- Благовещение? Это когда Патриарх в Кремле голубей выпускает?.. Да, замечательно! Такая картинка! По всем каналам прошла, а Патриарх такой радостный, счастливый, и дети рядом с ним, повезло кому-то…
Вот так, примерно так, наш непросвещенный соотечественник постигает церковный календарь и через сопутствующий обряд приобщается к церковным торжествам, к традиции, к собственной истории. В этой связи, очень кстати, вспоминается небольшое стихотворение А. С. Пушкина «Птичка»:
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны…
Пушкинская «Птичка» уже 15 лет витает в небе над нашим старым, Святым Кремлем именно на Благовещение. Виновником возрождения древней традиции стало общество «Радонеж», чем и привлекло внимание общества к возобновлению богослужений в Кремле. Сегодня ведь далеко не все знают, что ныне в «музейных» соборах Кремля алтари закрыты: это свято, это – уже не музей. А в престольные праздники в небольших Кремлевских храмах совершаются Патриаршии богослужения. В день Архангела Михаила – в Архангельском соборе, на Успение – в Успенском соборе… На Благовещенье – в домовом храме русских Царей – Благовещенском соборе. Главное – это, конечно, Богослужение, которое одухотворило замершие было соборы Кремля. И это – особая поэзия. Если отвлечься от телекамер, богослужения в небольших Кремлевских соборах – явление вневременного свойства. И патриаршие иподьяконы, и архиереи, и сам Патриарх, которого вы видите восседающим (увы, раз в году) на патриаршем троне в глубине алтаря, - во всех просто видимо присутствует дух старого Кремля. И передвигаются, кажется, они несколько иначе, чем в Храме Христа Спасителя… Будто и не было 70-летнего перерыва. Вы верите, что так все и было: именно так служили на Благовещение в этом соборе в 1710, в 1810, и вот сейчас – 7 апреля 2010 года. Вы проникаетесь великим значением и неизменностью православной традиции, которая делает наше время исторически непрерываемым. Короткое время богослужения вы не просто провели в средневековом Кремлевском храме, но удивительным образом продлили свою собственную жизнь туда, в глубину веков… Вы чувствуете своих предков, молившихся перед этими иконами. Вы стоите перед древним иконостасом и забываете, какое на дворе тысячелетие.
Но храм – небольшой, счастливчиков, побывавших на службе в Святом Кремле – немного, а ТВ, увы, духа передать не может. Но дело даже не в том, что даже из тех, кто получил вожделенные билетики, не многие смогли протиснуться в сам храм ( он действительно очень маленький) и благоговейно стояли в притворе, и молились перед древними иконами-фресками.
Наш разговор о тех, кто не попал на эту службу, пропустил ее, но тем не менее был привлечен в Кремль на Благовещенье. В том числе и через многочисленные телекамеры.
Итак… вы выходите из храма, как сказали бы богословы, из сокрытого «дня Восьмого» на крыльцо Благовещенского собора, выходящего на Соборную площадь Кремля, и попадаете в реальность ХХI века: вкруг крыльца выстроилось десятка два телекамер. Замерли в ожидании главной для ТВ картинки. Сейчас выйдет Патриарх и выпустит в небо восхитительных белых голубей. Красиво, зрелищно, «развлекательно», и это обойдет все каналы.
Если читатель ожидает, что автор этих строк хочет пожурить тележурналистов, не способных проникнуть в суть торжества Благовещенья Пресвятой Богородицы и привлекающих внимание телезрителей чем-то второстепенным, он ошибается. Более то, красивый обряд, сопровождающий радостный и полный надежд праздник Благовещения – это своеобразная миссия, это проповедь, обращенная к русскому человеку, еще не пришедшему в храм. Надо только приветствовать наше ТВ, работающее на эту Миссию, и посожалеть о том, что, скажем, на «Михайлов день» или на «Успение» мы не можем предложить ТВ такую же яркую миссионерскую «картинку», как на Благовещенье.
В заключение – об инициаторах возрождения древней православной традиции. И, в связи с этим, - о рождении новой традиции. В 1995 году с соответствующим предложением к Патриарху Алексию II обратилось общество «Радонеж», оно же разработало «сценарий» этого, теперь столь популярного действа. Если вы внимательно посмотрите видеоролики, то увидите следующее. На крыльце Благовещенского собора в ожидании выхода Патриарха стоит небольшая группа детей. Это выпускники начальной школы первой в России православной гимназии «Радонеж» (всего же у общества «Радонеж» три такие гимназии), известной своим высоким уровнем преподавания. Каждый четвертый, то есть выпускной, класс начальной школы тщательно готовится к празднику Благовещения в Кремле, к встрече с Патриархом. Они усердно репетируют пение для Патриарха благовещенского тропаря, чтение все той же пушкинской «Птички»… Событие-то какое для детей: стоять рядом с Патриархом, получить его благословение лично! Все мы видели, как Патриарх коснулся своей рукой головы каждого ребенка. Это ведь воспоминание на всю жизнь!
Вот уже 15 лет дети из православной гимназии «Радонеж», как виновники возрождения этой красивой древней традиции, вместе с Патриархом выпускают на Благовещенье голубей в небо. Рядом с детьми - бородатый и в очках – это Евгений Константинович Никифоров, председатель общества «Радонеж», ему принадлежит право подать белых голубей Патриарху. И это уже тоже – традиция. «Даже белые голуби, - говорит Евгений Константинович журналистам, - они же особенные, специально выращенные для этого события Федерацией спортивного голубеводства. И порода эта называется «Радонеж». Более пятнадцати лет голубеводы бескорыстно предоставляют своих любимых питомцев для участия в патриаршьей программе. Это их первый весенний полет в открытое небо.
На крыльце Благовещенского соборы, вначале не замеченные всеми, стоят три больших сетчатых контейнера с голубями. Вслед за царственно белыми голубями, выпушенными Патриархом, в небо над Кремлем взлетает целая стая птиц! Праздник, Благовещенье!