9 октября Православная Церковь празднует преставление святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. «Апостол Любви» - такое наименование получил этот великий святой. Автор четвертого Евангелия, трех соборных посланий и Апокалипсиса, он единственный из Апостолов умер своей смертью (по преданию - весьма загадочной) в возрасте более ста лет.
Чудесный улов
На берегу Геннисаретского озера толпилось великое множество народа. Люди теснили друг друга, многие заходили даже в воду, чтобы лучше слышать слова Иисуса из Назарета, Который, отплыв в лодке недалеко от берега, наставлял народ в новом, неведомом учении о любви и благодати. Лодку покачивало на волнах. Симон Петр в числе прочих рыбаков сидел на веслах, ссутулив натруженную спину и уронив на колени широкие, разбитые работой ладони. Рыбаки были опечалены. Всю ночь они трудились, забрасывая в озеро сети, но не поймали ничего. Неподалеку Зеведей с сыновьями Иаковом и Иоанном, выйдя из своей лодки, на отмели промывали сети. Они тоже оказались без улова. Щедрое на рыбу озеро вдруг оставило рыбаков без пропитания.
Закончив учить народ, Иисус обернулся к Симону Петру и сказал: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть (Лк. 5, 4-5). Рыбаки налегли на весла. Лодка, удаляясь от берега, отплыла на глубину.
Иаков и Иоанн, сыновья Зеведеевы, оставив работу, с интересом смотрели, что будет дальше. Симон с рыбаками закинули сеть, потянули назад, но, к своему удивлению, не смогли вытащить ее из-за великого множества рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону (Лк. 5, 6-10).
И сказал Иисус Симону: отныне будешь ловить человеков (Лк. 5, 10). А также увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним (Мк. 1, 20).
Так повествует нам Евангелие о призвании первых Апостолов, среди которых мы видим юношу по имени Иоанн. Отец его, вероятно, владел рыбным промыслом, а также занимал не последнее положение в иудейском обществе, ибо Иоанн имел знакомство с первосвященником (см.: Ин. 18, 15). И этот юноша, оставив семью, родной дом и богатое наследство, последовал призыву Спасителя, чтобы в бесконечных лишениях и неустанных трудах нести миру свет евангельской Истины!
Христов наперсник
За свою горячую преданность и готовность следовать за Христом повсюду апостол Иоанн пользовался особой любовью Спасителя. Вместе с Петром и братом своим Иаковом он находился возле Господа в самые важные и торжественные минуты Его земной жизни. Так, апостол Иоанн видел Преображение Господне на горе Фавор, был свидетелем Гефсиманской молитвы Спасителя. А на Тайной вечери он был так близок к Господу, что возлежал у груди Иисуса (Ин. 13, 23), откуда и пошло его наименование «наперсник» (перси - в пер. со ст.-слав. «грудь»), ставшее потом нарицательным при обозначении человека, особенно близкого кому-либо. Иоанн, единственный из всех Апостолов, не убоялся расправы со стороны иудеев, когда Спасителя взяли под стражу, и вместе с Пресвятой Богородицей был при Кресте, на котором распяли Господа. Апостолы разбежались, даже Петр отрекся от Христа, и только Иоанн остался верен своему любимому Учителю. За это Господь, умирая на Кресте страшной, мучительной смертью, проявляет Свою особую любовь и заботу об Иоанне: Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! (Ин. 19, 26-27.)
Оступившийся юноша
После Вознесения Господня святой Иоанн жил и проповедовал Евангелие в Иерусалиме, проявляя сыновнюю заботу о Пресвятой Богородице. А по Ее славном Успении Апостолу выпадает жребий благовествовать в Малой Азии, куда он и направляется вместе со своим учеником Прохором. В одном из азиатских городов со святым Иоанном происходит случай, который как нельзя лучше характеризует личность этого Апостола Любви. Проповедуя Евангелие, в одном селении он встретил юношу с добрым сердцем, но не имеющего твердых жизненных позиций. Апостол наставил юношу в Священном Писании, вверил его воспитание местному епископу и отправился с проповедью дальше. Епископ недосмотрел за молодым человеком, и тот сделался разбойником, столь ужасным в злодеяниях, что его именем матери пугали своих детей. Шайка, предводителем которой был падший юноша, грабила купеческие караваны, делала разбойничьи налеты на небольшие селения.
Апостол Иоанн вернулся однажды в город и попросил епископа рассказать, как преуспел вверенный ему молодой человек в христианских добродетелях.
- Погиб тот юноша,- с плачем сказал епископ.- Душой умер, а телом - разбойничает по дорогам.
Тогда апостол Иоанн попросил дать ему коня и проводника, чтобы отыскать молодого христианина, сделавшегося предводителем разбойников. В горах, где промышляла шайка, на одной из узких дорог путь им преградили вооруженные люди, намереваясь ограбить путников, но лишь только их предводитель увидел апостола Иоанна, как, выронив оружие, кинулся бежать прочь. Апостол, будучи уже стариком, бросился его догонять, умоляя остановиться и не отчаиваться в своем страшном падении.
- Грехи твои я возьму на себя! - кричал апостол Иоанн.- Остановись же и подожди меня!
Наконец юноша остановился и со слезами пал в ноги Апостолу. Пораженный таким участием к себе, молодой человек раскаялся, полностью переменил свою жизнь и остаток дней провел в христианских подвигах.
Апокалипсис
При императоре Домициане апостол Иоанн был сослан на остров Патмос, где написал Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова - единственную пророческую книгу Нового Завета, в которой описывается будущая судьба Церкви и всего мира. Апокалипсис не читали и не читают во время богослужения, потому что текст очень трудно поддается объяснению. Несмотря на сложность толкования этой книги, отцы и учители Церкви всегда относились к ней с великим благоговением. Так, святитель Дионисий Александрийский пишет: «Темнота сей книги не препятствует удивляться ей. И если я не все в ней понимаю, то лишь по моей неспособности». А блаженный Иероним сказал про Апокалипсис еще лаконичней: «В нем столько же таинств, сколько слов».
Евангелие от Иоанна
В начале было Слово... (Ин.1, 1.)
Возвратившись из ссылки, апостол Иоанн жил в Ефесе. Последние годы своей жизни он проводил суровую аскетическую жизнь, питался лишь хлебом и водой и носил самые простые одежды.
Как повествует Предание, четвертое Евангелие было написано апостолом Иоанном по просьбе ефесских христиан или даже малазийских епископов, которые принесли ему первые три Евангелия и просили дополнить их словами Господа, которые он слышал во время проповеди Иисуса Христа. Так появилось четвертое Евангелие, содержащее в себе много подробностей из жизни Спасителя, не указанных в первых трех. Евангелие от Иоанна раскрывает главным образом Божественное достоинство Господа Иисуса Христа. За раскрытие этих глубочайших и возвышенных истин апостола Иоанна стали называть Богословом.
Когда Апостол по старости лет не мог уже произносить длительных проповедей и поучений, он повторял только одну фразу: «Дети, любите друг друга». На вопрос учеников, зачем он всегда говорит одно и то же, Апостол отвечал: «Сия есть заповедь Господня, и если ее соблюдете, то и довольно».
Авторитет апостола Иоанна среди христиан был огромен - он оставался единственным очевидцем земной жизни Спасителя.
Однажды святой Иоанн удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и, выбрав место, повелел выкопать крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали могилу землей. Ученики, не дерзая ослушаться, покрыли лицо любимого наставника платом и с плачем и скорбью исполнили повеление. Когда остальные ученики узнали о случившемся, то поспешили на могилу, но, раскопав ее, ничего в ней не нашли...