Батюшки в сети

0
208
Время на чтение 6 минут

В одном из номеров нашей газеты мы начали разговор о том, что существующие в Интернете социальные сети представляют собой широкое поле для миссионера — многие священники, выходя в глобальную сеть, продолжают проповедовать на «Одноклассниках» и «В контакте», где порой люди задают им гораздо больше вопросов, чем в храме. Но кроме простого общения Интернет может принести православному священнику и конкретную пользу. Какую? Об этом рассказал клирик храма в честь Рождества Христова города Саратова, один из смотрителей интернет-сообщества «Церковный устав» в «Живом Журнале» и модератор форума «Диаконник» диакон Максим Плякин.

«Одноклассники» — это игра

— Есть несколько вариантов общения в cети, и если говорить о серьезном общении, то «Одноклассники» в известной степени — это игра,— считает отец Максим.— Там есть группы семинаристов, группы учащихся в духовных академиях, но обычно туда заходят, чтобы просто «поболтать со знакомыми».

Серьезная же работа, по мнению отца Максима, ведется в «Живом Журнале» на livejournal.com, более известном как «ЖЖ». Это американская социальная сеть, насчитывающая десятки миллионов пользователей, в том числе и в русскоязычном секторе. Интернет-сообщество «Церковный устав», в которое входит отец Максим, объединяет людей, неравнодушных к нашему письменному наследию. Каноны Церкви, догматика, богослужение... Люди имеют возможность обсудить интересующие их вопросы и обменяться мнениями. География участников дискуссий (а в них может принимать участие 150–200 человек одновременно) — от Аляски до Австралии.

— Это дает возможность общаться с людьми, которые во многих вопросах гораздо компетентнее тебя, но с которыми в реальной жизни ты, скорее всего, не пересечешься,— рассказывает отец Максим.— Например, «живьем» поговорить с настоятелем храма святых жен-мироносиц в Венеции иереем Алексием Ястребовым я вряд ли когда-нибудь смогу, а на форуме «Диаконник» мы — в соседних темах.

Интернет-форум deacon.ru создавался как сервис, где каждый священнослужитель может получить ответ на свой вопрос или спросить совета в решении той или иной проблемы у более опытных батюшек, у которых за плечами десятки лет служения в сане.

— Этот форум жестко модерируется, здесь запрещены дискуссии не по темам, а также бессодержательные комментарии. Грубые грамматические ошибки рассматриваются как неуважение к собеседнику, не допускаются хамство и сквернословие — ведь форум заявлен как место общения священнослужителей,— объясняет позицию администрации сайта отец Максим.

Несмотря на то что форум «Диаконник» открыт для регистрации любого пользователя, в правилах оговорено, что для обсуждения проблем в духовной жизни мирян есть другие места.

Искушения Интернета

Найти друзей за тысячу километров, позволить себе роскошь человеческого общения с людьми, разделяющими твои взгляды, проговорить что-то в кругу единомышленников — вот главные преимущества сети. Но интернет-общение скрывает в себе не только уникальные возможности, но и некоторые опасности. Отец Максим считает одним из самых серьезных искушений Интернета искушение анонимностью.

— Есть пользователи, которые не скрывают своего имени, другие стараются любой ценой сохранить анонимность. На это могут быть объективные причины,— объясняет отец Максим,— например, человек, занимающий определенный пост в синодальном учреждении, не хочет, чтобы его частное мнение ассоциировалось с позицией этого учреждения; чтобы за его словами, которые могут быть ошибочными, читалась официальная позиция Церкви. Бывает также, что человек не хочет вступать в конфликт с теми или иными структурами Церкви по причине своих резких высказываний. Но гораздо чаще псевдонимы скрывают другую причину — желание спрятаться за маской. И эта личина может сквернословить, хамить, даже богохульствовать…

По мнению отца Максима, здесь есть еще одна опасность: человек, который привыкает к своей «невидимости», снимает свои внутренние моральные запреты и начинает говорить то, что в обычной ситуации не стал бы говорить.

— Сеть — публичное место. Сегодня стало технически сложно потерять что-то в Интернете. И христианин, общаясь в cети, должен осознавать меру своей ответственности,— уверен отец Максим.— А тем, кто не умеет держать себя в руках, стоило бы применить интернет-воздержание.

Существует и другое искушение — искушение представить себя кем-то, кем ты не являешься. Поэтому на «Диаконнике» приветствуется регистрация под реальными именами и есть предупреждение о том, что человек, приписавший себе сан, которым он не обладает, с форума изгоняется. Еще одно искушение, преодолеть которое не менее трудно,— это иллюзия всезнайства.

