Проверяй... и подавай

0
214
Время на чтение 5 минут
Они первыми встречают нас у дверей храмов. Почти в любой час и в любую погоду, ведь уставленный иконками и нехитрым скарбом клочок асфальта для многих из них - единственный надежный дом. Иногда при взгляде на них мы вздрагиваем от отвращения, но чаще - от жалости. И машинально откупаемся червонцами и завалявшейся карманной мелочью от всего сразу - убожества, физических уродств, невиданной грязи, горя, нищеты. Торопясь пройти мимо, мы отмахиваемся от мысли, что и мы не застрахованы от повторения их судьбы. И редко задаемся вопросом: а на что потрачен наш скромный дар, и стал ли он маленьким спасением хотя бы для кого-то из них.

НИЩИЙ НИЩЕМУ РОЗНЬ

Просящих «ради Христа» в последние годы стало очень много. Мольбы о помощи можно встретить всюду: у ворот храма, на вокзалах, в общественном транспорте, Интернете ... Конечно, сверхприбыльным «бизнесом» такое занятие не назовешь, но на жизнь заработанных таким образом денег вполне хватает. Разжалобить отзывчивых на подаяние прихожан храмов, да и просто идущих мимо людей вроде бы несложно: как не подать калеке или старушке с трясущейся рукой, не знающей, как свести концы с концами на свою жалкую пенсию? Но ни для кого не секрет, что чужой отзывчивостью и сердобольностью часто активно пользуются. И тогда собранные за день пожертвования оседают в дешевых забегаловках, пивных или в чьих-то карманах. Очередное лаконичное воззвание о помощи в виде водруженных на стул иконы и блюдца для подаяния при отсутствии самих нуждающихся в очередной раз заставило меня призадуматься: а как человеку разобраться и понять, с кем из ближних стоит делиться своей последней рубахой, а с кем нет, и что думает по поводу подаяния Церковь? Неужели стоит класть монеты в каждую протянутую руку?

Еще несколько лет тому назад колоритную пару Олю и Колю можно было без труда застать возле храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Этих двух нищих прихожане и служители храма знали очень хорошо. Да и не заметить в толпе бездомных высокую ковыляющую фигуру бородатого старика и простодушную, как ребенок, женщину, с детства инвалида-олигофрена, было трудно. Поэтому клирики и сотрудники храма вместе с прихожанами пытались вникнуть в их страшную уличную жизнь и помочь по мере сил.
Этот странный союз казался неразлучным - повсюду вместе, по-своему подбадривающие и помогающие друг другу. А потом Коли не стало. Его убили на улице подвыпившие подростки, и Оля, совсем беспомощная, осталась одна. Она была из тех, кто по-настоящему нуждался в помощи и внимании. И ей, к счастью, повезло. Стараниями участливых людей она оказалась в областной психиатрической больнице. Там Олю подлечили и даже окрестили в маленьком местном храме...

 

Но есть и совсем другие истории с куда более прозаичным финалом. О них рассказал мне настоятель храма в честь Преображения Господня в селе Пристанном протоиерей Владимир Пархоменко. Несколько лет тому назад, служа в одном из костромских храмов, отец Владимир обратил внимание на мужчину нетрезвой наружности, затесавшегося в хорошо знакомую компанию просящих милостыню старушек. Результатом участливых расспросов батюшки стал жалостливый рассказ про горькую долю, а в конце последовала просьба помочь деньгами. Этой просьбе отец Владимир внял и даже предложил несчастному не обычные пять-шесть (дело было до финансового кризиса конца девяностых), а целых сто рублей. Но... в обмен на несложную работу - вырыть яму под давно требовавшийся приходу колодец. Предложение мужчине поначалу понравилось, но перспектива двухчасового труда, судя по всему, не вдохновила. Он провозился в земле не дольше десяти минут, а потом посчитал за лучшее по-тихому исчезнуть. «Больше его не видели, - вспоминает отец Владимир. - Хорошо хоть лопату не унес».
Еще один нищий, уже в Воронеже, очередном месте служения батюшки, запомнился ему тем, что упоительно воспевал прелести бродячего образа жизни. Он по-приятельски поделился с отцом Владимиром адресами основных мест жизнеобеспечения любого воронежского бомжа, не утаив даже святая святых - полный перечень точек, на которых можно бесплатно перекусить. То есть человека его бродячая жизнь вполне устраивала, и его протянутая рука в итоге стала не мольбой о помощи, а всего лишь средством заработка.

