Поговаривают, что пора «модернизировать» Православие. И новые веяния уже чувствуются. Пример - отрывной «Православный церковный календарь на 2010 год: Православные мысли на каждый день» - без святцев! Даты даны только по новому стилю, а не как принято в церковных календарях - с переводом в старый стиль.
«Православный церковный календарь на 2010 год» продавался в Москве, в солидных церковных лавках, стало быть, прошёл все согласования в соответствующих синодальных отделах. Выходит, новый дух, о котором столько вещают, - это отказ от старины, кому-то надоевшей, начиная со святцев.
Календарь подготовлен в Костроме (ул. Самоковская, 10) коллективом ОАО «Кострома». Отпечатан огромным, 100-тысячным тиражом тоже в ОАО «Кострома». Календарь маленького формата 60х84/49 и имеет подзаголовок - «Православные мысли на каждый день».
То есть каждый день мы должны мыслить, но только не о наших святых?
ОАО «Кострома» мне, как и очень многим, ни о чём не говорит. В интернете это общество, напротив, известно: его сайт http://ipp.kostroma.ru. На сайте приведён список телефонов. Исполнительный директор - Русинов Павел Николаевич, его телефон (4942) 49-15-11. Но это телефон приёмной, которой заведует Ковеня Ольга Николаевна. ОАО «Кострома» выпускает разные календари, на все вкусы, в том числе и «православные церковные».
По телефону (4942) 49-15-72 я говорил с женщиной, которая назвалась техническим редактором календаря Лашмановой Светланой Николаевной. Разговор получился долгим. Ответы уклончивы и противоречивы. В ОАО «Кострома» мне даже сказали: «Вам просто хочется поговорить». Были удивлены, что длинный разговор по «межгороду» мне удовольствия не доставляет. Сразу видно, что в ОАО «Кострома» на такие «мелочи» внимания не обращают. Зато другие «мелочи» тщательно оберегают. Кто, например, составитель «Православного церковного календаря» без святцев? В выходных данных указано - А.П. Брежнева. Но мне сразу сказали, что с составителем поговорить нельзя, живёт-де он (она) в другом городе. Позже не исключили возможности, что А.П. Брежнева - псевдоним.
Издавать календарь без святцев решили сразу, так распорядилась составитель. Но как же руководство ОАО, исполнительный директор Русинов, члены художественного, редакторского и иных советов? Ясного ответа я не получил.
Зато моя собеседница в ОАО «Кострома» сослалась на другой календарь, называющийся «дорога к храму». Там-де святцы есть. А в календаре «Православные мысли на каждый день» главное-де «мудрые мысли».
То есть пока я иду к храму, святцы ещё есть, чтобы я был уверен, что иду именно в православный храм. А вот когда я уже пришёл, то святцы - это же, как принято говорить, «контекст времени». Тут надо задуматься над чем-то другим, а помогут, конечно, мудрые мысли. Что это - новая форма катехизации и миссионерства?
В «Православном церковном календаре: Православные мысли на каждый день» опубликована якобы «любимая книга последней российской императрицы Александры Феодоровны». Императрица не названа святой мученицей даже в предисловии от издателя! И «данный календарь» - та же дореволюционная-де книга, «только библейские мысли истолкованы здесь в современной редакции».
В чьей редакции? И как «современная редакция» отличается от дореволюционной? У нас в РФ, кажется, есть закон об авторском праве. Стало быть, надо указывать, кому принадлежат авторские права на публикуемый текст, кто и в каком году «осовременил» дореволюционное издание. А у ОАО «Кострома» этих сведений в выходных данных нет. Торопились? Нет. Подписали в печать ещё 18.01.09, когда все ждали итогов стремительного Поместного Собора января 2009 г. Или это случайное совпадение?
Моя собеседница в ОАО «Кострома» сказала мне, что Костромская епархия давала им список главных церковных праздников.
Обрадовавшись, что с епархией вопрос был согласован, я открыл сайт костромской епархии (www.kostroma-eparchia.ru), чтобы выяснить, кому могу позвонить и всё, наконец, выяснить. Телефонов много. И телефон приёмной управляющего епархией, и телефоны его резиденции. И телефон секретаря епархиального управления. Только часто нет имён и фамилий ответственных клириков. Не знаешь, кто должен взять трубку в Костроме. Есть, правда, начальник отдела религиозного образования и катехизации протоиерей В. Шастин. У него два телефона, и оба не ответили.
В епархиальном управлении трубку взял молодой человек, назвавшийся руководителем протокола владыки. Руководителя протокола зовут Роман Головин, он дьякон. Кратко выслушав меня, он перенаправил меня... в ОАО «Кострома». Я кратко передал суть разговора с сотрудницей ОАО.
Отец Роман пообещал узнать, в чём дело, попросив меня перезвонить ему через час. Ровно через час я перезвонил. Но у телефона оказался не отец Роман, а человек по имени Валерий (так он назвал себя, не уточнив, имеет сан или нет). Я сослался на разговор с отцом Романом. Тогда меня переключили на отца Романа.
И руководитель протокола владыки ответил: «Через нас это не проходило». А через кого тогда? Загадка. Я посетовал, что с епархией не советуются, а издают неведомо что. Любезный человек отец Роман. За час узнал, что не знает. Скорость, оперативность.
Ну а как же сам архиепископ Костромской и Галичский Александр (Могилёв)? До такой вершины мне не достучаться. Грешен, смирения не хватает. А владыка Александр человек осведомлённый. Судя по его биографии, размещённой на епархиальном сайте, он - доктор философии Европейской академии информатизации в Бельгии.
Если у кого сохранились старые календари со святцами и без «мудрых мыслей» (по-новому истолкованных) - не выбрасывайте. Старые календари ещё ох как понадобятся!
Иван СОРОКИН, мирянин, г. Москва
http://www.rv.ru/content.php3?id=8336