Некий информированный источник из Генштаба» сообщил, что якобы готовится эксперимент по формированию моноэтнических и моноконфессиональных воинских подразделений. Военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев по этому поводу говорит: «По сути, это возврат к опыту «диких дивизий», которые существовали сначала в армии Российской империи, а потом некоторое время и в советских войсках. И в этом есть смысл». Какой смысл - генерал не уточняет.
Вполне возможно, что утечка служебной информации осуществлена с целью зондирования общественного мнения. Если массы не среагируют резко отрицательно, то эксперимент можно начинать и постепенно переводить его в постоянную практику. А массы, скорее всего, будут только «за». Если отбросить политкорректность и посмотреть правде в глаза, то станет очевидно: призывники с Кавказа буквально достали всю Российскую армию. «Даги», «чехи» и прочие «звери», как их обычно и вполне открыто называют в войсках - головная боль для офицеров и зачастую трагедия для призывников-славян. Эти «гордые горные орлы» напрочь игнорируют такие обязанности солдата, как уборка казармы, тем более - мест общего пользования, чистка территории, уход за обмундированием, вообще все, что связано с черновым физическим трудом - не для них. «Кавказ над нами, а вы под нами», - любят говорить эти своенравные парни. И всю черновую работу, без которой в армии, хоть ты тресни, не обойтись, выполняют в течение всей службы славяне. Которых «звери» также открыто именуют «свиньями» и «собаками». Не Вооруженные силы, а какой-то «Скотный двор» по Оруэллу.
При этом совершенно ошибочно считать, что джигиты в силу своего «истинно мужского» воспитания, игнорируя физический труд, самозабвенно занимаются боевой подготовкой, и только они становятся настоящими военными профи.
Да, пострелять, мышцы накачать, рукопашный бой освоить они, порой, любят. Не секрет, что хороших стрелков, минеров и рукопашников среди боевиков, воевавших и воюющих на Северном Кавказе против Федеральных сил, немало. И опять же не секрет, что почти все они получили военную подготовку либо в Советской армии, либо в Российской, либо у инструкторов, прошедших армейскую школу в СССР-РФ.
Однако все это никак не свидетельствует о том, что кавказцы прирожденные военные профессионалы, которым создай условия - они элитой обновленной армии станут. Действительно, хорошо прицелиться, нажать на курок, даже мину грамотно поставить, тем более набить кому-то вполне профессионально физиономию, они могут. Но стать оператором сложной ракетной системы, управлять техникой, построенной на элементной базе высоких технологий, овладеть сетецентрическим оружием, то есть стать профессионалом не армии, построенной на мордобое и навыках «руби-коли», а той военной силы, которая рождается на наших глазах, в абсолютно подавляющем большинстве призывники с Кавказа не могут в принципе. Это, к сожалению, факт.
Конечно, можно назвать этнических кавказцев и уроженцев Средней Азии, которые стали выдающимися военачальниками, прекрасными летчиками, освоившими самые современные самолеты, испытателями сложнейшей военной техники, блестящими офицерами Военно-морского флота, героями-подводниками, грамотными военно-техническими специалистами и прочая, прочая, прочая. Но все эти примеры будут из «тоталитарного» советского прошлого. А речь идет о современной демократической России.
Демографическая ситуация сложилась так, что призывников с горного Кавказа становится все больше, а с равнинной России - все меньше. И масса этих призывников фактически разлагает армию, мешая командирам вести профессиональную боевую подготовку в ограниченный годом солдатской службы срок. Ничего удивительного нет в том, что голова разболелась не только у строевых командиров, но и у всего Генштаба. Делать что-то надо. Но что?
В качестве примера современных национальных воинских подразделений приводится опыт формирования в Чечне батальонов «Восток» и «Запад». Однако опыт этот уникален, и массово повторить его невозможно.
Батальоны специальной разведки ГРУ «Восток» и «Запад» формировались, можно сказать, штучно, после очень серьезной предварительной подготовки. Два этих батальона стоили всей 42-й дивизии, к которой были формально приписаны. Служили в них, в основном, чеченцы, но были и русские бойцы. Даже намека на неуставные отношения в батальонах не было. О боевых успехах спецназовцев-чеченцев можно говорить только в превосходной степени! Но вот парадокс: положительным примером прославленные воинские подразделения служить для Министерства обороны никак не могут. Всем известно, что Генштаб сдал эти элитные части на растерзание тем, кто ненавидел бойцов и командиров «Востока» и «Запада» за верность России - единой и неделимой, за их истинный интернационализм, за честность и неподкупность. И что хорошего может создать руководство Минобороны на примере собственного предательства? Кстати, о предательстве.
