И конечно учредители, Братство «Радонеж» с его бессменным председателем - Евгеним Константиновичем Никифоровым. Все - такие же радостные, полные энергии, оптимизма и надежд, такие же молодые и стройные. Почти. Причем, час спустя, когда гостям демонстрировали видеозапись 20-летней давности - открытие православной гимназии в 1990-м - собравшиеся аплодисментами встретили появившихся в кадре о. Артемия, о. Олега, прозорливого Евгения Константиновича ... Ну, угадал же подружиться 20 лет назад с молодыми батюшками, имена которых сегодня у всех на слуху!
Молебен и торжественная линейка по случаю юбилея гимназии «Радонеж» были украшены пением гимназического хора, краткими выступлениями батюшек, выпускников. И об этом, последнем, непременно надо сказать пару слов. Так, когда присутствовавшим представили выпускника гимназии, молодого священника, благочинного Видновского района МО протоиерея Михаила Егорова, он с улыбкой заявил, что не скажет ни одного слова, пока рядом с ним не встанет его «совыпускница», преподаватель древних языков и Закона Божьего гимназии «Радонеж» Рогожина Анна Алексеевна. Ностальгические воспоминания заняли не более двух минут, но как же порадовал собравшихся самый вид совыпускников! Трудно представить лучшую «рекламную» картинку гимназии «Радонеж»: открытые, чистые лица православных, красивых, молодых, образованных, современных! С уверенностью можно сказать, что родители первоклашек, глядя на них, думали про себя: «Вот и наши будут такими!» Дай Бог!
И еще одно, призывающее читателей проникнуться значимостью юбилея. Это сейчас с определенной долей легкости можно говорить - 20 лет ... А вы вспомните 1990-й год, когда на деле советская эпоха еще не отступила. Да и не намеревалась отступать. И тем не менее нашлись люди, которых мы сегодня хорошо знаем, и они сделали в то непростое и многим непонятное время нечто, в высшей степени смелое, определенное и конкретное. Учредили православное братство «Радонеж», а затем гимназию, радио и газету, с тем же названием. Причем, гимназию образовали за два года до появления первых нормативных документов для подобного типа школ.
Диссонанс
Вот, пожалуй, и все о юбилее. Читатель, конечно, скажет: обычное дело. Любая школа по поводу подобного юбилея может представить энное количество и громких достижений и оригинальных «изюминок», которые будут понятны и радостны домочадцам и выходцам именно из этого дома. Верно. Так и есть. Именно поэтому особого внимания заслуживает слово директора гимназии Михаила Борисовича Тишкова, которое он сказал по окончании торжественной линейки у Креста. Слово было «малоюбилейным» (сказанным разве что «по поводу» юбилея), насыщенно проблемным и обращенным ко взрослой части аудитории, которой хорошо знакомы непростые вопросы православного образования.
«...Конечно, 20 лет назад произошло почти невероятное - мы получили возможность воспитывать наших детей в традициях православной веры. Мы учредили Первую в России православную Гимназию. Нашему примеру последовали другие, но далеко не все дожили до 2010 г. Если проследить прошедшие 20 лет, политика государства по отношению к негосударственному сектору образования, в том числе к православным школам, - дискриминационна. Доказательством тому служит - неуклонное сокращение числа негосударственных школ. И я не скажу с уверенностью, чего больше в нашей работе - развития или борьбы за выживание...»
Вот так, не очень радостно начал свое слово Михаил Борисович. Но далее, по всем правилам деятельного оптимизма причины стал искать в том числе и в себе, в православном сообществе. «Церковное сообщество в целом не осознает важности и уникальности исторического момента с тем, чтобы сконцентрировать свое внимание на православном воспитании и образовании юношества ... Даже сейчас, когда Президент однозначно встал на нашу сторону («Мы законодательно закрепим, - сказал он - в ноябре 2009 , - равенство государственных и частных общеобразовательных учреждений и предоставим семьям более широкие возможности выбора школы»), - мы не можем воспользоваться такой мощной поддержкой. Да, советские и очень с ними схожие постсоветские, традиции чиновничества- сильны. Среднее звено чиновничества зачастую на практике саботирует решения верховной власти. И это мы «на собственной шкуре» почувствовали сразу после многообещающего заявления Президента: финансирование православных школ Московским правительством было сокращено... Ну а мы-то, мы как церковное сообщество в целом, что сделали мы, чтобы наполнить конкретным содержанием заявление Президента?.. Работаем мало и плохо. Что можно сделать?
Во-первых, сделать православное образование юношества для Церкви - приоритетным. Все мы прекрасно понимаем, что действительно православное воспитание и образование можно дать детям только в православной школе. Введение курса ОПК можно рассматривать лишь - как меру вспомогательного характера. На сегодня возможности родителей отдать своих детей в православные школы - ограничены, во-первых, тем, что таких школ мало. И, во-вторых, тем, что образование здесь платное. Если, согласно с заявлением Президента, негосударственные, в том числе и православные школы, будут уравнены с государственными, можно будет реально увидеть, какое число наших сограждан хотели бы воспитывать своих детей в соответствии с православной верой».
По окончании торжеств мы встретились с Михаилом Борисовичем и попросили его пояснить последний тезис. Иначе говоря, как он представляет себе этот процесс в реальности.
Благочинный округа, к примеру, или правящий архиерей, по числу заявлений от родителей, обращается к местным властям, и те на законных основаниях предоставляют ему помещение и т. д. При этом оговаривается, что Церковь (в лице отдела катехизации) имеет приоритет на подбор директора и педагогов... Оргвопросов будет конечно много, но все они - решаемы. Главное же - появится реальная альтернатива. Первыми такой возможностью воспользуются конечно православные семьи, которые не могут платить за обучение в гимназии. Но потом к нам потянутся и по другим причинам - от наркотиков и ювенальной юстиции, от межкультурных и межнациональных внутришкольных конфликтов; за хорошим образованием; правильно поставленным процессом воспитания, ...»
Михаил Борисович, почему в такой торжественный день, день цветов и поздравлений, в том числе и в Ваш адрес, в Вашем выступлении так много минорных нот?
«Я это сделал сознательно. Чтобы именно в этот праздничный день, когда в гостях у нас столько наших единомышленников, руководителей других православных гимназий, сделать акцент на наших проблемах, очень серьезных проблемах.
История всегда отводит ограниченное время для решения тех или иных задач. В своё время русское общество и Церковь как часть его не успели вовремя и эффективно решить назревшие проблемы, и мы знаем, чем это закончилось. Боюсь, что и сейчас наш исторический временной ресурс тоже ограничен.
Потому призываю всех, для кого это важно, объединить свои усилия в поиске эффективных способов развития православного образования в нашей стране. И да поможет нам Бог!»