Не "культурные ценности", а "недвижимое имущество"

Заместитель министра экономического развития РФ о музеях и церкви

Возвращение святынь 
0
155
Время на чтение 4 минуты

Закон реституция

В мае в Государственную думу собираются передать новый проект федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности". Прежний вариант был подготовлен в 2007 году комиссией под руководством первого вице-премьера Дмитрия Медведева ("Ъ" от 12 марта 2007 года). С тех пор как была обнародована первая редакция закона, он много раз обсуждался на самых разных уровнях. Музейщики боятся изъятия из ведения музеев зданий и икон. О новом законе МАРИИ СЕМЕНДЯЕВОЙ рассказал заместитель министра экономического развития ИГОРЬ МАНЫЛОВ.


— Что нового появилось по сравнению с прежними редакциями проекта?

— На этой стадии более четко определен вопрос о судьбе музейных ценностей, вернее, о том, касается ли закон музейных ценностей. Шли дебаты относительно того, что ценности будут передаваться религиозным организациям в комплексе всего имущества, и при этом они могут выпасть из-под охраны их как культурных ценностей.

Сейчас в проекте прямо сформулировано, что этот закон не будет регулировать вопросы, связанные с передачей "культурных ценностей". Речь в этом законе идет о передаче прежде всего недвижимого имущества. В отношении музейных и культурных ценностей действует специальное охранное законодательство. Чтобы уточнить, я должен сказать, что в дальнейшем при решении судьбы такого рода ценностей все требования охранного законодательства должны на них распространяться. Факт массового перехода церквей к религиозным организациям не нанесет ущерба ценностям. Безусловно, до конца еще все вопросы не решены, однако явных противоречий у членов рабочей группы нет — я это вижу, как координатор работы.

— То есть вы рассматриваете передачу икон из музеев в церкви в обозримом будущем?

— Это может случиться, однако для этого нужно доработать специальные правила. Охрана с этих объектов не будет снята. Государство примет все меры к тому, чтобы иконы остались в сохранности. Возможно, потребуется корректировка в развитии охранного законодательства, эта работа уже идет. Речь идет о корректировке законодательства, которая обеспечила бы специфику существования таких объектов в случае их передачи.

— Какова природа передачи имущества религиозным организациям, ведь реституцией это не назовешь?

— Это передача из федеральной собственности в собственность религиозных организаций имущества религиозного назначения, которое изначально для этих целей создавалось и служило этим целям. Это имущество, которое не должно быть в руках у государства по самому своему предназначению. Оно передается безвозмездно в собственность или в пользование религиозным организациям.

— А смогут ли религиозные организации сдавать, например, трапезную, которую им отдадут, в аренду под ресторан?

— Религиозные организации становятся полноправными собственниками, и никаких ограничений на использование нет. Это вопрос целевого или нецелевого использования. У объектов религиозного назначения есть собственники. Конечно, есть ограничения, связанные со статусом самой религиозной организации,— они есть в федеральном законе и определяют, какими вещами можно, а какими нельзя заниматься религиозным организациям. Никаких специальных ограничений, вроде тех, что трапезную нельзя сдавать в аренду, в законопроекте нет.

— Будут ли вместе с недвижимостью передавать в собственность и землю?

— И землю тоже будут передавать в собственность, и постройки, которые стоят на этой земле. Речь идет прежде всего о передаче объектов капитального строительства, прилегающих построек, объектов инфраструктуры, а также земельных участков, находящихся под имущественными комплексами. Религиозные архитектурные комплексы многочисленны, но если говорить только о них и о той земле, на которой они стоят, церковь в данном случае не сможет стать крупнейшим землевладельцем. У нас есть гораздо более крупные правообладатели. Российская Федерация всегда останется самым крупным. Субъекты федерации и муниципалитеты обладают большим количеством земель. Кстати, правительство в последнее время ставит задачу более эффективного использования этих земель, потому что территория у нас огромная, а эффективного использования земли в последние годы не наблюдается.

— Кто будет решать межконфессиональные имущественные конфликты, которые могут возникнуть?

— При решении вопроса о передаче будет учитываться религиозная принадлежность, чтобы не происходила передача объектов, созданных в рамках одной религиозной организации, другим организациям других конфессий. Для этого учитывается историческая информация. Безусловно, пересечения возможны, но на практике таких случаев не встречается. Однако законопроект предусматривает при возникновении вопросов их решение на уровне межведомственной комиссии. Это внесудебное решение. В комиссию должны входить представители власти, эксперты и представители религиозных организаций.

— Как вы реагируете на общественную критику законопроекта?

— Мы думаем, что возникающая периодически острота обсуждения связана с тем, что участники имеют добрые намерения и каждый в своей сфере старается достичь лучшего и защитить объекты, имеющие высокую ценность. Люди, работающие в сфере защиты памятников, действительно энтузиасты своего дела. Можно понять и представителей религиозных организаций. Для стадии подготовки законопроекта я думаю, что сейчас у нас мир и дружба. Я считаю, что сам по себе вопрос возврата такого рода ценностей — это вопрос социальной справедливости. Его можно решить, только если стремиться достичь компромисса. Но нельзя лишать людей возможности реализовывать свои духовные устремления, для чего изначально и создавались религиозные объекты. Безусловно, уникальные культурные объекты нельзя изолировать от общества, но при этом необходимо сохранить их для будущих поколений.

— Можно представить себе реакцию прихожан православного храма на иноверца, который пришел наслаждаться изобразительным искусством.

— Вопрос посещения буддистом православного храма не относится к сфере регулирования законопроекта. Иногда и православные, заходя в здание храма, получают порой заслуженную взбучку за ненадлежащий вид или поведение. Это вопрос достойного поведения. Что касается законопроекта, мы четко понимаем, что нельзя просто взять у одних и передать другим, как это уже бывало. Теперь знаем: могут быть неприятности. Наша задача — сбалансировать охранное законодательство и при этом постараться аккуратно решить имущественные вопросы.

Фото: Светлана Привалова/Коммерсантъ

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1367665&print=true

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Возвращение святынь
Люди тянутся к Богу
По данным ВЦИОМ, за последние четыре года произошёл двукратный рост паломников, побывавших в святых местах
22.01.2024
«"Святая Троица" является национальной святыней»
Игумения Ксения (Чернега) о подробностях договора о передаче Церкви иконы Святой Троицы
13.07.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06