ПОДАВАЙ, НЕ ГОРДЯСЬ И С РАССУЖДЕНИЕМ

И все же, как говорит отец Владимир: «Милостыню подавать нужно, без этого не родятся в душе милосердие и настоящая любовь. То, что нищие сидят у порогов церквей, пусть вас не смущает, в этом нет ничего аномального. Это лишь свидетельство того, что Церковь готова помочь любому обездоленному человеку. Но при этом нельзя забывать - есть такое понятие, как потворство греху. И в некоторых случаях милостыня может быть расценена именно так. Вот потворствовать тунеядству не стоит. Нужно по возможности постараться трезво оценить - стоит подать в данном конкретном случае или лучше воздержаться».

Следуя этому совету, не стоит даже пытаться облагодетельствовать тех, кто явно отнесет «выручку» в ближайший шинок. А выяснить это на самом деле довольно легко - лучше не давать деньги на руки, а не полениться, дойти до ближайшего магазина и вернуться к неимущему с «натурой». Или же сразу предложить вместо денег взять продукты. Зачастую после такого жеста выясняется, что попрошайка вовсе не голоден, и деньги ему нужны совсем не на еду или другие необходимые вещи. Зато по-настоящему нуждающихся людей подношения в виде продуктов или каких-то предметов быта не оскорбят. Неслучайно большинство священников, которые отлично знакомы с нуждами всех «своих» нищих, советуют подавать именно подобным образом.

Правда, анекдотичные ситуации нет-нет, да и случаются и с такого рода дарами. Так, известны случаи, когда облагодетельствованные бомжи не стеснялись возвращаться к прилавку с только что купленной здесь едой и упрашивали продавцов обменять продукты на деньги.

Чаще всего на приходах прекрасно осведомлены о том, что за люди обивают пороги того или иного храма. И если к кругу хорошо знакомых лиц вдруг присоединяются откровенно пьющие элементы, охранники, сотрудники храма просят их больше не появляться.

Куда сложнее убедиться в добропорядочности авторов почтовых и электронных писем, взывающих к милосердию. Не секрет, что мошенники охотно прибегают к такому относительно безопасному способу вымогательства денежных сумм, причем не стесняются выпрашивать средства даже с самих приходов. Настоятели церквей и храмов могли бы многое рассказать о потоке подобного рода корреспонденции, регулярно атакующей их почтовые адреса. «В идеале такие письма надо проверять, - уверен отец Владимир, - и, если нет возможности проверить, от подаяния лучше воздержаться. Но у священников нет на это ни времени, ни сил. Даже я сам как настоятель попадал в руки аферистов, отдавал деньги, принадлежащие приходу».

Все это, конечно, частные случаи. Вопрос «давать или не давать», особенно если идешь по улице, проносится в голове за доли секунды и остается на усмотрение каждого из нас. Кого-то способны разжалобить увечья и вопиющая нищета, кто-то без колебаний перечислит нужную сумму на банковские реквизиты, указанные в пришедшем по электронной почте письме с криком о помощи смертельно больному ребенку. И хотя распространено мнение, что просчитывать, кому стоит помочь, а кому нет, - неправильно и как-то неэтично, Церковь, как стало ясно из моего разговора с отцом Владимиром, все же придерживается другого мнения. И изречение подвижников первых веков христианства: «Пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем узнаешь, кому даешь» вполне может служить человеку руководством к действию в тех случаях, когда есть вероятность, что крик о помощи для кого-то всего лишь средство цинично заработать. Ведь зачастую бывает, что наша, если так можно выразиться, «неразборчивость» в проявлении сострадания продиктована отнюдь не любовью к ближнему, а элементарно собственной гордыней. И порой мы помогаем, чтобы иметь повод лишний раз мысленно «погладить» себя - вот какой я хороший, помог человеку.
Но подавать в любом случае нужно, не считая при этом милостыню чем-то вроде индульгенции, работающей по принципу «откупиться и забыть». Наша задача, если мы хотим оставаться людьми, - не просто подать при случае попавшемуся случайно на глаза нищему, а на протяжении всей жизни учиться быть по-настоящему отзывчивыми и милосердными.

http://www.vzsar.ru/special/2010/09/02/proveryay..._i_podavay.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Екатерина Вельт
Все статьи Екатерина Вельт
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06