В Чечне, в пику подразделениям ГРУ, создали две национальные части «Север» и «Юг» под «крышей» МВД. Комплектование «северо-южных» батальонов в корне отличалось от тех принципов, которые исповедовали разведчики. Что в итоге? Даже генералы Внутренних войск, естественно, на условиях анонимности, шепотом говорят, что «северяне» и «южане» могут элементарно выстрелить в спину. А может, уже и постреливают...
В одной из центральных газет была публикация о том, как при проведении контртеррористической операции в горных районах Чечни служащие национального батальона «сливали» секретную информацию боевикам. То есть, имела место настоящая измена, в результате которой погибли бойцы-славяне подразделения Внутренних войск, участвовавшего в операции. Разразился скандал. Но весь жар скандала оказался направлен против газеты. Да как она посмела публиковать материал, порочащий чеченцев, рискующих жизнью в боях с «шайтанами»?! Зачем это журналисты разжигают ксенофобию?! В итоге дело спустили на тормозах, чисто воинское преступление - предательство - не было до конца расследовано, к ответственности никого не привлекли.
Примеры перечисленных батальонов показательны тем, что мало собрать представителей одной национальности в один коллектив, чтобы все само собой образовалось, и волшебным образом появилась боеспособная, верная Присяге воинская часть.
Работать надо, и прежде всего головой. В военном же ведомстве вошло в привычку отговариваться: хотели как лучше...
В советское время тоже существовала проблема призывников с окраинных республик Союза и РСФСР. В немалой степени она решалась за счет стройбатов. Если под призыв попадали совсем отмороженные или абсолютно безграмотные парни, их отправляли в строительные части. После развала СССР в прессе поднялся страшный шум против военно-строительных частей, против «рабского» труда в них. Стройбатов в новой Российской армии нет. Так может быть, возродить их, а не «дикие дивизии» времен Первой мировой? Неужели на Кавказе строить нечего? Вот пусть Минобороны и создаст новый-старый род войск, наделит его широкими хозяйственными полномочиями и определит набор туда по национальному признаку. Если дагестанцы, ингуши, чеченцы и дети других мусульманских народов Кавказа будут служить только в стройбате и только на территории своих замечательных республик - проблема неуставных отношений, имеющих национально-религиозную подоплеку, будет решена сразу и навсегда. Единственное условие: военно-строительные подразделения должны быть действительно моноэтническими, но, в то же время, обязаны соблюдать Устав Вооруженных сил и законы РФ.
А как быть с призывниками-кавказцами из Москвы или Санкт-Петербурга? Обычно, это дети бизнесменов, спортсменов и бандитов. Те еще ребята! Без всякого уничижения, просто - констатация факта. Пусть призываются и служат в обычных частях. Но до первого нарушения. А дальше два пути: или в кавказский стройбат, или в дисбат. Это практика Советской армии. Злостных нарушителей воинской дисциплины, где бы они ни служили, хоть в РВСН, хоть в спецназе ГРУ, без разговоров отправляли дослуживать в стройбаты. И волки были сыты, и овцы целы.
В принципе, хорошо, что в Минобороны - если, конечно, это не газетная «утка» - озаботились национальной проблемой Вооруженных сил России. Логично провести по этой теме широкую общественную дискуссию.
Тем более, что проблема кавказских призывников в Российской армии важна не меньше, чем проблема Химкинского леса. Будет дискуссия, будет реальный поиск решения очень сложной, но все-таки решаемой задачи - удастся избежать многих трагедий. Если вопиющую проблему объявят надуманной и административно дискуссию закроют - быть беде. А если начнется директивное, пусть и экспериментальное, создание мононациональных мусульманских «диких дивизий» - быть общегосударственной катастрофе.
Такой вот выбор.
http://www.stoletie.ru/tekuschiiy_moment/dikije_divizii_vozvrashhajutsa_2010-10-19.htm