет? - смеется он. - Здоровье духовное - и здоровье физическое...
Что "перевесило"? Сначала казалось - футбол. Он окончил знаменитый питерский Институт физкультуры имени Лесгафта, и карьера казалась предопределенной. Но вдруг будущий футболист взял да и отправился в Духовную академию, чтоб стать священником. Вскоре выяснилось, что ради одного совсем не обязательно отказываться от другого. Сейчас Глеб Грозовский тренирует мальчишек-футболистов в "Детской деревне" - очень нестандартном детдоме под Петербургом. Его воспитанники аж светятся от восторга, когда за руки выводят на стадион перед матчами настоящих футбольных звезд - команду "Зенит". Такая традиция. Так было и этой осенью - 20 сентября перед матчем с льежским "Стандартом". Помнится, "Зенит" разделал бельгийцев со счетом 3:0.
Через три дня на матч с "Рубином" в Казань команда ехала со священником.
- Как возникла эта идея? - спрашиваю у отца Глеба.
- Это не идея, я нахожусь в послушании. Как военный, у которого есть начальство, - объясняет он. - Это было решение вышестоящего иерарха, который благословил меня поддержать команду на встрече с "Рубином" в Казани.
Тогда вокруг появления священника в "Зените" родилось много рассказов и всяких небылиц. Говорили, например, что прежде недруги, чтоб обыграть "Зенит", прибегали аж к помощи нечистой силы. В Казани, дескать, даже дохлых крыс в раздевалку подбрасывали. Мол, оттого "Зенит" и проигрывал!
- Знаете, я никаких дохлых крыс не видел, как и вы, - знаю, что есть такие слухи. В газетах читал, - подмигивает отец Глеб.
Что тут правда, что нет - кто разберет? Но если в прежние годы "Рубин" у себя дома обставлял "Зенит", можно сказать, "всухую", то тут ему пришлось туго. С божьей помощью или без нее, но из Казани "Зенит" уехал, позволив супостатам забить только один мяч против своих четырех! С этого, можно сказать, и начался победный марш к чемпионскому титулу.
Теперь отец Глеб ездит с "Зенитом" на многие матчи. Правда, не на все.
- У меня же есть еще свои обязанности в Софийском соборе в Пушкине, где я служу, - объясняет он.
- Откройте секрет, что же вы такое делаете, когда все-таки едете с командой? - допытываюсь я.
- Поверьте, ничего особенного, - мягко улыбается священник. - Я с ними общаюсь. Вот как сейчас с вами. Как и с любым человеком. У нас дружеские отношения, очень теплые, радостные. Естественные человеческие отношения.
- О чем вы говорите?
- Не о футболе, - улыбается отец Глеб. - Я с ними больше говорю о жизни, о любви, о дружбе, о смысле... Стараюсь быть для них просто человеком, на которого они могут положиться, у кого могут спросить совета.
- Говорят, вы их отучаете матом ругаться?
- Да вот именно - говорят! - такой уравновешенный отец Глеб, кажется, сейчас все-таки выйдет из себя. Но он тем не менее сдерживается и спокойно продолжает. - Это глупость и чушь полная. Никогда я ничего похожего не говорил - мол, не ругайтесь, это нехорошо... Не в этом христианство! Наша задача - любить людей, помогать им, а не осуждать. Нести любовь. Вот вы, пожалуйста, не вычеркивайте то, что я сейчас скажу: есть журналисты, которые могут приврать ради красного словца, не задумываясь, как это повлияет на других людей. Отсюда, видимо, и пошло - "отучаю ругаться матом"... Я никогда не позволил бы себе судить и осуждать! Одно дело - просто объяснить человеку, что такое мат: может, он об этом не задумывается. И совсем другое - ходить за ним и тыкать в ошибки.
Вот мы привыкли считать футболистов людьми, которые не только быстро бегают по земле, но и достаточно твердо стоят на ней обеими ногами. Безо всяких там фанаберий. А они вот сразу и очень тепло приняли в команду священника. Кое-кто из них, оказывается, и прежде обращался к отцу Глебу, когда тот еще служил дьяконом в соборе возле стадиона "Петровский" - базы "Зенита". Теперь обращаются и другие. А чтобы не "напрягать" футболистов, отец Глеб ездит с ними на матчи не в рясе, а в обычной мирской одежде. Может и в спортивный костюм облачиться.
- Нас 70 лет учили, что человек в рясе - это что-то грозное, ужасное... Я же сам на себе это ощущал в советском садике, в советской школе, - объясняет он.
- А как же они к вам обращаются? - спрашиваю. Признаюсь, даже когда этот молодой батюшка одет в рясу, все равно не заставишь себя сказать "отец Глеб".
- Да нет разницы - как обращаются, - улыбается он. - Мне важно, чтоб люди знали, что священник - это человек, который любит их, открыт к ним и искренне желает им добра. А как обращаются - это уже второстепенно.
- С какими вопросами к вам идут? - спрашиваю его.
- Чаще - с личными. Моя миссия - чтобы ребята чувствовали, что есть человек, который их просто любит, просто желает им всяческих благ, молится за них и искренне хочет помочь им.
- А ребят не смущает, что вы - их сверстник, и жизненный опыт у вас с ними одинаковый, а кое в чем, небось, у них и побольше?
- Думаю, не смущает, если обращаются. Видимо, есть у ребят такая потребность.
- Но ведь в команде игроки не только православные, состав очень "пестрый" - норвежец, кореец, турок, аргентинец... Вы не боялись враждебности с их стороны? - продолжаю допытываться.
- Да это сущий бред - когда начинают так говорить! - морщится отец Глеб. - Люди, наоборот, рады, что есть кто-то, кто искренне интересуется их проблемами, кто готов помогать... И это независимо от вероисповедания. Единственный барьер, который может у нас возникнуть, - языковой: я не настолько хорошо говорю по-английски, чтоб понимать нюансы их речи.
- Получается, вы в команде - в роли психолога? - я пытаюсь перевести все в привычную для мирского понимания плоскость.
- А любой священник должен быть психологом, - отвечает отец Глеб. - Хорошим психологом и хорошим педагогом. Это, может быть, не всем дано, но я эту данность не считаю своей заслугой: у меня два высших образования, и психологию я изучал в обоих вузах.
Интересно, что сам отец Глеб себя совсем не считает болельщиком - в привычном понимании этого слова. Точнее, он совсем не "футбольный фанат". Он признает, что очень желает победы ребятам и очень радуется, когда они выигрывают. Но ногами на стадионе не топает и не "фанатеет".
- Я и как христианин - не фанат, - продолжает он, улыбаясь. - Фанатизм - и в христианстве, и в жизни, и в футболе - это вещь противоестественная.
http://www.izvestia.ru/sport/article3110242/