Святой патриарх – любимый и непонятый

0
138
Время на чтение 4 минуты

Хотя известие о смерти патриарха было ожидаемо – по причине его долговременной немощи, многие были захвачены врасплох и с чувством глубокой народной потери приняли весть о смерти Сербского патриарха Павла. Патриарх Сербский Павел был настоящим народным патриархом. Мало кто в новейшей сербской истории, полной разделений, расколов и противостояния, обладал и обладает таким авторитетом и безраздельным уважением народа. Миллионы ощущающих потерю, тысячи ожидавших в очереди, чтобы проститься с патриархом в соборной церкви, и сотни тысяч присутствовавших на его похоронах в Белграде свидетельствуют о том, насколько он сумел объединить и вдохновить сербов своей личностью и жизнью. Как редко когда, наш народ объединен своим отношением и чувством к человеку, которого еще при жизни называли «святым, ходящим по земле».

Как вышло, что слабый ребенок, который едва выжил и который, чтобы удалиться от мира, принял монашество, «потому что, как сирота и очень болезненный, не мог иметь свою семью и быть приходским священником», в итоге стал первым среди сербов? Как скромный монах, чья фраза «Будем людьми» стала народной, превратился в того, кого почитают и самые могущественные и умные и у кого просят благословения даже атеисты и представители другой веры? Как последний по мирским меркам стал первым? И, прежде всего, своей добродетелью, своим благородством, скромностью, о которой ходят легенды, он в то время, когда добродетелей становится все меньше, был еще более заметным и необычным.

Этот необычайно кроткий человек сумел сделать так, что его при жизни уважали и ценили и стар и млад, и те, кто верит, и те, кто не верит, левые и националисты, патриоты и европейцы, власть и оппозиция, что само по себе стало невероятным успехом в разделенной и нередко подверженной раздорам Сербии. Когда мы слышали, что те, кто не особо печется о Православии (как атеисты, мусульмане, католики и протестанты), говорят, что это святой человек, то, безусловно, мы имеем дело с чудом во времена, не верящие в чудеса. И даже те, кто известен как противники веры и Православия, не смели критиковать его напрямую, так как знали, насколько любят и уважают его люди. Да и дежурные борцы против традиции в своих нападках на Церковь подчеркнуто обходили стороной старого и мудрого патриарха или же облекали критику в обертки типа «не ставя под сомнение нравственную целостность, должны сказать…».

Но, хотя он был любим и уважаем, многие его не понимали. Уважаемый всеми, авторитет во время, лишенное авторитетов, он мало кем был действительно понят. Некоторые недооценивали его как кроткого и скромного монаха, считая, что он наивен, и пытались использовать его в своих целях и интересах. Говорили о нем, что он святой человек, и в то же время торговали его благословениями, думая, что он этого не замечает. Он много чего замечал, но хотел поддержать всякую благородную активность или хотя бы ту, что могла привести к чему-то хорошему, хоть и не исходила из чистейших побуждений. Другие же не понимали его жестов или слов, потому что в тот момент они не совпадали с их личными интересами и идеологическими представлениями. Каждый из них видел в нем то, что хотел видеть, и представлял патриарха соответственно своим интересам – чаще всего в черно-белом цвете. Он же просто, как смиренный мудрец во времена надменной поверхностности, не включался в идеологические и партийные разделения и схемы в Церкви и в обществе. Поэтому-то часто в церковной и политической иерархии его недооценивали как «доброго, но наивного человека». А он, как мягкий человек в суровые времена, на все эти разделения смотрел как-то по-отечески, как на детское упрямство, с которым нужно терпеливо и нежно обходиться.

Когда он говорил как искренний миротворец и примиритель на кровоточащих Балканах, некоторые, считая, что Церковь должна быть более и активнее представлена «на нашей стороне фронта», воспринимали его как чрезмерного пацифиста. И в то же время те, кто видел, как он помогает нашему несчастному народу в Косове, как он как епископ Косовский страдает со своим народом и при этом как патриарх Сербский поддерживает борьбу за свободу сербов с другой стороны Дрины[i], в идеологическом запале воспринимали его как политического националиста.

Но он в себе соединял православную миролюбивую черту (которой не было у католических и мусульманских лидеров) с искренней и ответственной заботой о своем народе на войне, где было мало заботы со стороны политиков и интеллектуалов. Итак, это был совершенно необычный и странный человек в эпоху нигилизма. Он сочетал в себе христианские добродетели с заботой о многострадальном народе, православное и национальное – что и есть сущность косовской и видовданской[ii] идеи. Он деятельно распространял это и на других, действуя объединяюще во времена неединства. Это могло казаться противоречивым только тем в Церкви и вне нее, кто не может разрешить собственные противоречия и проблему своей идентичности.

Некоторые, опять же односторонне, «толковали» его, будто он просто прагматично лавирует между направлениями внутри Церкви и государства. Это, возможно, было и так, но он делал это не по слабости и наивности, но по мудрости. Это был единственный путь для того, чтобы помирить и объединить народ, измученный язвами разделений и расколов. Такой позицией мудрого примирения течений и партий мудрый патриарх вел церковный и народный корабль к тихой пристани. Если этого не почувствовали те, кому в какой-то момент не было по душе то или иное патриаршее слово, то почувствовали и поняли обычные люди, видевшие в патриархе того, кто он есть, – мудрого человека, объединяющего народ и предводительствующего им в тяжелые годы и десятилетия. Поэтому нет ничего удивительного, что даже иностранцы примечают сейчас в нашем народе такое чувство потери, что Сербия похожа на сироту, оставшегося без народного отца.

Перевел с сербского Михаил Плетнев


[i] Под «сербами с другой стороны Дрины» имеются в виду сербы, живущие к западу от реки Дрины, то есть сербы Боснии и Герцеговины и краинские сербы в Хорватии. – Здесь и далее примеч. пер.


[ii] Видовдан – день святого Витта и одновременно день Косовской битвы.

http://www.pravoslavie.ru/put/32922.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Бранко Радун
1389 и 1999 – две битвы за Косово
Исторические параллели сербской истории
27.02.2010
«Двери сербские»
Интеллектуальный молодежный патриотический проект
28.12.2009
Все статьи Бранко Радун
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06