— Если человек обладает определенным интеллектуальным багажом, запасом логики и может вести беседы на разные темы, то у него может возникнуть иллюзия, что он может вести беседы на все темы,— поясняет отец Максим.— А если христианин, тем более священнослужитель, начинает поучать на тему, которой он не знает,— это искушение не только для него, но и для его собеседника.

Отец Максим уверен: люди, отстаивающие свое мнение в сети, должны уметь его аргументировать (в этом и состоит классическая задача апологета — объяснять позицию Церкви), но не вступать в дискуссию ради дискуссии.

— В психологии есть такое понятие: человек-магнитофон,— рассказывает отец Максим.— Тот, кто воспроизводит заранее записанную пленку и не воспринимает вторую сторону. За десять лет в сети я научился распознавать таких людей и стараюсь не вступать в бесплодные дискуссии, мотив которых непонятен, а вступаю только в те, где есть шанс быть услышанным. Например, на одном сайте велась дискуссия о том, что Андрей Рублев вовсе не святой, что все это интеллигентские выдумки. И мне довелось объяснять, почему Русская Православная Церковь видит в иконописце Андрее идеал святости. Когда я вступал в дискуссию, я не думал никого переубеждать с пеной у рта. Мне хотелось бы, чтобы тот, кто сомневается, прочитает аргументы двух сторон, задумается и сделает выводы.

Про френдов и девирт

В сети завязываются не только дружеские отношения, личные привязанности и симпатии, но и деловые отношения. С иереем Феодором Людоговским, преподавателем церковнославянского языка Московской Духовной Академии, с которым отец Максим готовил статью для сборника богословских трудов Саратовской православной духовной семинарии, он познакомился в сети. Отец Феодор — постоянный автор портала «Богослов.ру». И то, что началось как знакомство людей, интересующихся акафистами, со временем переросло не только в дружбу, но и в совмест­ную научную работу.

— Сегодня в обиход интернетчиков входит такое понятие как «девирт» — девиртуализация,— объясняет отец Максим.— Когда люди, знавшие друг друга только под никами, встречаются вживую. Этот феномен существовал и раньше — так называемая дружба по переписке,— просто в Интернете это происходит в режиме реального времени.

Можно ли жить без сети?

Несмотря на то что сегодня трудно представить человека, не знающего ничего про Интернет, отец Максим вовсе не считает его обязательной частью нашей жизни.

— Компьютер должен быть другом, но не господином,— замечает отец Максим.— Проверить, есть ли пристрастие к компьютеру, очень легко: может ли человек спокойно провести день без этого аппарата? У меня была неделя офф-лайна, когда я был лишен возможности выйти в сеть, и я могу сказать, что скучал я не по компьютеру как таковому, а по общению с близкими людьми. Знаю также христиан, которые на время Великого поста не появляются в сети и свои странички блокируют, не давая ни себе, ни другим там писать — это ли не современная аскеза? Для тех, кто в сети не работает, а живет — это труднее, чем не есть колбасу. Думаю, в будущих изданиях епитимийников наравне с наставлениями святых отцов сребролюбцам будут наставления интернетолюбцам.

Подготовила Ольга Новикова

Полезные сайты

Форум православных священнослужителей

http://www.deacon.ru/forum

Предназначен для сетевого общения священнослужителей на любые темы, так или иначе связанные с храмом, службой, внехрамовыми делами духовенства.

Церковный устав во всей его полноте

http://community.livejournal.com/ustav

Богослужебный устав, догматика, церковное и светское право. Как сказано в аннотации самого сообщества, «вопросы, ответы, а также споры по этим темам приветствуются».

Форум Московской регентско-певческой семинарии

http://community.livejournal.com/kliros

Сообщество было создано на базе форума МРПС, чтобы каждый мог высказаться или задать вопрос по теме клиросного пения.

Форум любителей древнерусского пения и богослужения

http://talk.canto.ru

Предназначен для тех, кто любит древнерусское пение и готов обсуждать связанные с этими темами вопросы.

Газета «Православная вера» № 8 (412) 2010 г

Опубликовано на сайте информационно-аналитического портала Саратовской епархии "Православие и современность"

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=9354&Itemid=4

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Максим Плякин
Просвещение молодежи в годы гонений
Доклад секретаря Саратовской епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия, члена Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви священника Максима Плякина на пленарном заседании XVI Межрегиональных образовательных Пименовских чтений.
26.12.2018
Все статьи Священник Максим Плякин
Последние комментарии
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Кожухевич
18.04.2024 16:58
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от Кожухевич
18.04.2024 16:51
Гомосексуалисты во власти приведут человечество к ядерной катастрофе
Новый комментарий от Русский танкист
18.04.2024 16:45
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от боеприпас
18.04.2024 16:34
«Вечный жид» в романе И.С. Тургенева «Рудин»
Новый комментарий от архетипика
18.04.2024 16:16
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 15:40
На картошку!
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 15:38